Зачем человек испытывает чувство обиды?

Взгляните на детей и вспомните себя в детстве — в этом возрасте обида не бывает серьёзной, это всего лишь игра, порой довольно интенсивная, но всё же игра. Игра у которой есть определённые правила, которых необходимо придерживаться чтобы выигрывать. И дети (как и вы сами в детстве, ведь вы тоже были детьми, ещё не забыли?) это хорошо осознают. Поэтому дети в обиду не верят, а играются. Обида для ребёнка — это возможность или попытка получить желаемое или показать то, чего тот, кто на него смотрит, в упор не хочет замечать. 
 
Как понять что ребёнок именно играется в обиду, что это ещё не стало твёрдым и серьёзным явлением? Вы легко в это шагаете и точно так же легко вы способны это бросить. Если это так — значит вы ещё не одеревенели, и способны с лёгкостью бросить ненужно начатое в любое мгновение. Если так — вы можете играться и в обиду и во что угодно — это никогда не будет для вас проблемой. Пока вы осознаёте собственный выбор играть во что-то или нет, вы способны в любое мгновение это бросить. Такова суть любой добровольной игры.
 
Пока вы осознаёте собственный выбор: играть во что-то или нет, вы способны в любое мгновение это бросить. Такова суть любой добровольной игры. 
 
Но детство проходит и то, что мгновение назад было игрой, становится серьёзным правилом, превращаясь в автоматичное реакционное явление. С возрастом человек научается верить в обиду всерьёз, теряя в этом сознательность, теряя детскую игривость и лёгкость. Но зачем тогда взрослому человеку нужна обида?
 

Обида помогает обратить внимание нечувствительных, чёрствых, зацикленных на себе и своём понимании людей, рядом с которыми вы живёте и находитесь, на то, что для вас существенно и важно. Когда иной возможности обратить на это внимание у вас нет — в ход идёт обида.

Обидой вы показываете что нечто, обесцененное, находящееся в слепой зоне человека рядом, для вас, именно для вас, — важно. Так вы пытаетесь дать понять человеку, что то, за что он не хочет отвечать, то, что он исключил из своего внимания, выключив ответственность — всё же для него доступно, всё же человек может в это включиться. Безусловно, если захочет, в случае, если вы для него важны. Каждый человек способен включиться во что угодно, важное и значимое для него, дорогое его сердцу, взяв на себя в это же мгновение ответственность за это.

Здесь, пожалуй, стоит пояснить, что понимание ответственности в нашем русскоговорящем, а скорее даже пост-советском, сегменте общества весьма искажено. И тот смысл, который я вкладываю в это слово, сильно отличается от привычного принятого за норму. Привычное понимание ответственности подразумевает крайность, мол, вы целиком отвечаете за что-то. То есть вы вроде как являетесь причиной. А следствием подобной ответственности является неминуемая тяжесть груза и вины. То же, что я имею ввиду под ответственностью — это гораздо более конструктивное и лёгкое явление. В моём понимании ответственность — это возможность включаться и отвечать. Гораздо проще объяснить это было бы тому, кто знает английский язык, в нём ответственность (responsibility) подразумевает простую возможность откликнуться. Предоставить без промедлений и искажений отклик (respond). То есть ответственность — это скорее алертность человека и его включённость. Возможность ощутить, почувствовать и, при необходимости, включиться и участвовать.

 
Конструктивна ли обида любой степени и глубины? На мой взгляд — нет. 
 

Если вы хорошо осознаёте механизм обиды и если для того, чтобы внимание близкого человека (пусть даже в единичных точечных ситуациях) включалось и учитывало вас и ваши искренние потребности, вам необходимо как-то специально демонстрировать боль или обиду — вы находитесь рядом не с тем человеком.

Посмотреть на это прямо и признаться себе в этом бывает не просто. Проще оказывается продолжать отравлять свою жизнь и обижаться, и испытывать фантомную боль, обиду, расстройство, направленные на привлечение внимания того, кому на вас наплевать. Или ждать изменений от человека, которому собственные изменения не важны, которого всё устраивает.

Опыт моей жизни говорит о том, что человек, способный чувствовать, всегда способен чувствовать того, кто ему дорог. Способен ощущать не только то, что ему понятно и знакомо как собственный прожитый опыт, но и способен учитывать совершенно неактуальные для него самого мелочи, ощущения, переживания.

Способен учитывать буквально то, чего для него самого будто бы вовсе не существует. Именно это можно было бы назвать настоящей любовью — возможность ощущать и учитывать ближнего в точности как себя. Когда граница между вами и тем, кто вам дорог, стирается, но не от вашей слабости и желания слиться, забыться, потерять себя, чтобы раствориться в другом и стать каким-то единым целым — нет, наоборот, когда граница стирается от вашей зрелости и силы, от возможности включить в себя большее, чем вы сами, не потеряв всё то, что у вас уже есть.

Это трудно передать на словах. Но разница между одним и другим колоссальна, не смотря на то, что и то и другое вроде бы является растворением. Но в одном случае попытка раствориться бедная и пассивная, в ней нет зрелости, нет силы, в ней есть желание забыться, потерять себя, поскольку себя вы всё ещё так и не обрели. В другом же случае вы растворяетесь уже хорошо зная себя и в этом растворении вы становитесь неизмеримо большими, чем были прежде. То есть в одном вы теряете себя прошлых, неудавшихся, в другом же вы обретаете себя новых, больших.

Стоит ли упоминать о том, что одних попыток слияния в нашем обществе и в нашей жизни на многие порядки больше, чем других — по-настоящему зрелых.

Ведь для одного вам совсем не обязательно себя знать и уметь хорошо понимать, ощущать, чувствовать. А вот для другого — вам никак не обойтись без качественного познания себя.

 

Ещё, опыт моей жизни говорит о том, что только человек, действительно способный чувствовать, достоин возможности быть не только один, но и вместе — ещё с кем-то. Только умеющий чувствовать человек, достоин разделить свою жизнь с ещё одним, точно таким же чувствующим, живым человеком.

Все остальные — живущие в коконах и панцирях, не желающие смотреть широко, не желающие включать и воспринимать ближнего наравне с самими собой — совершенно точно не достойны ни общения, ни близости, ни контакта. Такие люди должны хорошенько промариноваться своим собственным чувством себя. Которое довольно горькое и ненасытное. Именно это чувство в некоторых древних, покрытых пылью времени, текстах называлось адом.

И только оказавшись этим поистине сыты, они окажутся способны начать включать в жизнь нечто, кажущееся отдельным, но настоящее и живое и им самим неведомое, включая это живое столь же живо, искренне и открыто, как своё собственное. И вот тогда никакая обида уже окажется не нужна. Но это не сразу, ведь для этого необходим над собой труд.

 
_____
Токарский Анатолий


Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Почему нелегко чувствовать себя женщиной рядом с мужчиной...
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 3. Обида, вина и ответственность
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как себя вести, если рядом горе?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Взгляды на человека, помогающие понять себя и других
  • Я – никчемный человек. Обесценивание себя: как перестать разрушаться
  • Как перестать чувствовать себя униженным и обиженным?
  • Как наши ожидания заставляют чувствовать себя несчастными
  • И зачем только я вышла на него замуж?
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Почему нужно брать на себя ответственность
  • Кого мы увидим вокруг себя, если узнаем слово «шизоид»
  • Полюби себя такой, какая ты есть!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Психологическая зависимость. Только не бросайте себя.
  • Как не потерять себя в потоке жизни: Цель, Смысл, Предназначение
  • КОГДА ПРОЩЕ СЕБЯ ОТПУСТИТЬ
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь