Представление об агрессии в гештальт-терапии

В терапии встречается такой клиентский запрос, как «помогите мне быть менее агрессивным», «мне сложно выносить агрессию в свой адрес» и т.д.

Прежде чем определиться, что именно делать с агрессией своей и чужой, необходимо понять, с каким феноменом мы имеем дело.

В Википедии приведено такое определение агрессии - "мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт".

Из этого определения можно сделать вывод, что агрессивность – это всегда зло. Как злом является вызов у других людей психологический дискомфорт. Не агрессивные люди, разумеется, должны вызывать, по идее, умиление и психологический комфорт, как фотографии котов в социальных сетях.

В гештальт-терапии агрессия не имеет изначально никакой оценочной нагрузки и выступает лишь как активность, направленная на изменение окружающего мира. Т.е. это любая активность живого существа – начиная от физического занимания места в пространстве, дыхания, потребления ресурсов извне (вода, еда), до вывода отходов этого потребления из организма.

Одним из базовых понятий гештальт-терапии является - граница контакта. Это та граница, которая отделяет наш организм от окружающей среды, то, чем мы соприкасаемся с окружающими нас вещами, животными, людьми, атмосферой. Контакт в данном случае имеется ввиду любой – зрительный, физический, аудиальный. В связи с тем, что нам для жизни нужны ресурсы из окружающей среды (пока человечество еще не научилось питаться богатым внутренним миром), постоянно возникает необходимость эту границу как-то нарушать или регулировать (придвигать ближе или отодвигать подальше) для удовлетворения наших потребностей (полный перечень потребностей можно посмотреть у Маслоу и других авторов, или почуствовать, прислушавшись к себе), осуществлять контакт с окружающей средой.

Проявлениями агрессии являются как драка, так и поцелуй, как потребление пищи, так и просьба уступить место в транспорте. Агрессивным поведением является любое поведение, направленное на удовлетворение потребностей. То есть, по сути, любое поведение. Пока человек живет, он контактирует со средой, изменяет границы, отстаивает их или нарушает.

Агрессию по способу проявления можно разделить на следующие виды: активная и пассивная.

Если с активной все более-менее ясно – человек обозначает свои намерения или берет то, что ему нужно тем или иным образом (покупает, получает в дар, добывает в дикой природе или из недр) или дает другим людям (или животным) то, считает нужным дать или отказывается от ненужного, то с пассивной дело обстоит несколько сложнее – в данном случае человек не обозначает свои потребности (осознаваемые или нет), но пытается их удовлетворить неявно – саботируя чужие действия или отказываясь от своих, не отказывается от подарков, но обесценивает их, храня в самом дальнем углу кладовки, при этом не выражая своего истинного отношения к дарителю или другому источнику благ, например, работодателю (в этом случае деньги могут быть потеряны или спущены в азартные игры).

Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) предложил «пищевую метафору» для описания цикла удовлетворения потребностей: преконтакт («кажется, я голоден, надо бы что-то съесть»), контактирование («где-то было яблоко, а, в холодильнике, идем к холодильнику, достаем яблоко»), контакт («вгрызаемся в яблоко, съедаем его, пережевываем, наслаждаясь вкусом»), постконтакт («наслаждаемся воспоминаниями о вкусе яблока, чувствуем сытость»).

По результату проявления (удовлетворению потребностей) агрессию можно разделить (на примере «пищевой метафоры) на:

- дентальную: у среды берется то, что нужно, и потребности удовлетворяются (от яблока откусывается кусок, пережевывается, переваривается, мы наслаждаемся сытостью). В отношениях между людьми проявляется, как ясное выражение своих желаний и удовлетворение своих потребностей, отстаивание своих границ и уважение к чужим границам, способность свободно общаться с теми, с кем хочется и не общаться с теми, с кем не хочется.

- аннигиляционную: объект удовлетворения потребности уничтожается (яблоко раздавливается в кулаке, голод не утоляется), потребность не удовлетворена, ищем другие объекты для уничтожения, питаемся лапшой быстрого приготовления. В отношениях с людьми, за исключением крайних случаев, типа убийства, проявляется, как обесценивание людей, отказ от общения с важными людьми с помощью скандалов, ссор, оскорблений и прочих способов испортить себе жизнь. Нельзя сказать, что этот способ однозначно плох – если человека кусает комар, то прихлопывание этого комара удовлетворит потребность в комфорте (не о Шопенгауэре же с ним беседовать?).

- деструктивную: потребности не удовлетворяются, но и контакт не прерывается (яблоко тщательно пережевывается до потери вкуса и продолжает пережевываться дальше). В отношениях с людьми проявляется, как зависимые отношения, например, совместное проживание с химически зависимым партнером.

Таким образом, в терапии агрессию убрать нельзя. Но можно выработать те способы проявления агрессии, которые будут способствовать здоровому удовлетворению потребностей человека. 

 


Просмотров: 655
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как интуиция проявляется в познании мира и в отношениях между людьми?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Потребность в одобрении и еще 9 невротических потребностей человека
  • Можно ли на терапии полностью удовлетворить потребность в недополученном в детстве?
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Достаточно хорошее детство: шесть базовых потребностей
  • "Разделить с партнером жизнь". Что именно можно разделить?
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ
  • Правила и игры в гештальт-терапии
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Почему люди ведут себя странно: деградация эмоциональных потребностей
  • Чувство вины и конфликт потребностей
  • ПОТРЕБНОСТИ: СВОИ, ЧУЖИЕ, ОТКУДА, ЧЬИ И КАК С НИМИ БЫТЬ
  • Работа с телом в гештальт-терапии
  • За что люблю и что бесит в гештальт-терапии
  • Одна из задач гештальт-терапии.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ
  • Отцовство и материнство с точки зрения гештальт-терапии
  • Структура «селф» с точки зрения гештальт-терапии.
  • Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А.А. Ухтомского
  • Особенности проявления агрессии у созависимых
  • На твою жизнь влияет то, как ты родился.И можно ли выйти из под этого влияния?
  • Как общаться с людьми, у которых все плохо
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь