|
Модель психологических проблем в поведенческой терапии
Каждая психотерапевтическая модель имеет свое объяснение причинам психологических проблем. Одни больше базируются на науке, другие на религии и духовных практиках. Я отдаю предпочтение первым и хочу рассказать как видит причины проблем поведенческая терапия «третьей волны» на примере Терапии Принятия и Обязательств (Acceptance and commitment therapy).
Эта модель поведенческой терапии практически неизвестна в русскоязычной среде, потому что все материалы только английском. Мне же посчастливилось учиться и проходить супервизии в этом подходе ввиду владения языком. В научной среде этот метод хорошо известен огромным количеством исследований его эффективности при терапии широкого спектра расстройств, которые можно легко найти в базе Pubmed.
Оговорюсь сразу что речь не идет о нейробиологической стороне психологических расстройств, хотя метод показывает высокую эффективность даже при работе с психозами.Также, также я оставлю за рамками философию Функционального контекстуализма и теорию взаимного влияния языка и поведения, которые лежат в основе метода, так как это большая тема для отдельной статьи.
В основе модели ACT (читается как АКТ) лежат 6 принципов организации человеческого опыта. Под опытом поведенческая терапия рассматривает любое действие, которое мы можем зарегистрировать: мысль, чувство, движение, телесное ощущение. То есть, человеческая психика — это черный ящик и что там мы не знаем, а можем работать только с ее проявлениями. Никакой мистификации и красивых теорий — сугубо прагматизм.
Начну с принципа Принятия (Acceptance). Согласно этому принципу, жизнь, при всей ее ценности, также полна и страданий: расставания, разводы, смерть, потеря и т.д. вызывают гамму неприятных чувств. И попытка избежать этих чувств является естественной реакцией. Однако, эти же попытки и становятся причиной страданий: алкоголь, наркотики, трудоголизм, переедание. Все это способы не чувствовать что-то неприятное. Принятие же — означает сознательную встречу с этими чувствами, признание что они есть и исследование того, как они влияют на нашу жизнь. Для этого о чувствах говорят, на них сосредотачиваются и разделяют с терапевтом в сессии.
Следующий принцип — Контакт с текущим моментом. Знаменитый «здесь и сейчас». Мы живем внутри головы в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. И это нормально. Мозг — прогностическая машина, которая берет информацию из прошлого, чтобы предсказать будущее. Однако, если нарушается гибкость и мы начинаем жить больше в прошлом (травмы) или в будущем (катастрофизация), то начинаются страдания. М теряем контакт с тем, что действительно актуально прямо сейчас.
Далее, Ценности. Это то какие качества мы хотим реализовать своим поведением. Это про «быть», а не «достичь». Например, получать удовольствие от физической нагрузки вместо занимать три раза в неделю в зале. Цели без ценностей делают нашу жизнь несчастной, а поведение негибким. Это ответ на вопрос «зачем я это делаю?», «какой смысл в том, что я делаю?».
Обязательство к действию (Committed Action). Это принцип изменений. Просто понимание и осознание причин и следствий своих действий — это действие, которое не ведет к изменениям. Только если мы пробуем делать что-то другое сознательным волевым актом, только тогда мы можем освоить новые навыки и изменить последствия поведения на желаемые.
«Я» как контекст. То есть «линза» для нашего поведения. Мы все можем рассказать про себя в стиле «Я такой-то». Но если мы застреваем с каком-то самоописании, когда в реальности мы уже изменились, тогда наши реакции становятся неадаптивными по отношению к обстоятельствам. Развивая навык смотреть на себя со стороны в терапии, мы становимся более гибкими и учимся видеть «дальше своего носа».
С предыдущим принципом связано понятие «когнитивное спутывание». То есть когда наш процесс мышления, то как мы думаем автоматически регулирует наше поведение. Мы теряем контакт с выбором и ценностями, что также является одной из причин психологических проблем, таких как депрессия и тревога за будущее. Для того, чтобы справиться с этим, применяются разные техники на основе практики осознанности «майндфулнесс», что позволяет нам развить навык «я замечаю то, о чем думаю и могу думать о думании». И тогда мысли перестают автоматически влиять на поведение, появляется выбор.
Все эти принципы существуют одновременно и работа в сессии идет не последовательно, а параллельно. Можно начинать с любого, но не стоит забывать ни одного.
Автор: Николай Павлов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|