Как быстро понять, на сколько вы психологически здоровы или простыми словами о сложности и глубине психологических проблем

Довольно часто бывает человек обращается за помощью к специалисту (психологу/психотерапевту и т .д.), но понятия не имеет о сложности и степени глубины своих проблем и приходится много времени тратить на то, что бы вот это вот все системно разложить по полочкам человеку и объяснить как на самом деле обстоят дела с его психологическим здоровьем (точнее с человеком - как целостной системой), что и в какой последовательности необходимо делать и за какое приблизительное время та или иная проблема будет решена. В данной статье я постараюсь дать системное понимание того как на самом деле обстоят дела с психологическим здоровьем, что бы была возможность хотя бы первичной диагностики и более приближенное понимание того как обстоят Ваши дела в реальности. Ну что ж поехали …
 
Для того, что разобраться в этой не легкой задаче, я воспользуюсь достаточно условной и упрощенной моделью, которая позволит привнести понимание того на каком этапе/уровне психологического здоровья или болезни Вы находитесь. Что еще важно понимать: в ниже приведенной модели все  проблемы  связанные с  психологическим  здоровьем  располагаются  на  разных  уровнях  с  точки  зрения  трудности  их  решения, а так же с  точки  зрения  проникновения в глубинные структуры личности. На каждом из уровней можно встретить определенные  типы психологических проблем, напри­мер, на уровне неврозов могут существовать самые различные типы и виды неврозов, но по уровеню сложности они примерно одинаковые, по­скольку при неврозах чаще всего нарушается тот или иной формат взаимодей­ствия с внешним миром (простыми словами формируются психологические защиты), но при этом всем не искажается общая структура личности, как например при психопатиях, и не нарушается адекватность восприятия реально­сти, как например при психозах.
 
 
1 Эталон (верхняя ступень) развития. Это условно – самый высокий уровень. На нем находятся люди, которые максимально полно раскрыли свой потенциал, именно они достигают самоактуализации и раскрытия своей уникальности и гениальности, из вышеописанного становится ясно, что уровень сознания таких людей крайне высок и их всего 1-2% от общей массы, именно они являются движущей силой человечества. «Простые» люди тоже могут достигать этого уровня развития, но лишь на время, а потом снова возвращаются в «обычное» состояние. На данном уровне развития человек часто находится в состоянии потока, испытывает радость, благость, вдохновение, озарение, гармонию, счастье. Сознание человека на этом уровне развития особенно ясное, он крайне восприимчив к новым идеям, именно поэтому к нему постоянно приходят гениальные, творческие идеи. Такие люди действуют спонтанно, искренне, гибко, многовекторно и эффективно. Большинство людей, живших на таком уровне, проявили себя как подлинные гении – они создавали и творили в той или иной сфере, хотя и могли время от времени снижать свой уровень развития и проявлять себя не с лучшей стороны. Можно сказать, что такие люди не отягощены неврозами, они крайне легко способны переносить психические травмы. Для них характерны чувство легкости, отсутствие шаблонизированности и стереотипности, физической или эмоциональной напряженности, из этого и формируется легкость. Конечно можно впасть в иллюзию и сказать, что наверное у таких людей нет проблем, но конечно это не правда. В основном на этом уровне развития возникают проблемы раскрытия своего потенциала, творческой реализации, или проблемы связанные с постижением духовных аспектов жизни. Я затрагивал эту тему в статье: "Кто я? Или как прийти к целостности". И в статье: "Что такое духовное развитие? Размышления о сакральном". Ну а по-хорошему, для того, что бы понимать проблемы этих людей, нужно самому для начала хотя бы изредка бывать на данном уровне.
 
2 Норма. На данном уровне развития дела обстоят довольно хорошо. Здесь мерилом нормальности является эффективный уровень социализиции. То есть, на сколько эффективно человек вписывается в социум, на сколько хорошо он осваивает принципы и правила необходимые для успешной социализации. Как он вписывается в систему социальных отношений и налаживает основные сферы жизни (здоровье, интимную жизнь, взаимоотношения, работу, деньги и т. д.) и помимо этого всего на сколько легко человек справляется с возникающими сложностями и неприятностями по жизни, на сколько развита у человека степень ассертивности. Обычно сознание у человека на этом уровне ясное, эмоциональное состояние в основном комфортное, хотя такой уровень радости, счастья и вдохновения, который обычно испытыват человек на уровне эталона, здесь редко достижим (именно в такие моменты человек попадает на верхнюю ступень развития). Так же можно сказать что здесь человек достаточно быстро и гибко реагирует на изменения в окружающем мире, он излишне не напрягается, хотя при этом отсутствует чувство парения, легкости, окрыленности вдохновением. На этом уровне в основном проблемы возникают именно с социализацией и адаптацией к новым изменившимся ситуациям (сложности при выполнении какой-то сложной работы, сложности со своим предназначением, развитием необходимых навыков, способностей, компетенций и т. д.).
 
3 Легкие нарушения. На данном уровне развития, человек не совсем хорошо социализированы, то есть у него есть проблемы со здоровьем, возможно с интимной жизнью, со взаимоотношениями с окружающими, с работой не так все гладко как хотелось бы, не достаточно денег и т. д. Из за вышеописанных проблем человек в той или иной степени может не справляется с не сложными житейскими ситуациями, как-то не совсем адекватно реагировать на возникающие по жизни трудности, возможно имеет проблемы в общении с людьми. Сознание такого человека менее ясное и в большей степени суженное, чем на предыдущих уровнях (особенно в смысле самоосознавания), когнитивные способности более менее развиты ,но иногда логика рассуждений такого человека может нарушатся. Уровень сознания так же уже не такой высокий из за этого все больше и чаще человек начинает испытывать негативные эмоции, есть скованность в теле, отсутствие заряда бодрости и энтузиазма по жизни, так же чувствуется какая-то напряженность и скованность. Обычно на этом уровне человек сталкивается с проблемами в отношениях с другими людьми, которые могут провялятся в неуверенном поведении, каких-то неадекватных эмоциональных реакциях и прочее. «Обычные» люди иногда могут скатыватся на этот уровень, особенно после возникших трудностей, которые выбивают из колеи, но обычно скоро человек возвращается на привычный ему уровень развития.
 
 
4 Средняя дезадаптация. На данном уровне человек уже переживает хотя и временные, но девольно серьезные невротические состояния, такие как: чувство вины, стыда, жалости, печали депрессивные состояния, отчаяние, апатия, вспышки гнева, и т.д. Все вышеописанные признаки, во время подобных состояний кратно усиливаются. На этом уровне развития сознание человека становится более суженным, туннельным, догматичным, вслед за этим утрачивается гибкость и широта мышления, так же возрастает психическое и телесное напряжение и т. д. Обычно для данного уровня характерны следующие проблемы: невозможность и неспособность реализовывать цели (отсутствует грамотная постановка и достижение целей), возникают проблемы построения отношений с противоположным полом (из этого разочарованность в любви и интимофобия), сложные отношения в семье и с близкими людьми, нет понимания как жить и куда идти (из этого вытекает проблема непонимания своего призвания и смысла жизни), всевозможные негативные последствия после очередной порции (пусть даже и не большого стресса) и т. д.
 
5 Неврозы. Данный уровень обычно уже относится к уровню заболеваний, но при психологическом подходе можно всегда найти в основе заболеваний какую-то нерешенную проблему со стороны психики. Впрочем, уже и современная медицина склоняется к тому, что неврозы являются психогенными, и излечимыми заболеваниями. На этом уровне невротические состояния и реакции становятся постоянными (или они довольно часто возвращаются). Сюда можно отнести следующие классы проблем: всевозможные навязчивые страхи (фобии), неврозы навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз), хроническая усталость, ипохондрия, истерия, тревожность, анорексия, булимия и т.п. Грубо говоря к данному уровню сложности можно отнести различные психосоматические заболевания, к которым обычно относят астму, гипертонию, язву желудка, аллергию, головные боли и многие другие. Также на этом уровне можно расположить такие проблемы, как наркозависимость, алкоголизм и табакокурение. Сюда же можно отнести такое явление как посттравматический стресс. Если попробовать обобщить, то можно сказать, что во всех этих случаях в основе «заболеваний» лежат глубинные психологические проблемы, которые обычно имеют свои корни глубоко в детстве (кроме посттравматического стресса).
 
6 Глубокие нарушения. Пожалуй этим уровнем мы и закончим. Можно конечно еще много чего расписать, но это мы уже полезем совсем в дебри, а не хотелось бы. Давайте я в двух словах обрисую все ниже лежащие уровни (для общего понимания). К этим уровням уже относятся совсем серьезные искривления и деформации личности. Сюда входят: различные психопатии, маниакальные нарушения, если копать еще глубже там уже начинаются психозы (например маниакально-депрессивный психоз), шизофрения и т. д. Во внутреннем мире человека негативные эмоции и чувства достигают невероятной силы (гнев, стыд, позор, ненависть, унижение, страх, отчаяние) в общем уровень сознания все ниже и ниже падает. Нарастает уровень напряжения. Сознание еще больше затуманивается и сужается.
 
Сухой остаток:
Ну что ж давайте разбираться, что с этим всем делать и какие выводы следуют из вышеописанных уровней развития. Важно понимать что человек не может внезапно перепрыгнуть несколько уровней, развитие, так и деградация происходят постепенно и по определенной логике. Структура и система проблем задает тот или иной уровень и тип нарушений, грамотно определив который можно системно и эффективно решать. В зависимости от степени развития тех или иных проблем, если их не решать развиваются все более тяжелые формы «заболеваний» и становятся все более трудны для исцеления симптомы. Чем быстрее и на более мелком уровне решаем проблемы – тем быстрее и легче переходим на следующий уровень развития.
 
Ничто не вечно под луной:
Если последовательно переходить по уровням от эталона развития человека как системы, вплоть до уровня глубоких нарушений, получится следующая картина:
1)    сознание от полной ясности переходит ко все более суженным и затемненным состояниям;
2)    степень само понимания (осознанности) и само регуляции также ухудшается с переходом на каждую следующую ступень;
3)    эмоциональное состояние от самых радостных и прекрасных форм переходит к состояниям, которые можно охарактеризовать только как «адские», интенсивность негативных эмоций возрастает с переходом от одной ступени к другой;
4)    гибкость и широта мышления и поведения уменьшается с переходом со ступени на ступень вплоть до самых ригидных вариантов, снижается способность к творчеству;
5)    с переходом со ступени на ступень увеличивается психологическое и мышечное напряжение от легкого и расслабленного состояния на уровне эталона развития, вплоть до постоянного мышечного перенапряжения;
6)    чувство свободы и автономности личности от полной уверенности в себе, в своих возможностях и правах снижается вплоть до убежденности, что тобой, как марионеткой, командуют какие-то чуждые силы.
 
Послесловие:
Конечно можно и нужно повышать свой уровень развития, для этого и была создана целостная системная наладка жизни. Но самое главное – выбор, остается за каждым человеком. Именно выбор предопределяет дальнейшую судьбу. Именно с него начинается все остальное …

На этом все. До новых встреч. С уважением Дмитрий Потеев.


Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Героиня м/ф «Летучий корабль» и уровень дифференциации личности, как пример счастливого женского выбора.
  • О пользе развития личности
  • Пограничный тип развития личности BORDERLINE
  • Конфликт - есть топливо для развития
  • На твою жизнь влияет то, как ты родился.И можно ли выйти из под этого влияния?
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Психологические проблемы сексуальности современного человека
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • Как решать проблемы в любой сфере жизни?
  • Два вектора развития эмоциональной зависимости
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Социальная компетентность или как снизить уровень тревожности?
  • Как избавиться от страха и снизить уровень тревоги?
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • Колесо Жизненного Баланса. Отличный метод диагностики и построения планов личного развития.
  • Семь этапов развития отношений.
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Кака любовь? Или этапы развития отношений!
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
  • ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ БЛИЗОСТИ
  • Проблемы случаются у всех. Учитесь решать их эффективно.
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления.
  • О Стадиях развития Любви
  • Обманчивая легкость сновидений. Развитие теории развития толкования сновидений
  • Зачем человек испытывает чувство обиды?
  • Меняются ли люди и что нужно знать об этом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь