От чего зависит успешность в терапии тревожных расстройств?

Самым эффективным способом преодоления фобий, как впрочем, и самым тяжелым,  является прохождение через тревожные ситуации или встреча с объектами вызывающими тревогу. Это требует определенной психологической мобилизации. Как же формируется готовность встретиться с таким дискомфортом, от которого всю прошлую жизнь бежишь? Что мешает нам действовать? Рассмотрим некоторые факторы.
 
 
 
1. Отсутствие мотивации.
 
     Мотивация - это динамический психофизиологический процесс, с ней, так или иначе, связана вся центральная нервная система и все происходящие в ней процессы.
     Мотивационную деятельность связывают с активностью дофаминергической передачи по мезокортикальному тракту.
 
 
 
     Как известно дофамин ассоциируют с нейромедиатором удовольствия и мотивации (предвкушение награды и стимуляция активности для ее получения). Но это его не единственные эмоциональные эффекты. Дофамин помогает регулировать все наши эмоции – от любви до отвращения.  Так же дофамин играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. Активация дофаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой. Таким образом, недостаточность дофаминергической передачи приводит к повышенной инертности. Это важный аспект мотивационной деятельности, поскольку слабость этой функции затрудняет переключение и удержание внимания на нужных нам целях и планах.  
    В целом, дофамин наиболее ходовая биохимическая валюта нашего мозга – молекула, которая помогает нам в выборе одного из различных вариантов. Т.о. процесс принятия решений начинается с колебаний интенсивности выработки дофамина, а значит, выбор в пользу действий, направленных на вхождение в дискомфорт, зависят от насыщенности дофамином тех отделов мозга, которые участвуют в процессе принятия решений.
   
     Мотивация подкрепляется действиями (особенно, если эти действия связанны с преодолением какого-либо дискомфорта), т.е. сделав действие в направлении цели, укрепляется эмоциональная связь с этой целью, что, в свою очередь, усиливает желание достичь этой цели.
 
 
2. Моделирующая система мозга.
 
    Или способность мозга нашего  создавать информационные модели внешнего мира.
Модель – это определенная информационная система включающую структуру внешнего мира, а так же экстраполяции (предвиденья), воспринимаемые с помощью эмоций и ощущений. Проблема моделирования мозгом динамики различных объектов разрабатывалась группой физиологов во главе с Л. С. Крушинским. Этим исследователем была выдвинута идея экстраполяционного рефлекса как особой формы рефлекторной деятельности.
     Говоря о мышлении человека, используют термин антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищаю), т.е. представление предмета, явления, результата    действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально 
восприняты или осуществлены. Анатомо-физиологической  основой антиципаций  является  механизм акцептора  действия, описанный П. К. Анохиным в теории функциональных систем.
     При прохождении поведенческих экспериментов, это явление осложняет вхождение человека в тревожную ситуацию, т.к. мозг начинает конструировать ситуацию (и все негативные переживания, связанные с ней) за долго до самой ситуации.
 
 
3. Убеждения.
 
    А именно нежелание идти против своих же убеждений, которые являются важным поддерживающим механизмом для вашей тревоги. Например, возьмем убеждение - «Я должен всем нравиться». Это убеждение является продуктом страха быть отвергнутым, Фактически, это убеждение придает большое значение тому, как отнесутся окружающие к человеку и к его поступкам. И этот человек будет стремиться, чтобы его действия не пересекали зону, установленную этим убеждением.
    Желание, с точки зрения нейрофизиологии – это выработка дофамина, в системе, которая называется система предсказаний дофаминовой системы. Система предсказаний формирует то приятное переживание – предвкушение награды и удовольствия, которое и является, по сути, желанием. Если желание - это предвкушение удовольствия, то нежелание - это отсутствие внутреннего объекта, в отношение которого могла бы работать система предсказаний.
    Представьте, что между Вами и внешним миром выстроилась стена, кирпичами которой являются убеждения,  тревожные мысли, негативные ожидания, порождаемые ими негативные ощущения в теле и все привычное взаимодействие этих кирпичиков. Эта стена выступает в роли блокатора принятия решения и совершения действий за пределами Вашей тревоги. При отсутствии объектов желания, или объектов, имеющих слабое нейронное возбуждение (например, на уровне логического обоснования, что нам это надо, но отсутствует переживание «я хочу»), наше внимание замыкается на стене тревоги.
   Но, благодаря дофаминергической активности, процессы внимания перенаправляются на объект желания. Возбуждение областей, ответственных за переживание предвкушения удовольствия от взаимодействия с объектом (желание), становится доминантным по отношению к другим возбуждениям (тревожные переживания). Происходит расфокусировка внимания с ожиданий дискомфорта и оковы тревоги спадают, а вы способны к действию.
 
 
 
      А. Р. Лурия пишет: «Источником активности человека,  служат планы, перспективы и программы, которые формируются в процессе сознательной жизни людей; они социальны по своему происхождению и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом и внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленных к достижению этой цели» 
 
     Эмоциональные утверждения с речевым оборотом «я могу…» способствуют выработке дофамина, которого так не хватает при тревоге. Регулярное  проговаривание утверждения «я могу…» (как абстрактный драйв, не имеющий конкретную потребностную цель, и дающий ощущение всесильности, а так же, который ведет к укреплению положительной я-концепции) можно использовать как минимальное действия в направлении поставленной цели, запускающие дофаминергическую систему.
    Регулярное повторение и добавление в эту систему новых элементов (мыслей, образов, планов) ведет к расширению концепции положительного переживания мотивированности и к закреплению эмоционального паттерна, и, как следствие, более «легкому» запуску этой системы. К тому же, ощущение «я могу…» подавляет причину, вызывающее сопротивление в движение к цели, а именно ощущение неуверенности.
 
 
 
    Итак, можно выделить принципы мотивированности:
 
  • регулярность и систематичность,
  • нарастание драйва,
  • действия в направлении поставленной цели (включающие прохождение через дискомфорт),
  • положительное восприятие образа цели.
 
     Чтобы запустилось мотивированное поведение, необходима практика, необходимо научиться свое желание ощущать (на телесном уровне), чувствовать на уровне эмоций, иметь четкий реальный образ цели в голове. 


Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правило 7 из 64. Энергия цели, или как заставить цели работать на вас?
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • Скрыть Как ставить цели, которые будут выполняться?
  • КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • А можно передышку?! Где конец усталости на пути к цели и как выжить в бешеной гонке жизни.
  • Желания, намерения, мысль..., ДЕЙСТВИЯ
  • ❤СИЛА ЛЮБВИ❤Узнай все цели вашей любви от семейного психолога
  • «Если ты следуешь своей эволюционной цели, то у тебя нет конкурентов».
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами
  • Цель и смысл навязчивого действия
  • Нервная система: 10 заблуждений и мифов
  • ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
  • Путь к цели
  • Конкретизация цели
  • Постановка цели
  • Про контекст и цели
  • "Кошка и флейта". Про освоение нового и движение к цели.
  • ТРИ СПОСОБА СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ЦЕЛИ
  • 10 ОШИБОК В ДВИЖЕНИИ К ЦЕЛИ
  • 15 советов сделать шаг к цели
  • Цели и ресурсы. Проективный тест.
  • ДВА ГОРОШКА НА ЛОЖКУ ИЛИ ЦЕЛИ ИГРАЮЧИ
  • Новый взгляд на достижение цели
  • Семейная система: Чего не должны знать про вас дети
  • Задачи и цели психотерапии в общем смысле
  • ЦЕЛИ ИГРАЮЧИ ИЛИ СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
  • Как не стать жертвой человека, у которого всегда все плохо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь