Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А.А. Ухтомского

Введение

Современное положение гештальт-терапии говорит о необходимости поиска ее физиологического обоснования. Большинство представителей направления все дальше и дальше уходят в умозрительные построения, что конечно нельзя обесценивать. Однако, такие построения уводят специалиста от понимания материальных процессов лежащих в основе травматизации, образования неврозов и, более серьезных заболеваний и, конечно, лежащих в основе терапии и восстановления здоровья клиента. Развитие в философском ключе сводится к хождению по кругу и трактовке личных наблюдений консультантов и терапевтов, нежели выработке тех или иных рекомендаций на основе общей материалистической базы.

 

Цель исследования

В этой статье мы попытаемся отыскать физиологическую основу гештельт-терапии, основываясь на концепции доминанты А.А. Ухтомского. Для нашего исследования мы будем рассматривать только те положения, которые будут иметь значение с позиции материального описания. Ряд положений, касающихся чисто философской направленности, мы опустим.

 

Функционирование организма с позиций гештальт-терапевтической теории

Принцип гомеостаза. Функционирование организма происходит исходя из его стремления к гомеостазу. Данный принцип имеет довольно строгое физиологическое и эмпирическое обоснование. Индивид, в случае нарушения гомеостаза (например, понижения уровня глюкозы), начинает испытывать состояние нужды, это заставляет организм действовать в направлении удовлетворения данной потребности.

Фигура и фон. Потребность предопределяет фокус нашего внимания. Например, если актуальна пищевая потребность, то наше внимание сфокусировано на еде, а все остальные объекты становятся фоном.

Завершенный и незавершенный гештальт. Пока потребность неудовлетворена, она представляет из себя незавершенный гештальт, и, наоборот, как только потребность будет удовлетворена гештальт завершиться.

Контакт. Организм не является самодостаточным, он не может существовать без внешней среды. Он входит во взаимодействие с внешней средой, чтобы найти в ней объект, способный удовлетворить потребность. Такое взаимодействие называется контактом.

Граница контакта. Это граница, отделяющая индивида от внешней среды.

Холистический принцип. Данный принцип предполагает, что организм является целостным и неделимым.  Он базируется на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики. То есть, организм, в своем здоровом состояние входит в контакт со средой как целостная единица, также, как и каждое взаимодействие со средой тоже выступает целостностью.

 

Цикл контакта

Отдельно обсудим теорию цикла контакта. Гештальт-специалисты отметили, что взаимодействие организма со средой (контакт) проходит через ряд стадий (цикл контакта), которые также можно назвать этапами удовлетворения потребности. Постараемся описать каждый из этапов модели более конкретным языком, нежели это приводится в оригинальном изложении Пола Гудмана[2].

  1. Преконтакт. Этап характеризуется нарушением гомеостаза организма и восприятием этого нарушения (если человек, его не воспримет и не осознает, он не будет пытаться удовлетворить свою потребность). Этот этап актуализируется под влиянием внешних и внутренних-физиологических стимулов. Даже под влиянием внешнего раздражителя, актуальную потребность индивид воспринимает через телесный отклик на данный раздражитель.
  2. Контакт. Осознанная потребность переходит с внутренних переменных на внешний план. Происходит поиск объекта удовлетворения потребности. Например, при появлении внешней угрозы, индивид ощущает напряжение в мышцах, у него повышается сердцебиение, это заставляет его искать источник воздействия и способ избежать угрозы.
  3. Финальный контакт. Этап характеризуется реализацией целевого действия. Осуществляется цельное действие, происходящее здесь и теперь, восприятие, эмоция и движение оказываются неразрывно связанными. Например, индивид может начать бежать от опасности.
  4. Постконтакт. Это фаза ассимиляции, осмысления свершившегося цикла контакта, угасание возбуждения и активности. Если на фазе финального контакта индивид, как бы находился внутри действия (был ассоциирован), то здесь он уже смотрит на ситуацию со стороны, с позиции оценки (диссоциирован).

 

Концепция невроза

Мы уже определили с вами, что нормальное функционирование индивида характеризуется процессом возникновение и удовлетворения потребностей (завершением гештальтов, сменой фигуры и фона). Для удовлетворения потребности индивид должен пройти через ряд стадий, описанных выше. Если все эти условия соблюдаются, то данный организм можно считать здоровым. Он умеет дифференцировать внешние раздражители и адаптивно отвечать на них.

Однако, возможны и прерывания на разных этапах удовлетворения потребности. Они приводят к тому, что потребность не удовлетворяется. При этом, она и не исчезает, т.е. она продолжает оказывать влияние на организм. Любая потребность в гештальт-терапии проистекает из телесных изменений. Логичным является вывод, что и при прерывании потребности прерывается и телесная реакция, т.е. она не реализуется, запечатлевается в теле и физиологии. Отсюда, например, психосоматические заболевания (гормон, направленный на выполнение действия не нашел своей реализации в этом действии, не исчерпался, соответственно сработал вхолостую, приведя к негативным химическим реакциям в теле). Следовательно, становятся понятны, мышечные зажимы, различные тики (это более здоровый вариант по отношению к психосоматическим заболеваниям, поскольку то или иное телесное напряжение все-таки находит свой выход). Исходя из данной концепции можно трактовать и многие (если не все) невротические, а иногда и психотические расстройства.

Специалисты гештальт-терапии, попытались определить типы прерываний, возникающих на разных этапах удовлетворения потребности. Опять же в разных источниках можно найти различные вариации прерываний и их количество, но нам не понадобиться более четырех базовых прерываний[1; 50].

  1. Конфлюэнция (слияние). Конфлюэнция описывается как воспринимаемая неразрывность границ организма и внешней среды. На этом абстрактном понимании, мы на данный момент и закончим обсуждение этого прерывания.
  2. Интроекция – это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) принимаются организмом без критической переработки и проверки.
  3. Проекция – это процесс, в котором индивидуальные атрибуты субъекта приписываются другим людям или объектам.
  4. Ретрофлексия – это процесс, при котором направленность действий по удовлетворению потребности смещается с внешней среды на самого себя. Например. вместо того, чтобы ударить со злости другого человека, индивид стучит себя по ноге.
  5. Дефлексия – это распыление активности. Такое распыление возникает с целью снятия напряжения, вызванного фрустрацией потребности. Например, в ожидании значимого события, человек может начать ходить туда-сюда по комнате.

Все эти прерывания встречаются на разных этапах цикла контакта: конфлюэнция – преконтакт, постконтакт; проекция и интроэкция – контакт; ретрофлексия и дефлексия – финальный контакт.

Каждый из типов прерываний имеет как положительное значение – адаптивное значение, так и отрицательное – болезненное.

 

Современные физиологические основная гештальт-терапии

На современном этапе развития гештальт-терапии, ее физиологические механизмы следует считать недостаточно исследованными. Среди крупных работ, таковой можно признать «Гештальт: искусство контакта» Сержа Гингера. В ней, автор разъясняет физиологические механизмы терапевтического воздействия. Остановимся на ряде его основных положений.

  1. Гештальт-терапия «реабилитирует всеохватывающие, обобщающие функции правого полушария»[1; 19]. Предполагается, что в гештальте используется функция обобщения, когда терапевт помогает клиенту объединить его телесные, эмоциональные, когнитивные и поведенческие реакции в одно целое, в то время как в других подходах часто используется лишь левое полушарие.  
  2. Гештальт-терапия направлена на повышение взаимосвязи разных слоев мозга. «Терапевтическое действие связывает между собой функции: продолговатого мозга (потребности); лимбические (эмоции и память); кортикофронтальные (осознание, экспериментирование, решение)»[1; 76]. «Гештальттерапия мобилизует гипоталамические зоны (возбуждение желаний «здесь и теперь») и лобные отделы (холистический и интегративный подход, ответственность). Гештальттерапия поддерживает в активном состоянии эти слабые зоны мозга.»[1; 70]. Гештальт ориентирован на соединение полушарий по сравнению с подходами, преимущественно вербальными. Вербализация наступает после телесного или эмоционального движения, тогда как в других терапиях высказывание предшествует эмоции.[1; 78] Гештальт «можно было бы квалифицировать как «терапию правого мозга», реабилитирующую функции интуитивного синтеза и невербальных языков (лицевая экспрессия и экспрессия тела)»[1; 66].
  3. Невроз возникает из-за несоответствия - плохой связи между вышеописанными функциями и отделами или ее отсутствия (что следует, из самого положения).
  4. Гештальт-терапия направлена на научение клиента. «В процессе терапии активируется лимбическая система ответственная за эмоции. Запоминание возможно только если возникла достаточная эмоция»[1; 66]. Таким образом, гештальт-терапия за счет интенсивных эмоциональных переживаний, позволяет ускорить научение. Гештальтистская стратегия направлена на мобилизацию глубинных эмоций клиента, чтобы выполняемая работа наверняка «записалась в энграмму»[1; 67].
  5. Научение в гештальт-терапии предполагает и коррекцию биохимических процессов мозга. «Психотерапия непосредственно воздействует на церебральные процессы, изменяя внутреннюю биохимию мозга, т.е. производство гормонов и нейромедиаторов (допамина, серотонина, адреналина, тестостерона и т.д.)»[1; 64].
  6. Гештальт-терапия не только корректирует выработку гормонов, но и использует их связь с поведением. «Так, тестостерон управляет как агрессией, так и сексуальным желанием. Эти два побуждения соседствуют в гипоталамусе. В гештальттерапии иногда используют эту «близость» — например, развивают ослабленную сексуальность посредством игровой агрессии. Нейромедиаторы функционируют в антагонистических парах. Например, эффекту дофамина — гормону осознания, контакта и желания, противостоит эффект серотонина — гормона пресыщения, упорядоченности и регуляции настроения. Психотерапевтическое действие будет способствовать равновесию этих двух продуктов. Взаимодействия являются циклическими: так, бдительность будет стимулировать выработку дофамина, который в свою очередь будет поддерживать или увеличивать бдительность.»[1; 73-74]
  7. Телесный симптом нередко рассматривается как канал, позволяющий осуществить непосредственный контакт с глубокими подкорковыми областями мозга[1; 16]. Для этого его могут усилить в процессе терапии.

К данным положениям можно относится по-разному. Однако, сейчас мы остановимся лишь на том пункте, что данные они не отражают качественной специфики гештальт-терапии. По сути, процесс, сводится к научению, также как, например, в поведенческой терапии. Отличием же является вовлечение эмоций и их первичность по отношению к логике, а также их влияние на скорость научения. Упускаются из виду механизм образования травмы и роль катарсиса и инсайта в ее устранении.

Далее мы постараемся дополнить данные физиологические положения с новой стороны.

 

Гештальт-терапия с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского

В соответствии с целями данной статьи мы рассмотрим базовые положения концепции доминанты. Для начала раскроем понятие доминанты.

Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения[4]. Данное понятие, пока неясное, раскроется далее в отдельных положениях теории А.А. Ухтомского.

Ряд положения А.А. Ухтомского можно сразу сравнить с положениями, принятыми в гештальт-терапии.

Принцип активности. Данный ученый рассматривал активный, а не пассивный организм, который живет во взаимодействии с внешней средой. Он открыл, что реакция организма не является заранее заданной, что данный стимул может вызвать разные реакции и, наоборот, данная реакция может продуцироваться в разных нервных центрах.

Принцип целостности. Доминанта предстаёт перед нами как совокупность различных симптомов, проявляющихся в мышцах, работе эндокринной системы и других системах всего организма. Она выступает не в виде точки возбуждения в нервной системе, но как определённая конфигурация центров повышенной возбудимости на разных уровнях нервной системы. По сути, доминанта направляет весь организм на реализацию той или иной деятельности.

Принцип целевого детерминизма. В каждую единицу времени присутствует центр, работа которого обладает наибольшей значимостью. Доминанта определяется той задачей, которую выполняет организм в данную единицу времени.

Принцип гомеостаза. Принцип гомеостаза не так легко обозначить в учении о доминанте, однако, само функционирование доминанты его предполагает. Ведь доминанта возникает под влиянием внешней либо внутренней стимуляции, создает напряжение, направленное на решение задачи и в конце, концов приводит к разрядке напряжения в действии и изменению внешней среды.

Фигура и фон. Доминантный очаг возбуждения имеет свойство стягивать на себя возбуждение из других областей и одновременно тормозить их. Это приводит к такому феномену нашего внимания как избирательность. Именно доминанта направляет наше внимание на те или иные объекты во внешней среде, тем самым определяя соотношение фигуры и фона.

Завершенный и незавершенный гештальт. Активная доминанта создает напряжение, побуждающее нас на действия (незавершенный гештальт). Когда доминанта получает свою реализацию в действии, это приводит к ее торможению и переключению на другую доминанту (завершение гештальта).  

Контакт. Контактом можно назвать ситуацию, когда индивид под влиянием той или иной доминанты входит во взаимодействие с внешней средой (начинает отбирать в ней объекты удовлетворения потребности и тем или иным образом реализовывать свои намерения).

Граница контакта. Здесь мы несколько изменим классическое понимание границы контакта в гештальт-терапии, с целью сделать его более объективным. Мы будем понимать границу контакта довольно просто – это граница отделяющая содержание сознания индивида от внешней среды, его представления от реальности. В этом случае доминанта изнутри будет выступать как та или иная идея, а снаружи, как поведение.

Поразительное сходство находят между собой и цикл контакта и цикл функционирования доминанты. Ученый обозначил ряд стадий функционирования доминанты.

  1. Стимуляция – преконтакт. Возникновение доминанты обусловлено наличием раздражителя. Стимуляции приводит к возбуждению в нервных центрах, она создает доминанту. Очевидно, что для появления доминанты стимуляция должны быть значимой для организма.

Далее стадия контакта разносится на две стадии функционирования доминанты.

  1. Условный рефлекс - контакт. Эта стадия характеризуется образованием условного рефлекса, когда из приходящих возбуждений доминанта выделяет наиболее значимую группу. Как и стадия контакта она характеризуется отбором внешних раздражителей, связанных с удовлетворением потребности.
  2. Опредмечивание - контакт. Эта стадия характеризуется созданием прочной связи между доминантой и стимулом. Теперь данный стимул будет вызывать и подкреплять ее. На этом этапе, вся внешняя среда делится на различные предметы, на которые доминанта будет реагировать и на которые не будет. Данный момент в гештальт-терапии рассматривается как завершение фазы контакта, когда клиент сначала под влиянием эмоционального состояния перебирает те или иные фигуры, а затем четко определяет, так называемую базовую фигуру, устанавливает непосредственную связь между потребностью и способом ее удовлетворения.

Данные стадии относятся к развитию доминанты. Дальнейшие стадии мы обозначим исходя из других замечаний А.А. Ухтомского.

  1. Разрешение доминанты – финальный контакт. Любой рефлекс своим конечным звеном предполагает поведенческий акт. Точно также и доминанта реализуется в определенных действиях. Это и выступает главным механизмом разрешения доминанты. Реализовавшись в поведении возбуждение переходит в торможение за счет механизмов подкрепления.
  2. Переключение/создание новой доминанты постконтакт. Этот этап характеризуется началом нового цикла функционирования доминанты. В гештальт-терапии данный этап характеризуется осознанием полученного опыта. В этом случае, для клиента фигурой становится не объект, на который было направлено действие, а само действие. На языке физиологии, происходит такая же смена доминанты, как и любом другом случае.

 

Концепция болезни гештальт-терапии с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского

На данном этапе для нас крайне важно отметить два положения А.А. Ухтомского.

  1. Доминанты, сформировавшись могут существовать долгое время, в том числе и всю жизнь.
  2. Сформированные доминанты могут играть негативную роль, так как не позволяют адекватно среагировать на текущую ситуацию.
  3. А.А. Ухтомский говорит о таком способе торможения доминанты, как прямой запрет. Применение такого приема может привести к конфликту между желанием («хочу») и требованием («надо»), т.е. к явлению, называемому сшибкой нервных процессов и, соответственно к неврозам.

Таким образом, нами будет рассмотрено несколько вариантов невротических процессов и расставим их в соответствии с прерываниями, принятыми в гештальт-терапии.

  1. Отсутствие доминанты – конфлюэнция. У индивида нет сформированной доминанты, которая бы активировалась в ответ на внешнее воздействие. Например, мать все детство баловала своего ребенка. У него не сформировалось ни обычных адаптивных навыков, ни мотивации на те или иные действия. В этом случае вся работа будет направлена на формирования данных навыков и способности к дифференциации стимулов внешней среды.

Далее идут варианты конфликта. Причиной конфликта является интроекция. Именно интроекция и создает конфликт между «хочу» и «надо».

  1. Сшибка нервных процессов – проекция, ретрофлексия, дефлексия. Описанные прерывания выступают как результат конфликта между нервными процессами. В данном случае выделены три таких прерывания: проекция –действие которое мы себе запрещаем, мы переносим во внешнюю среду; ретрофлексия – когда мы реализуем действие, но запрещаем себе делать это в отношении внешнего объекта, перенаправляя его на себя; дефлексия, когда мы все-таки реализуем действие по отношению к внешнему объекту, но данный объект не является целевым. Во всех случаях мы так или иначе временно сбрасываем напряжение, но не уничтожаем доминанту. Также можно сказать, что данная классификация прерываний не столь принципиальна. Можно находить различные ее вариации, обобщать или дифференцировать. Для нас наиболее важно понять, что варианта здесь по сути два, доминанта либо реализуется и достигает цели, либо нет. Если она   не реализуется, то тогда и возникает невроз причем в абсолютно различных вариантах.
  2. Дезадаптивная доминанта – конфлюэнция второго типа. Этот случай характерен для ситуаций, когда у человека автоматически активируется проблемный паттерн. Например, это касается фобий, когда на определенный стимул активируется паттерн панической атаки. Как правило, такие паттерны являются следствием травматической ситуации. Суть конфлюэнции здесь – это невозможность завершить финальный контакт. Человек осознает свою потребность реализует ее в действиях, получает облегчение, но данный способ уже не соответствует новой ситуации.

 

Психотравмы и роль детства в формировании болезни

Теперь мы постараемся ответить на вопрос почему такая важная роль в гештальт-терапии придается детству и как это связано с учением о доминанте.

Как мы уже сказали в определенные периоды у нас формируются разные доминанты, которые закрепляются в психики и, в последующем, оказывают на нас влияние. Такие доминанты в момент своего формирования имеют конкретное содержание (например, индивид испугался конкретного объекта и у него возникло конкретное побуждение к действию). И, уже позже, данная доминанта начинает работать как фильтр нашего восприятия, стягивая к себе и иные приходящие возбуждения. Все прочее содержание помимо изначального является второстепенным для доминанты, вся ее деятельность направлена на удовлетворение первичного содержания. Логично, что для достижения реализации доминанты, мы должны вызвать к жизни первоначальный объект на которой она была направлена и реализовать запланированное действие. Только тогда наш мозг получит сигнал об успешности действия и выдаст подкрепление, что и приведет к успешному торможению доминанты. Очевидно, что большинство основных доминант формируется в детстве. Именно они и обуславливают наше мировоззрение.

Другой вопрос – это вопрос о психотравме. Как образуется психотравма и почему в в детском возрасте. Ответ кроется в особенностях развития нашего мозга в процессе онтогенеза. Наш мозг окончательно формируется только к школьному возрасту. Детский возраст характеризуется преобладанием первой сигнальной системы, большей впечатлительностью и меньшей способностью к рефлексии. Так как вторая сигнальная система формируется довольно поздно, многие события проживаются на телесном и эмоциональном уровне, на том же уровне они и запоминаются, т.е. во взрослом возрасте мы наблюдаем вытесненное событие. Есть и еще одна закономерность – более эффективное запоминание эмоционально окрашенных событий. Как только ребенок попадает в стрессовую ситуацию, его сознание отключается, он переполняется эмоциями, а реакция запечатлевается. Во взрослом возрасте, индивид уже не понимает почему у него возникает невротическая реакция. Это является результатом формирования изолированного очага возбуждения. Доминанта активируется при появлении стимула, при этом она не имеет связи со второй сигнальной системой, человек не может ее контролировать.

Прерывания образуются другим образом. Интроекция образуется по типу внушения, т.е. при определённом состоянии психики, под влиянием внешнего воздействия возникает новая доминанта, которая входит в конфликт со старой. Другой вариант – это образование условного рефлекса, когда-то или иное действие оказывается прерванным. В этом случае закрепляется дезадаптивный способ реагирования, который в последующем также приводит к конфликту и нервозу.

Случай, когда доминанта не формируется наверно не имеет смысла обсуждать отдельно. Здесь также огромное влияние имеет детский возраст, где и прививаются базовые навыки взаимодействия с миром.

 

Структура психики

Еще один момент гештальт-терапии, который следовало бы перенести в область физиологии – это структура психики. В гештальт-терапии принято рассматривать единую личность («Селф»), которая в единицу времени находится в том или ином состоянии. Таких состояний три: «ид», «персона», «эго».  Данные состояния проявляются на разных этапах цикла контакта: ид на преконтакте, персона на этапе контакта и финальном контакте; эго на постконтакте.

  1. «Ид» связано с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и с их телесным проявлением. Функционирование человека проявляется в способности воспринять импульсы, идущие от тела.  Можно наблюдать первый этап возникновения доминанты – восприятие внешнего раздражения. Способность воспринять данное раздражение и определяет способность образования доминанты.
  2. «Персона» - функция адаптации к среде и набор паттернов такой адаптации. Данное состояние определяет, каким образом мы будем реализовывать, создавшуюся потребность. С позиции доминанты – это функционировние доминанты на стадиях условного рефлекса, опредмечивания и разрешения доминанты.
  3. «Эго» - нормативно-волевая функция. Эго определяет возможность индивида при реализации тех или иных действий исходить не просто из импульсов своего тела, но из собственных норм и убеждений. Для реализации данной возможности уже должен быть сформирован набор достаточно сильных доминант.

 

Концепция здоровья

Если в гештальт-терапии болезнь рассматривается как наличие прерывания на пути удовлетворения потребности, то здоровье, очевидно, как возможность свободного удовлетворения своей потребности (самореализации), при этом, не входя в конфликт не с самим собой, ни с внешней средой. Для этого необходима эффективная адаптация к среде.

Человек функционирует либо адаптивно, реагируя на средовые воздействия, либо дезадаптивно. В последнем случае человек не может адекватно среагировать на внешнее воздействие из-за того, что игнорирует импульсы, имеющие место «здесь и сейчас», он реагирует стереотипно, на основе ранее сформированных прерываний.

Таким образом, у индивида есть два варианта адаптации к среде: либо напрямую переносить на новую ситуацию ситуацию из прошлого (невротический способ), либо реагировать на новую ситуацию опираясь на опыт полученный из ситуации в прошлом (здоровый способ). Здоровый способ реагирования также называется творческим приспособлением, так как позволяет индивиду всегда по-новому реагировать на новую ситуацию. Удивительно, но почти такие же размышления мы находим у самого А.А. Ухтомского. Он даже вводит схожий термин – «творческий поиск».

Творческий поиск - взаимное изменение внешней среды и личности в их общем взаимодействии. Рекомендации по развитию творческого поиска: приобретение множества различных доминант; осознание своих доминант, что позволяет ими управлять; подпитка доминант, связанных с творческим процессом.

 

Методы и процесс терапии

Задача терапевта – это достижение состояния творческого приспособления или поиска. Однако, как писал А.А. Ухтомский: «прежде чем реализовывать творческий поиск надо скорректировать прежние доминанты». Это обуславливает необходимость поиска и проработки травмы и невозможность мгновенного переключения на решение новых задач. Это выгодно отличает современную гештальт-терапию от других направлений, так как она охватывает как работу с травмой, так и формирование новых навыков.

Важно и то, что А.А. Ухтомский настаивал на невозможности полного торможения старых доминант. Наиболее эффективным методом торможения доминанты он считал ее естественное разрешение. Другие методы: прямой запрет (приводит к неврозам), автоматизация действий (формирование навыка), замена доминанты на новую. Замена доминанты на новую часто используется в различных коучинговых направлениях, а также в когнитивно-поведенческой терапии.

Работа гештальт-терапевта направлена на прохождения этапов цикла контакта, а соответственно на поиск первичной проблемы и ее проработку, а затем на формирование нового навыка.

Основным инструментов в работе гештальт-терапевта представляются способы направленные на разрешение доминанты, которое возможно в трех вариантах:

  1. Вербализация – когда, индивид выносит во внешний план внутренний диалог и свою проблему, тем самым реализуя доминанту в речи.
  2. Катарсис – реализация подавленной эмоции в экспрессивном поведении.
  3. Поведенческая реализация – механизм сходный с катарсисом, когда человек разрешает свою доминанту в конкретном действии.

Основная задача – это добиться полного разрешения доминанты. Для этого человека стараются максимально погрузить в первоначальную ситуацию и вызвать максимальную глубину эмоций. Отдельные методы гештальт-терапии и направлены на достижение этой цели, либо цели осознания. Метод активного слушания и создания эмпатии позволяет погрузить человека в его эмоцию, отыскать доминанту. Метод пустого стула позволяет воссоздать ту или иную ситуацию. Метод дифференциации помогает клиенту вербализовать все что накопилось по поводу проблемы.

Данные методы направлены прежде всего на поиск травмирующей ситуации. Но они могут быть использованы и для формирования новых паттернов.

Основным терапевтическим принципов является принцип «здесь и сейчас». На практике он проявляется в том, что терапевт все время видит реакции клиента, в том числе и невротические и обращает на них внимание самого клиента, что приводит его к их осознанию и дальнейшей реализации.

Резюмирую, скажем следующее. Как бы это очевидно не звучало, гештальт-терапия направлена на то чтобы сформировать гештальт в терапевтической ситуации. Клиент собирается по частям в единое целое. Сначала он замечает разрозненность своих реакций (неконгруэнтность), затем выделяет в своей реакции основную доминанту, позволяя ей реализоваться во внешней среде. После того, как застарелая доминанта получила свою реализацию начинается процесс формирования способности к адаптации к внешней среде на основе осознания своих импульсов и реакций.

 

Заключение

Данную статью не стоит воспринимать, как четкое физиологическое описание процессов, происходящих в гештальт-терапии. Скорее ее стоит рассматривать как общий посыл к перенесению гештальт-терапевтической теории и практики на физиологическую и эмпирическую основу и к отказу от абстрактных философских и порой противоречащих друг другу суждений. Очень явно такая проблема проявляется, например, в концепции «поля» в гештальт-терапии. Ряд авторов заимствуют научно признанную концепцию Курта Левина, а ряд пытаются использовать абстрактную концепцию поля экзистенциалистов[3].

Автор также отдает себе полный отчет в том, что некоторые перенесения теории гештальт-терапии на теорию А.А. Ухтомского в данной статье могут быть сомнительны. Во многих случаях такое перенесение требует доработки. Ограниченность объема статьи также не представляет возможности полностью и детально изложить все принципы работы гештальт-терапии.

Основная ценность работы может состоять в понимании процессов психотравмы и ее излечения. Осознания того, каким образом катарсис помогает избавить человека от проблемы.

 

Библиографический список:

1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. — М.: Академический Проект; Культура, 2010. — 191 c.
2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004. С. 278
3. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2007. С. 7
4. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

 



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Что такое гештальт-терапия? Что делает гештальт-терапевт? 
  • За что люблю и что бесит в гештальт-терапии
  • Гештальт-коучинг. Что же это?
  • Работа с телом в гештальт-терапии
  • Структура «селф» с точки зрения гештальт-терапии.
  • Одна из задач гештальт-терапии.
  • Представление об агрессии в гештальт-терапии
  • Правила и игры в гештальт-терапии
  • Отцовство и материнство с точки зрения гештальт-терапии
  • ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Диалог важнее встречи. Или что значит гештальт
  • Что за направление - гештальт-терапия?
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Гештальт-терапия в работе с женщинами, переживающими развод или разрыв отношений
  • Выбор, псевдовыбор и Новизна. Про Гештальт — терапию для клиентов.
  • Незавершенный гештальт
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Эксперимент: гештальт-терапия и психотерапия переживанием
  • Чем отличается гештальт-терапия от психоанализа?
  • Можно ли на терапии полностью удовлетворить потребность в недополученном в детстве?
  • Кредо гештальт-терапевта
  • Работа с симптомом в гештальт-подходе
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Как искать психотерапевта, и что происходит на терапии
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь