Зачем человек испытывает чувство обиды?

Взгляните на детей и вспомните себя в детстве — в этом возрасте обида не бывает серьёзной, это всего лишь игра, порой довольно интенсивная, но всё же игра. Игра у которой есть определённые правила, которых необходимо придерживаться чтобы выигрывать. И дети (как и вы сами в детстве, ведь вы тоже были детьми, ещё не забыли?) это хорошо осознают. Поэтому дети в обиду не верят, а играются. Обида для ребёнка — это возможность или попытка получить желаемое или показать то, чего тот, кто на него смотрит, в упор не хочет замечать. 
 
Как понять что ребёнок именно играется в обиду, что это ещё не стало твёрдым и серьёзным явлением? Вы легко в это шагаете и точно так же легко вы способны это бросить. Если это так — значит вы ещё не одеревенели, и способны с лёгкостью бросить ненужно начатое в любое мгновение. Если так — вы можете играться и в обиду и во что угодно — это никогда не будет для вас проблемой. Пока вы осознаёте собственный выбор играть во что-то или нет, вы способны в любое мгновение это бросить. Такова суть любой добровольной игры.
 
Пока вы осознаёте собственный выбор: играть во что-то или нет, вы способны в любое мгновение это бросить. Такова суть любой добровольной игры. 
 
Но детство проходит и то, что мгновение назад было игрой, становится серьёзным правилом, превращаясь в автоматичное реакционное явление. С возрастом человек научается верить в обиду всерьёз, теряя в этом сознательность, теряя детскую игривость и лёгкость. Но зачем тогда взрослому человеку нужна обида?
 

Обида помогает обратить внимание нечувствительных, чёрствых, зацикленных на себе и своём понимании людей, рядом с которыми вы живёте и находитесь, на то, что для вас существенно и важно. Когда иной возможности обратить на это внимание у вас нет — в ход идёт обида.

Обидой вы показываете что нечто, обесцененное, находящееся в слепой зоне человека рядом, для вас, именно для вас, — важно. Так вы пытаетесь дать понять человеку, что то, за что он не хочет отвечать, то, что он исключил из своего внимания, выключив ответственность — всё же для него доступно, всё же человек может в это включиться. Безусловно, если захочет, в случае, если вы для него важны. Каждый человек способен включиться во что угодно, важное и значимое для него, дорогое его сердцу, взяв на себя в это же мгновение ответственность за это.

Здесь, пожалуй, стоит пояснить, что понимание ответственности в нашем русскоговорящем, а скорее даже пост-советском, сегменте общества весьма искажено. И тот смысл, который я вкладываю в это слово, сильно отличается от привычного принятого за норму. Привычное понимание ответственности подразумевает крайность, мол, вы целиком отвечаете за что-то. То есть вы вроде как являетесь причиной. А следствием подобной ответственности является неминуемая тяжесть груза и вины. То же, что я имею ввиду под ответственностью — это гораздо более конструктивное и лёгкое явление. В моём понимании ответственность — это возможность включаться и отвечать. Гораздо проще объяснить это было бы тому, кто знает английский язык, в нём ответственность (responsibility) подразумевает простую возможность откликнуться. Предоставить без промедлений и искажений отклик (respond). То есть ответственность — это скорее алертность человека и его включённость. Возможность ощутить, почувствовать и, при необходимости, включиться и участвовать.

 
Конструктивна ли обида любой степени и глубины? На мой взгляд — нет. 
 

Если вы хорошо осознаёте механизм обиды и если для того, чтобы внимание близкого человека (пусть даже в единичных точечных ситуациях) включалось и учитывало вас и ваши искренние потребности, вам необходимо как-то специально демонстрировать боль или обиду — вы находитесь рядом не с тем человеком.

Посмотреть на это прямо и признаться себе в этом бывает не просто. Проще оказывается продолжать отравлять свою жизнь и обижаться, и испытывать фантомную боль, обиду, расстройство, направленные на привлечение внимания того, кому на вас наплевать. Или ждать изменений от человека, которому собственные изменения не важны, которого всё устраивает.

Опыт моей жизни говорит о том, что человек, способный чувствовать, всегда способен чувствовать того, кто ему дорог. Способен ощущать не только то, что ему понятно и знакомо как собственный прожитый опыт, но и способен учитывать совершенно неактуальные для него самого мелочи, ощущения, переживания.

Способен учитывать буквально то, чего для него самого будто бы вовсе не существует. Именно это можно было бы назвать настоящей любовью — возможность ощущать и учитывать ближнего в точности как себя. Когда граница между вами и тем, кто вам дорог, стирается, но не от вашей слабости и желания слиться, забыться, потерять себя, чтобы раствориться в другом и стать каким-то единым целым — нет, наоборот, когда граница стирается от вашей зрелости и силы, от возможности включить в себя большее, чем вы сами, не потеряв всё то, что у вас уже есть.

Это трудно передать на словах. Но разница между одним и другим колоссальна, не смотря на то, что и то и другое вроде бы является растворением. Но в одном случае попытка раствориться бедная и пассивная, в ней нет зрелости, нет силы, в ней есть желание забыться, потерять себя, поскольку себя вы всё ещё так и не обрели. В другом же случае вы растворяетесь уже хорошо зная себя и в этом растворении вы становитесь неизмеримо большими, чем были прежде. То есть в одном вы теряете себя прошлых, неудавшихся, в другом же вы обретаете себя новых, больших.

Стоит ли упоминать о том, что одних попыток слияния в нашем обществе и в нашей жизни на многие порядки больше, чем других — по-настоящему зрелых.

Ведь для одного вам совсем не обязательно себя знать и уметь хорошо понимать, ощущать, чувствовать. А вот для другого — вам никак не обойтись без качественного познания себя.

 

Ещё, опыт моей жизни говорит о том, что только человек, действительно способный чувствовать, достоин возможности быть не только один, но и вместе — ещё с кем-то. Только умеющий чувствовать человек, достоин разделить свою жизнь с ещё одним, точно таким же чувствующим, живым человеком.

Все остальные — живущие в коконах и панцирях, не желающие смотреть широко, не желающие включать и воспринимать ближнего наравне с самими собой — совершенно точно не достойны ни общения, ни близости, ни контакта. Такие люди должны хорошенько промариноваться своим собственным чувством себя. Которое довольно горькое и ненасытное. Именно это чувство в некоторых древних, покрытых пылью времени, текстах называлось адом.

И только оказавшись этим поистине сыты, они окажутся способны начать включать в жизнь нечто, кажущееся отдельным, но настоящее и живое и им самим неведомое, включая это живое столь же живо, искренне и открыто, как своё собственное. И вот тогда никакая обида уже окажется не нужна. Но это не сразу, ведь для этого необходим над собой труд.

 
_____
Токарский Анатолий


Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самопознание - что это для Вас?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Секс терапия: это для вас?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • «Родительское наследство»: для кого всё это?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Ты видишь только то, что хочешь видеть - в общем, это ты проблемный!
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Сказать человеку в глаза всю правду - это больше, чем долг – это удовольствие
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • Любовь – это боль… Так ли это?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Ненавидишь себя? Так это же здорово!
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь