Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.

Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
(слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).

«Однако сразу же уточним, что гештальт-терапия,
в отличие от некоторых других подходов, направлена не на атаку,
победу или преодоление сопротивления, а, скорее,
на их осознавание клиентом, с тем, чтобы они
больше соответствовали возникающей ситуации»
(Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004 - 127 с.)

Тему статьи я выбрала не случайно. Механизмы прерывания контакта долгое время мне не давались. Я делала выписки по теме в течение года, часто к ним возвращалась, перечитывала. Когда я систематизировала для себя основные знания, начались сложности с практическим применением. В статье я постаралась обобщить по возможности полно и сжато информацию о механизмах прерывания и провести анализ классической концепции механизмов прерывания контакта в гештальт -терапии , а также ее основных положений.

Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды. И выявление каждого механизма прерывания важно для психотерапевтической работы, причем каждый механизм требует к себе особый подход. (Гингер С., Гингер А. 1999)

Наиболее распространенными механизмами прерывания контакта считаются: слияние (конфлуенция), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001.)

Каждый механизм соответствует своему периоду по циклу контакта. Так, слияние возникает в преконтакте и характерно тем, что человек не осознает свои чувства, желания, или телесные ощущения. После выделения фигуры из напитавшего ее энергетически поля, на фазе контактирования контакт затрудняют интроекция и/или проекция. На следующем этапе, финальном контактировании, когда клиент уклоняется от прямого способа удовлетворения своей потребности можно говорить о дефлексии или о ретрофлексии, если происходит обращение возбуждения на самого себя. Эготизм подразумевают на этапе постконтакта, в случае, если новый опыт, который был получен в предыдущих фазах не ассимилируется в self и отврегается в пользу уже имеющегося.

П. Гудман считает, что до фокусирования возбуждения возникает слияние, когда возбуждение наступило – интроекция, в момент встречи с окружающей средой – проекция, во время конфликта и разрушения – ретрофлексия, в процессе финального контакта – эготизм. (Погодин И.А. 2011)

Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова пишут, что действительно, некоторые механизмы прерывания можно обнаружить в разных местах цикла, но чаще всего сопротивления характерны для определенных циклов. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004 )

У защитных механизмов есть несколько этапов развития: адаптивный - для лучшего приспособления к среде, невротический - защитный механизм «закостенел», не помогает адаптироваться и нарушает саморегуляцию и психотерапевтический - защитный механизм проявляется в психотерапевтическом процессе или как средство диагностики.(Демин Л.Д., Ральников И.А., 2005)

[/url] Ирина Булюбаш (Булюбаш И.Д. 2003) пишет, что механизмы прерывания могут возникать и у терапевта во время работы с клиентом. Обрыв контакта происходит в случае, если терапевту не достаточно опыта распознавания или навыков работы с механизмами прерывания и он сам того не сознавая поддерживает механизмы прерывания контакта клиента. В другом случае терапевт прерывает контакт обычным, неосознаваемым для себя способом.

Не стоит забывать, что «рассмотрение механизмов прерывания контакта – это метод исследования структуры невротического поведения индивидуума в ходе терапевтической сессии, а не метод их классификации». (Булюбаш И. Д. 2011 -170 с.)

Для полноты картины стоит процитировать Ф. Перлза : «Хотя мы полагаем, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием различающихся между собой механизмов, было бы нереалистичным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из них. Нельзя также утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, каждое нарушение равновесия в поле, объединяющем организм и среду, создает невроз или свидетельствует о невротическом стереотипе.» (Перлз Ф. 1996 -20 С.)

О паталогическом слиянии можно говорить, когда человек не ощущает границы между собой и средой. Он не осознает своих потребностей, не понимает, что хочет делать и как он этого не делает. Не различает целое и части. В основе психосоматических заболеваний лежит патологическое слияние. (Перлз. Ф. 1996). Нет различий между "Я" и "не-Я". Слияние не дает возможности выделения фигуры из фона в преконтакте и мешает сопровождающему ее возбуждению. (Робин Ж.-М. 1994). В разговоре человек часто употребляет местоимение «Мы».

Существуют два вида конфлюэнции (слияния). Первый вид - сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Клиент что –то переживает, но не может сказать что, ощущения смешаны, одно принимается за другое. Второй вид - это слияние с другими людьми, нет границы между «я» и «ты», чужие переживания принимаются за свои собственные.

Об интроекции говорят, когда человек впускает в себя чужие установки и убеждения без "переваривания". То, что говорит другой- безусловно, первая инстанция. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Когда начинает возникать фигура, энергии становится все больше, появляется возбуждение - организм получает возможность контакта с окружающей средой. Интроекция прерывает эту возможность при выпадении функции "Эго", возбуждение становится слишком тревожащим и человек заменяет свои желания на желания другого. (Робин Ж-М. 1994)

Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда - затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе. При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как "я думаю", а подразумевается "они думают". (Перлз. Ф. 1996)

И вот возникла форма, появилось возбуждение, и появляется другой механизм, противоположный интроекции - проекция. То, что, принадлежит субъекту, он приписывается окружающей среде. Человек не берет ответственность за свои эмоции, ощущения, опыт и приписывает ее кому-то другому, переводит вовне то, за что не может отвечать сам. (Робин Ж.-М. 1994).

Люди опираются в своей жизни на прошлый опыт - на проекции и не всегда элемент проекции идет как прерывание контакта. Но если проекция стала привычным механизмом - это беда. В речи проекции звучит как замена «я» на «ты, они». Выделяют зеркальную проекцию, когда другим приписывают свои мысли, чувства, ощущения которыми человек хотел бы обладать. Проекция катарсиса – приписывание другим того, что не признаем в себе. Дополнительная проекция - для того, что бы оправдать свои собственные чувства, особенно те, что признавать не хочется, мы приписываем их другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. -182-190 с.)

В проекции граница между собой и остальным миром сдвигается немного "в свою пользу", и это дает возможность снять с себя ответственность, отрицать принадлежность себе ощущений или чувств, с которыми трудно примириться, потому, что они выглядят для нас непритягательными или обидными. ( Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Ретрофлексия (этот термин возник в гештальт-терапии, в отличие от проекции и интроекции) тоже разрушает гештальт. Этот термин говорит об опыте, который возникает как контакт с окружающей средой, но возвращается к самому организму. Человек не позволяет себе проявлять свои чувства в отношении их истинных объектов, и разворачивает их против себя. (Робин Ж. –М., 1994)

Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой - точно посередине себя самого. Ретрофлектор говорит: “Я стыжусь себя” — или: “Мне нужно заставить себя дописать этот реферат”. Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что “сам” и “себя” — два разных человека. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Выделяют зеркальную ретрофлексию – то, что хотел бы получить от других и катарсиса - то, что хотел бы сделать другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

При эготизме человек ставит беспросветную границу с окружающей средой. Невозможно достичь спонтанности. Проявляется эготизм через удержание себя в момент, когда требуется обратное для достижения окончательного соприкосновения. (Робин Ж.-М., 1994)

Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Работа терапевта направлена на восстановление способности клиента к различению. Терапевт помогает клиенту обнаружить для себя, что является или нет им самим, что препятствует развитию и что содействует и тогда клиент обретает правильное равновесие и границу контакта между собой и остальным миром. (Перлз Ф. 1996)



Литература:
Булюбаш И.Д. Супервидение в гештальт-терапии: механизмы прерывания контакта и стратегии супервизора. М.: Институт психотерапии. 2003
Булюбаш И Д. Руководство по гештальт –терапии. М.: Психотерапия, 2011
Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной. – СПб.: Специальная Литература, 1999
Демин Л.Д., Ральников И.А.. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Типология, основные виды и функции защитных механизмов. 2-е изд. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004
Перлз. Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии / Пер. с англ. М.Папуша. – М., 1996.
Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001
Погодин И.А. Журнал практической психологии и психоанализа. «Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии» Год издания и номер журнала: 2011, №2
Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. Перевод И.Я.Розенталь. Jean-Marie Robine. La Gestalt-therapie. P.: Morisset, 1994;. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.


Просмотров: 1297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Что такое гештальт-терапия? Что делает гештальт-терапевт? 
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • За что люблю и что бесит в гештальт-терапии
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Диалог важнее встречи. Или что значит гештальт
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • Гештальт-коучинг. Что же это?
  • Проекция, интроекция, проективная идентификация. Низшие защитные механизмы психики, часть 2
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Что за направление - гештальт-терапия?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Важно не то, что человек говорит – а то, как он говорит
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Целебная сила контакта: о чрезвычайной эффективности присутствия в терапии
  • Любовь и Страх в «теории» о четырёх стихиях или «Шторм» как следствие напряжения контакта
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь