|
Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А.А. УхтомскогоВведение Современное положение гештальт-терапии говорит о необходимости поиска ее физиологического обоснования. Большинство представителей направления все дальше и дальше уходят в умозрительные построения, что конечно нельзя обесценивать. Однако, такие построения уводят специалиста от понимания материальных процессов лежащих в основе травматизации, образования неврозов и, более серьезных заболеваний и, конечно, лежащих в основе терапии и восстановления здоровья клиента. Развитие в философском ключе сводится к хождению по кругу и трактовке личных наблюдений консультантов и терапевтов, нежели выработке тех или иных рекомендаций на основе общей материалистической базы.
Цель исследования В этой статье мы попытаемся отыскать физиологическую основу гештельт-терапии, основываясь на концепции доминанты А.А. Ухтомского. Для нашего исследования мы будем рассматривать только те положения, которые будут иметь значение с позиции материального описания. Ряд положений, касающихся чисто философской направленности, мы опустим.
Функционирование организма с позиций гештальт-терапевтической теории Принцип гомеостаза. Функционирование организма происходит исходя из его стремления к гомеостазу. Данный принцип имеет довольно строгое физиологическое и эмпирическое обоснование. Индивид, в случае нарушения гомеостаза (например, понижения уровня глюкозы), начинает испытывать состояние нужды, это заставляет организм действовать в направлении удовлетворения данной потребности. Фигура и фон. Потребность предопределяет фокус нашего внимания. Например, если актуальна пищевая потребность, то наше внимание сфокусировано на еде, а все остальные объекты становятся фоном. Завершенный и незавершенный гештальт. Пока потребность неудовлетворена, она представляет из себя незавершенный гештальт, и, наоборот, как только потребность будет удовлетворена гештальт завершиться. Контакт. Организм не является самодостаточным, он не может существовать без внешней среды. Он входит во взаимодействие с внешней средой, чтобы найти в ней объект, способный удовлетворить потребность. Такое взаимодействие называется контактом. Граница контакта. Это граница, отделяющая индивида от внешней среды. Холистический принцип. Данный принцип предполагает, что организм является целостным и неделимым. Он базируется на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики. То есть, организм, в своем здоровом состояние входит в контакт со средой как целостная единица, также, как и каждое взаимодействие со средой тоже выступает целостностью.
Цикл контакта Отдельно обсудим теорию цикла контакта. Гештальт-специалисты отметили, что взаимодействие организма со средой (контакт) проходит через ряд стадий (цикл контакта), которые также можно назвать этапами удовлетворения потребности. Постараемся описать каждый из этапов модели более конкретным языком, нежели это приводится в оригинальном изложении Пола Гудмана[2].
Концепция невроза Мы уже определили с вами, что нормальное функционирование индивида характеризуется процессом возникновение и удовлетворения потребностей (завершением гештальтов, сменой фигуры и фона). Для удовлетворения потребности индивид должен пройти через ряд стадий, описанных выше. Если все эти условия соблюдаются, то данный организм можно считать здоровым. Он умеет дифференцировать внешние раздражители и адаптивно отвечать на них. Однако, возможны и прерывания на разных этапах удовлетворения потребности. Они приводят к тому, что потребность не удовлетворяется. При этом, она и не исчезает, т.е. она продолжает оказывать влияние на организм. Любая потребность в гештальт-терапии проистекает из телесных изменений. Логичным является вывод, что и при прерывании потребности прерывается и телесная реакция, т.е. она не реализуется, запечатлевается в теле и физиологии. Отсюда, например, психосоматические заболевания (гормон, направленный на выполнение действия не нашел своей реализации в этом действии, не исчерпался, соответственно сработал вхолостую, приведя к негативным химическим реакциям в теле). Следовательно, становятся понятны, мышечные зажимы, различные тики (это более здоровый вариант по отношению к психосоматическим заболеваниям, поскольку то или иное телесное напряжение все-таки находит свой выход). Исходя из данной концепции можно трактовать и многие (если не все) невротические, а иногда и психотические расстройства. Специалисты гештальт-терапии, попытались определить типы прерываний, возникающих на разных этапах удовлетворения потребности. Опять же в разных источниках можно найти различные вариации прерываний и их количество, но нам не понадобиться более четырех базовых прерываний[1; 50].
Все эти прерывания встречаются на разных этапах цикла контакта: конфлюэнция – преконтакт, постконтакт; проекция и интроэкция – контакт; ретрофлексия и дефлексия – финальный контакт. Каждый из типов прерываний имеет как положительное значение – адаптивное значение, так и отрицательное – болезненное.
Современные физиологические основная гештальт-терапии На современном этапе развития гештальт-терапии, ее физиологические механизмы следует считать недостаточно исследованными. Среди крупных работ, таковой можно признать «Гештальт: искусство контакта» Сержа Гингера. В ней, автор разъясняет физиологические механизмы терапевтического воздействия. Остановимся на ряде его основных положений.
К данным положениям можно относится по-разному. Однако, сейчас мы остановимся лишь на том пункте, что данные они не отражают качественной специфики гештальт-терапии. По сути, процесс, сводится к научению, также как, например, в поведенческой терапии. Отличием же является вовлечение эмоций и их первичность по отношению к логике, а также их влияние на скорость научения. Упускаются из виду механизм образования травмы и роль катарсиса и инсайта в ее устранении. Далее мы постараемся дополнить данные физиологические положения с новой стороны.
Гештальт-терапия с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского В соответствии с целями данной статьи мы рассмотрим базовые положения концепции доминанты. Для начала раскроем понятие доминанты. Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения[4]. Данное понятие, пока неясное, раскроется далее в отдельных положениях теории А.А. Ухтомского. Ряд положения А.А. Ухтомского можно сразу сравнить с положениями, принятыми в гештальт-терапии. Принцип активности. Данный ученый рассматривал активный, а не пассивный организм, который живет во взаимодействии с внешней средой. Он открыл, что реакция организма не является заранее заданной, что данный стимул может вызвать разные реакции и, наоборот, данная реакция может продуцироваться в разных нервных центрах. Принцип целостности. Доминанта предстаёт перед нами как совокупность различных симптомов, проявляющихся в мышцах, работе эндокринной системы и других системах всего организма. Она выступает не в виде точки возбуждения в нервной системе, но как определённая конфигурация центров повышенной возбудимости на разных уровнях нервной системы. По сути, доминанта направляет весь организм на реализацию той или иной деятельности. Принцип целевого детерминизма. В каждую единицу времени присутствует центр, работа которого обладает наибольшей значимостью. Доминанта определяется той задачей, которую выполняет организм в данную единицу времени. Принцип гомеостаза. Принцип гомеостаза не так легко обозначить в учении о доминанте, однако, само функционирование доминанты его предполагает. Ведь доминанта возникает под влиянием внешней либо внутренней стимуляции, создает напряжение, направленное на решение задачи и в конце, концов приводит к разрядке напряжения в действии и изменению внешней среды. Фигура и фон. Доминантный очаг возбуждения имеет свойство стягивать на себя возбуждение из других областей и одновременно тормозить их. Это приводит к такому феномену нашего внимания как избирательность. Именно доминанта направляет наше внимание на те или иные объекты во внешней среде, тем самым определяя соотношение фигуры и фона. Завершенный и незавершенный гештальт. Активная доминанта создает напряжение, побуждающее нас на действия (незавершенный гештальт). Когда доминанта получает свою реализацию в действии, это приводит к ее торможению и переключению на другую доминанту (завершение гештальта). Контакт. Контактом можно назвать ситуацию, когда индивид под влиянием той или иной доминанты входит во взаимодействие с внешней средой (начинает отбирать в ней объекты удовлетворения потребности и тем или иным образом реализовывать свои намерения). Граница контакта. Здесь мы несколько изменим классическое понимание границы контакта в гештальт-терапии, с целью сделать его более объективным. Мы будем понимать границу контакта довольно просто – это граница отделяющая содержание сознания индивида от внешней среды, его представления от реальности. В этом случае доминанта изнутри будет выступать как та или иная идея, а снаружи, как поведение. Поразительное сходство находят между собой и цикл контакта и цикл функционирования доминанты. Ученый обозначил ряд стадий функционирования доминанты.
Далее стадия контакта разносится на две стадии функционирования доминанты.
Данные стадии относятся к развитию доминанты. Дальнейшие стадии мы обозначим исходя из других замечаний А.А. Ухтомского.
Концепция болезни гештальт-терапии с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского На данном этапе для нас крайне важно отметить два положения А.А. Ухтомского.
Таким образом, нами будет рассмотрено несколько вариантов невротических процессов и расставим их в соответствии с прерываниями, принятыми в гештальт-терапии.
Далее идут варианты конфликта. Причиной конфликта является интроекция. Именно интроекция и создает конфликт между «хочу» и «надо».
Психотравмы и роль детства в формировании болезни Теперь мы постараемся ответить на вопрос почему такая важная роль в гештальт-терапии придается детству и как это связано с учением о доминанте. Как мы уже сказали в определенные периоды у нас формируются разные доминанты, которые закрепляются в психики и, в последующем, оказывают на нас влияние. Такие доминанты в момент своего формирования имеют конкретное содержание (например, индивид испугался конкретного объекта и у него возникло конкретное побуждение к действию). И, уже позже, данная доминанта начинает работать как фильтр нашего восприятия, стягивая к себе и иные приходящие возбуждения. Все прочее содержание помимо изначального является второстепенным для доминанты, вся ее деятельность направлена на удовлетворение первичного содержания. Логично, что для достижения реализации доминанты, мы должны вызвать к жизни первоначальный объект на которой она была направлена и реализовать запланированное действие. Только тогда наш мозг получит сигнал об успешности действия и выдаст подкрепление, что и приведет к успешному торможению доминанты. Очевидно, что большинство основных доминант формируется в детстве. Именно они и обуславливают наше мировоззрение. Другой вопрос – это вопрос о психотравме. Как образуется психотравма и почему в в детском возрасте. Ответ кроется в особенностях развития нашего мозга в процессе онтогенеза. Наш мозг окончательно формируется только к школьному возрасту. Детский возраст характеризуется преобладанием первой сигнальной системы, большей впечатлительностью и меньшей способностью к рефлексии. Так как вторая сигнальная система формируется довольно поздно, многие события проживаются на телесном и эмоциональном уровне, на том же уровне они и запоминаются, т.е. во взрослом возрасте мы наблюдаем вытесненное событие. Есть и еще одна закономерность – более эффективное запоминание эмоционально окрашенных событий. Как только ребенок попадает в стрессовую ситуацию, его сознание отключается, он переполняется эмоциями, а реакция запечатлевается. Во взрослом возрасте, индивид уже не понимает почему у него возникает невротическая реакция. Это является результатом формирования изолированного очага возбуждения. Доминанта активируется при появлении стимула, при этом она не имеет связи со второй сигнальной системой, человек не может ее контролировать. Прерывания образуются другим образом. Интроекция образуется по типу внушения, т.е. при определённом состоянии психики, под влиянием внешнего воздействия возникает новая доминанта, которая входит в конфликт со старой. Другой вариант – это образование условного рефлекса, когда-то или иное действие оказывается прерванным. В этом случае закрепляется дезадаптивный способ реагирования, который в последующем также приводит к конфликту и нервозу. Случай, когда доминанта не формируется наверно не имеет смысла обсуждать отдельно. Здесь также огромное влияние имеет детский возраст, где и прививаются базовые навыки взаимодействия с миром.
Структура психики Еще один момент гештальт-терапии, который следовало бы перенести в область физиологии – это структура психики. В гештальт-терапии принято рассматривать единую личность («Селф»), которая в единицу времени находится в том или ином состоянии. Таких состояний три: «ид», «персона», «эго». Данные состояния проявляются на разных этапах цикла контакта: ид на преконтакте, персона на этапе контакта и финальном контакте; эго на постконтакте.
Концепция здоровья Если в гештальт-терапии болезнь рассматривается как наличие прерывания на пути удовлетворения потребности, то здоровье, очевидно, как возможность свободного удовлетворения своей потребности (самореализации), при этом, не входя в конфликт не с самим собой, ни с внешней средой. Для этого необходима эффективная адаптация к среде. Человек функционирует либо адаптивно, реагируя на средовые воздействия, либо дезадаптивно. В последнем случае человек не может адекватно среагировать на внешнее воздействие из-за того, что игнорирует импульсы, имеющие место «здесь и сейчас», он реагирует стереотипно, на основе ранее сформированных прерываний. Таким образом, у индивида есть два варианта адаптации к среде: либо напрямую переносить на новую ситуацию ситуацию из прошлого (невротический способ), либо реагировать на новую ситуацию опираясь на опыт полученный из ситуации в прошлом (здоровый способ). Здоровый способ реагирования также называется творческим приспособлением, так как позволяет индивиду всегда по-новому реагировать на новую ситуацию. Удивительно, но почти такие же размышления мы находим у самого А.А. Ухтомского. Он даже вводит схожий термин – «творческий поиск». Творческий поиск - взаимное изменение внешней среды и личности в их общем взаимодействии. Рекомендации по развитию творческого поиска: приобретение множества различных доминант; осознание своих доминант, что позволяет ими управлять; подпитка доминант, связанных с творческим процессом.
Методы и процесс терапии Задача терапевта – это достижение состояния творческого приспособления или поиска. Однако, как писал А.А. Ухтомский: «прежде чем реализовывать творческий поиск надо скорректировать прежние доминанты». Это обуславливает необходимость поиска и проработки травмы и невозможность мгновенного переключения на решение новых задач. Это выгодно отличает современную гештальт-терапию от других направлений, так как она охватывает как работу с травмой, так и формирование новых навыков. Важно и то, что А.А. Ухтомский настаивал на невозможности полного торможения старых доминант. Наиболее эффективным методом торможения доминанты он считал ее естественное разрешение. Другие методы: прямой запрет (приводит к неврозам), автоматизация действий (формирование навыка), замена доминанты на новую. Замена доминанты на новую часто используется в различных коучинговых направлениях, а также в когнитивно-поведенческой терапии. Работа гештальт-терапевта направлена на прохождения этапов цикла контакта, а соответственно на поиск первичной проблемы и ее проработку, а затем на формирование нового навыка. Основным инструментов в работе гештальт-терапевта представляются способы направленные на разрешение доминанты, которое возможно в трех вариантах:
Основная задача – это добиться полного разрешения доминанты. Для этого человека стараются максимально погрузить в первоначальную ситуацию и вызвать максимальную глубину эмоций. Отдельные методы гештальт-терапии и направлены на достижение этой цели, либо цели осознания. Метод активного слушания и создания эмпатии позволяет погрузить человека в его эмоцию, отыскать доминанту. Метод пустого стула позволяет воссоздать ту или иную ситуацию. Метод дифференциации помогает клиенту вербализовать все что накопилось по поводу проблемы. Данные методы направлены прежде всего на поиск травмирующей ситуации. Но они могут быть использованы и для формирования новых паттернов. Основным терапевтическим принципов является принцип «здесь и сейчас». На практике он проявляется в том, что терапевт все время видит реакции клиента, в том числе и невротические и обращает на них внимание самого клиента, что приводит его к их осознанию и дальнейшей реализации. Резюмирую, скажем следующее. Как бы это очевидно не звучало, гештальт-терапия направлена на то чтобы сформировать гештальт в терапевтической ситуации. Клиент собирается по частям в единое целое. Сначала он замечает разрозненность своих реакций (неконгруэнтность), затем выделяет в своей реакции основную доминанту, позволяя ей реализоваться во внешней среде. После того, как застарелая доминанта получила свою реализацию начинается процесс формирования способности к адаптации к внешней среде на основе осознания своих импульсов и реакций.
Заключение Данную статью не стоит воспринимать, как четкое физиологическое описание процессов, происходящих в гештальт-терапии. Скорее ее стоит рассматривать как общий посыл к перенесению гештальт-терапевтической теории и практики на физиологическую и эмпирическую основу и к отказу от абстрактных философских и порой противоречащих друг другу суждений. Очень явно такая проблема проявляется, например, в концепции «поля» в гештальт-терапии. Ряд авторов заимствуют научно признанную концепцию Курта Левина, а ряд пытаются использовать абстрактную концепцию поля экзистенциалистов[3]. Автор также отдает себе полный отчет в том, что некоторые перенесения теории гештальт-терапии на теорию А.А. Ухтомского в данной статье могут быть сомнительны. Во многих случаях такое перенесение требует доработки. Ограниченность объема статьи также не представляет возможности полностью и детально изложить все принципы работы гештальт-терапии. Основная ценность работы может состоять в понимании процессов психотравмы и ее излечения. Осознания того, каким образом катарсис помогает избавить человека от проблемы.
Библиографический список:
1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. — М.: Академический Проект; Культура, 2010. — 191 c. 2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004. С. 278 3. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2007. С. 7 4. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|