Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Альберт Эллис это американский когнитивный терапевт и психолог. Он один из первых заговорил о важности рационального процесса мышления в коррекции нарушений поведения человека. Изучая свою деятельность психотерапевта, Эллис понял, что большинство проблем поведения и эмоционального здоровья происходят из определенных мыслей и внутренних установок. Он выяснил, что именно убеждения, а не жизненные реалии, порождают сбои на уровне эмоций и чувств. Те же, в свою очередь, делают поведение неадекватным и приводят людей на прием терапевта. 

Есть несколько причин, почему психотерапевт начал изучение когнитивной сферы пациентов. 

Первое, это невозможность изменить жизненные ситуации, в которых оказывается клиент. Например, нельзя изменить факт потери денег или факт кончины члена семьи. 

Второе, это невозможность быстро изменить эмоциональное состояние пациента. Например, не помогает просто внушение человеку установок, чтобы он перестал расстраиваться и жил дальше. 

Третье, очень часто, восприятие человека определенной ситуации кардинально отличается от реальной действительности. И даже если изменить ситуацию, в которой находится клиент, тот, все равно, найдет в новом положении вещей что-то негативное. И это будет поддерживать его плохое эмоциональное самочувствие. Для подтверждения этого и иллюстрации принципа действия рационально - эмоционального метода терапии, Эллис сформулировал схему ABC. По его мнению, события ситуации, действия, происшествия (А), которые присутствуют в жизни индивида, никак не влияют на его поведение, эмоции и чувства (С). Между объективной ситуацией и чувствами людей находятся мысли и установки человека (В). 

То, что часто мы не можем изменить ситуацию(А) и эмоциональную реакцию (С), заставляет задуматься над тем, чтобы скорректировать мысленные установки (В). 

Неосознанные установки возникают в травмирующих событиях и заставляют человека испытывать негативные чувства. И именно это портит настроение, понижает самооценку, а в итоге, меняет наше поведение. И если ситуацию нельзя изменить, а эмоции нельзя контролировать, то изменить мышление и убеждения - вполне возможно. 

И тут можно задаться вопросом, а какие именно идеи и убеждения становятся причиной плохого эмоционального самочувствия человека? Что именно в его мышлении потом может повлиять на поведение? 
Эллис отыскал ответ на эти вопросы, суммируя результаты своей работы с пациентами. Он понял, что в мыслительном процессе людей присутствует нерациональные установки. Эллис зафиксировал, также, свойства нерациональных убеждений. 

Ему удалось выяснить, что в восприятии его клиентов всегда были обобщения: «постоянно», «всегда», «никогда». А также, люди говорили о своем долженствовании. Что они «должны», «обязаны» что-либо. 
Конечно, иногда долженствование совпадало с реальным положением вещей. Например, ничто не изменит того факта, что «небо всегда голубое в ясную погоду». Но при человеческих отношениях, «всегда» и «постоянно» показывают тенденцию человека делать выводы обо всем, исходя из одного единственного факта. А такие глобальные выводы влияют на всю жизнь человека нерационально. А могут и навредить самой его жизни. 

Словосочетания «меня никто не понимает», «в жизни ничего не изменить», «я все порчу» являются нерациональными обобщениями, которые сам человек себе внушил. Ведь на самом деле в действительности у него все может быть по-другому: есть или были люди, которые понимают, все можно изменить и за всю жизнь была только одна испорченная вещь. 

И долженствование тоже может быть вполне адекватным, если речь идет об исполнении условий договора, например. Однако, когда человек считает, «я должен быть всем интересен» или «я всегда должен поступать правильно», это уже нерациональные убеждения. Несоответствия таким жестким установкам, в какой-то момент, могут принести человеку большие страдания и нанести психологическую травму. 

Вкупе, неадекватное обобщение и долженствование, по выводам Эллиса, указывают на нерациональное мышление. Именно оно губительно действует на чувства человека и его поведение. 

Если человек будет считать, что обязан быть всем и всегда интересен, то, скорее всего, начнет концентрироваться на тех, кому он неинтересен. А заметив таких людей, человек станет думать, что он плохой. Начнет чувствовать негативные эмоции. А позже и депрессию. 

Нерациональные убеждения мешают адекватному поведению. А неадекватное поведение, например, попытка вычисления людей, которым человек неинтересен в данный момент, навредит еще больше. Оно сделает нерациональные убеждения еще более устойчивыми. И этот замкнутый круг можно прервать, только изменив нерациональные мысли. 

Однако нерациональные убеждения не так просты. Они редко встречаются по отдельности. Часто они объединены в сложные цепочки убеждений, которые вытекают одно из другого. И, бывает, зависят одно от другого. Поэтому, разобрать эти нагромождения убеждений бывает сложно. 

Эллис сформулировал десять нерациональных установок, которые встречаются чаще других. А, наиболее часто, попадаются первые четыре установки из этого списка. Естественно, каждый человек находит свои индивидуальные формулировки, которые отражают эти установки. Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список: 

○ Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня. А если это не так, то это катастрофа; 

○ Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя. 

○ Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю; 
Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание; 

○ Если дело меня сильно волнует, значит, то оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача; 

○ Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию; 

○ Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной: 

○ Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться, не буду; 

○ Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться. 

Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают. 
Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки. 

Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов: 

Первое-это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам? 

Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают, а этой ситуации? 

Далее, разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства? 

Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек, в данных обстоятельствах, кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли, итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение? 

Новая формулировка ситуации. Какой иной, адекватный образ мыслей подходит для этого события? Здесь важны словосочетания "я могу", "я хочу", «для меня лучше». Это наверно, самый важный этап терапии-изменить «я должен» на «я хочу». Умозаключения, которые начинаются с «я хочу», часто, оказываются самыми правильными. Особенно, если человек подкрепит свои новые рациональные убеждения словами " я бы мог ". Это будет значить, что желания клиента совпадают с его возможностями. Следующим этапом является постановка задач и реализация задуманного. 

Список действий. Это очень важный этап терапии. Он выводит человека из нереалистичного и неконтролируемого замкнутого круга. Теперь, с новыми убеждениями, человек может делать то, что хочет он. Здесь же назначается контроль его поведения. Сначала, контроль ведет терапевт. Либо он передает право контроля людям, близким клиенту. В дальнейшем, человек учится сам контролировать и анализировать свои действия. 

Например. Женщина на склоне лет, страдает, что ее жизнь плоха. Она всю жизнь заботилась о детях. А заработав состояние, передала его сыновьям. Теперь они, по ее словам, забыли о маме. 

Ситуация. Клиентка живет в особняке с прислугой. Сыновья приходят, привозят гостинцы и интересуются ее жизнью. Однако она любит смотреть сериалы и у нее есть план их просмотра. Дети всегда приходят не вовремя и мешают ей смотреть фильмы. Она вынуждена отвлекаться. Из-за этого она убеждена, что они ее не любят. 

Эмоции. Она расстроена тем, что вынуждена разрываться между общением с близкими и любимыми сериалами. Ведь есть план просмотра, в котором мало свободных моментов. А свободное время уходит на другие дела. И женщина убеждена: «Когда они приходят, я расстроена, считаю, они меня злят, они отрывают меня от просмотра и делают это намеренно. Поэтому мне так плохо». 

Нерациональные убеждения. "Я так много для них сделала, что они обязаны благодарить. Они обязаны любить меня и приходить в гости, когда я хочу. Если навещают не вовремя, то хотят быстрее от меня уйти и бросить. Значит, не любят меня" 

Проверка разумности убеждений. Сыновья, в реальности, приезжают часто, но они не знают, когда она не смотрит телевизор. А вписаться в ее график просмотра сериалов очень трудно. Разве это значит, что они ее не любят? Скорее наоборот, они ее любят и ценят. 

Новая трактовка ситуации. «Я была бы рада видеть детей чаще, но, чтобы это было согласовано с моим графиком просмотра сериалов. Я могла бы их информировать, когда я свободна. А пока, неплохо бы все обсудить с ними. Сказать, что я их люблю, но сериалы мне тоже важны. Надо сказать им это, но чтобы они не обиделись». 

Планирование действий. "В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу". 

Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях, позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов. 
 


Просмотров: 652
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • Сложные ситуации: сценарии, повторяющиеся из раза в раз, которые Вас не устраивают, почему и что делать?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Как изменить ограничивающие убеждения
  • Можно ли изменить Жизнь без волевого усилия?
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами
  • Как не стать жертвой человека, у которого всегда все плохо
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Дать себе возможность изменить свою жизнь.
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Убеждения, которые мешают измениться
  • Почему нам так больно проживать сложные жизненные ситуации
  • Кто-то внутри меня всегда хочет жрать. Причины бессознательного переедания.
  • 20 мыслей, которые помогут видеть жизнь иначе.
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации абьюза в семье?
  • Люби меня как я тебя, и будем вместе мы всегда
  • Как изменить свою жизнь?
  • Когда женщина слишком много отдает, она ВСЕГДА мало получает
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • Что мешает нам изменить свою жизнь к лучшему
  • Как изменить свою жизнь с помощью «перепрошивки»
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • «Штурман, приборы!» Эмоции как индикаторы нашей текущей жизненной ситуации
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь