Проекция, интроекция, проективная идентификация. Низшие защитные механизмы психики, часть 2

У кого чего болит, тот о том и говорит.

ПРОЕКЦИЯИНТРОЕКЦИЯ

По мнению психоаналитиков, проекция и интроекция считаются одними из самых примитивных защитных механизмов.

Истоки формирования проекции и интроекции уходят в раннее младенчество, когда ребенок еще не может разделять то, что происходит внутри и что - вовне. Он воспринимает себя, окружающую среду и непосредственно заботящееся лицо (чаще маму), как единое целое. Например, сильно вспотев, малыш будет ощущать общий дискомфорт. Он не сможет дифференцировать причину своего состояния, точно определив, поднялась ли у него высокая температура, жарко ли ему в объятиях матери или же в помещении стало душно. На этом этапе и начинают действовать защитные механизмы проекция и интроекция. Ребенок ошибочно может воспринимать процессы, происходящие внутри, как внешние (проекция), и наоборот, внешние процессы, как происходящие внутри (интроекция).

ПРОЕКЦИЯ
Проекция – это низший защитный механизм психики, который имеет "две стороны медали". С одной стороны, проекция является основой формирования эмпатии, возможности понимания других людей за счет проецирования собственного опыта на них. К примеру, подросток, который явился невольным свидетелем неприятной сцены конфликта матери и дочери на остановке, скорее всего, будет испытывать сочувствие к девочке и злость к женщине, проецируя свой опыт непростых отношений со своей матерью, если таковые имеют место быть. А стоящая на этой же остановке женщина, наоборот, вспоминая утреннюю перебранку с сыном, проникнется сопереживанием к матери и раздражением к девочке.

С другой стороны, проекция обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей личностной целостности посредством приписывания собственных неприемлемых или неприятных по тем или иным причинам качеств, ощущений, чувств, потребностей другим.

Например, человек не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно точно «считывать» это в других людях. Так, мужчина с гомосексуальными чертами, не признавая их в себе, может легко улавливать их в других. Или женщина, будучи "рабочей лошадкой" и одна воспитывая детей, может рьяно осуждать "содержанок" и "бездельниц", не признаваясь себе в том, что завидует неприемлемому для нее стиль жизни и способу построения отношений с мужчинами, но в то же время отчасти желанному (в смысле переложения бремени забот на мужчину).

Также действие защитного механизма проекции характерно для людей, у которых внутреннее «Я» постоянно находится под строгим самоконтролем. Такие люди постоянно занимаются морализаторством, могут быть большими педантами или проявлять ханжество по отношению к окружающим. Зачастую, это влечет за собой формирование двух параллельных позиций: недоверия к другим людям и страх перед ними. Собственная агрессия отрицается по принципу: "это не я к нему испытываю неприязнь, а это он меня ненавидит!" В этом случае человек будет враждебно воспринимать окружающих и постоянно «защищаться» от бессовестных или опасных «злопыхателей». Наверное, в каждом многоквартирном доме можно встретить такой типаж женщины, являющейся либо домкомом, либо старшей по подъезду. Такой образ мастерски передала Нонна Мордюкова в комедии «Бриллиантовая рука». «Общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ нарочито критиковала своих соседей за их свободные нравы и неблагочестивые поступки, пытаясь отчаянно вывести всех на чистую воду… «Может, там собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать — отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека». У гражданки Плющ вытесненные чувства недоверия и страха коренились в ней самой и бессознательно переносились на окружающих, в ответ, пробуждая в ней чувства одиночества, изолированности, зависти и злости.

Проекция в своих разрушительных проявлениях может наносить колоссальный урон межличностным отношениям. На партнера могут проецироваться различные негативные характеристики, что может вызывать проблемы в паре. Проецируемый может ощущать себя непонятым в отношениях, и, то и дело, начинать действовать в ответ на свою же негативную проекцию. Например, девушка, постоянно предъявляющая претензии своему партнеру в том, что он ее не любит, не ценит, не уважает, сама не осознает свою неприязнь к нему в связи с текущими невысказанными претензиями или прошлыми конфликтами из детства (во всех его словах ей видится критика, что является отголоском тех перфекционистских требований, что всегда ей предъявлял отец). Ей бессознательно легче приписать ему такие чувства и требования и закатывать истерики, вызывая, по меньшей мере, у него (искренне любящего ее) недоумение.

Если защитный механизм проекция является основным способом взаимодействия с окружающим миром, то такому человеку сложно жить без "страха и упрека". Первым шагом, избавляющим от всеобъемлющего негативного воздействия проекции, является сосредоточение личности на содержании своих претензий миру и признание своих недостатков и неосознанных желаний.

ИНТРОЕКЦИЯ

Интроекция — это низший защитный механизм психики, при котором человек "вбирает" в свой внутренний мир взгляды, мотивы и установки значимых в его жизни людей. В раннем детстве у ребенка формирование представлений о себе и об окружающем мире происходит через работу этого механизма.

Как родители воспринимают свое дитя, что транслируют ему, какими принципами руководствуются по жизни, - то и будет являться основой его самоотношения и его мировоззрения, в целом. Какие-то усвоенные правила, устои, убеждения (интроекты) могут трансформироваться при взаимодействии с другими для ребенка авторитетами или с происходящими событиями, а какие-то, основательно закрепятся и станут частью его личности. Осмысление, переработка и принятие (отказ) интроецированного содержания психики происходит в течение всей жизни человека, однако у многих людей такие "интроекты" "проглочены" целиком, как каша в детстве под строгим взором мамы, и работают изнутри как определенные "команды для действия", будучи совсем сознательно не переработаны на предмет соответствия актуальной реальности.

Например, молодая женщина считает себя непривлекательной, неинтересной и недостойной хороших отношений с мужчиной. В процессе работы с психотерапевтом выясняется, что в семье ее считали дурнушкой и постоянно сравнивали со старшей сестрой, которая, по мнению родителей, была умной, сообразительной и впридачу пользовалась популярностью у молодых людей. С детства Светлана слышала от мамы: « Ну, кто тебя «такую» полюбит?! Посмотри на свою сестру, лучше бы брала с нее пример! И ведь бывает такое, чтоб две девицы от одних родителей и такие разные?! Может, тебя в роддоме подменили?». Не трудно догадаться, какие интроекты про саму себя усвоила Светлана при таком отношении матери. Девочке гораздо легче было согласиться с тем, что она плохая от природы, что не достойна хорошего отношения, чем предположить, что мама желает ей зла или попросту не любит. В этом и состоят защитные функции интроецирования.

Множество негативных последствий может вызывать работающий механизм интроекция в межличностных отношениях и в социальной деятельности. Это проявляется в нереалистичных ожиданиях от других людей или от себя, неспособности признавать альтернативную точку зрения и невозможности с уважением принимать "инаковость" другого.

К примеру, на слушании дела по расторжению брака, женщина называет причины, по которым хочет расстаться со своим мужем. «Игорь считает, свое мнение истинным и неоспоримым! Котлеты – «правильные», только тогда, когда приготовлены по рецепту свекрови. Мальчику должно заниматься на скрипке - только это разовьет ребенка и ничего, что у сына большая тяга к баскетболу и при этом отличные данные. Или, лучший отпуск для всей семьи – дача! Даже на работе его частенько лишают премии, потому что он считает свои действия наиболее верными, в отличие от коллег, включая начальника. Боюсь, что скоро он так же потеряет работу, как потерял свою семью! ...». По-видимому, этой женщине и правда, очень сложно было противостоять жестким интроектам своего мужа, а мужу в свою очередь было сложно отказаться или пересмотреть хотя бы некоторые из них.

Еще один негативный эффект может достигаться при действии защитного механизма интроекции. Когда человек лишен возможности анализировать, сравнивать, опровергать и доказывать что-либо, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей. Например, Елена с детства усвоила несколько «истин» (интроектов): старших нужно уважать и нельзя им перечить; авторитетные фигуры всегда знают лучше. В детской поликлинике Елена не усомнится в рекомендациях неопытного педиатра, даже если они будут идти в разрез со всеми объективными обстоятельствами, так как существует внутренняя установка – «врач знает лучше». Или коллеге, на той же должностной позиции, что и она сама, но по возрасту старше, легко будет манипулировать Еленой, скидывая на нее свои обязанности. Она часто будет перерабатывать, задерживаясь в офисе допоздна. Женщине в целом очень сложно отказывать и отстаивать себя перед людьми старшего возраста, так как в ее восприятии это проявление неуважения, за которое в детстве сильно наказывали.

Часто механизм интроекция используется в обычной жизни. Так люди, прожившие определенное количество лет вместе, часто становятся похожи друг на друга. Супруги могут перенимать привычки, словесные выражения и даже определенные взгляды на жизнь своего партнера. Случается, что некоторые хозяева домашних животных начинают чем-то походить на своих питомцев или наоборот.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Многими исследователями проективная идентификация рассматривается как соединение проективного и интроективного механизмов.

Проективная идентификация - психический процесс, который относится к примитивным механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека воздействовать на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя (идентифицировался) в соответствии с бессознательной фантазией (проекцией) данного человека о различных особенностях мыслей, эмоций и действий Другого.

Впервые этот защитный механизм был описан известным психоаналитиком Мелани Кляйн. В раннем детстве до появления речи ребенок, чтобы донести до матери свои потребности, использует "аффективную трансляцию", т.е. проецирует на мать определенные чувства и желания, чтобы та вела себя в соответствии с ними. Действительно, нередко, по типу плача ребенка мать откуда-то "знает", что ребенку надо именно сейчас сменить памперс, а не покормить или укачать. В дальнейшем предполагается, что человек станет осмысливать свой опыт и выражать потребности с помощью речи, однако люди с нарушением системы эмоциональной саморегуляции продолжают и во взрослом возрасте пользоваться инфантильным "механизмом", чтобы донести свои потребности до окружающих или избавиться от эмоционального напряжения. Например, всем известны люди с поведением "жертвы", которые прямо о помощи не просят, но так горько жалуются, что вскоре находится "спасатель", готовый исполнить именно то, что надо. Надо отметить, что именно данный механизм лежит в основе большинства эмоциональных манипуляций.

Хорошей иллюстрацией работы проективной идентификации может послужить взаимодействие клиента (Виталия) и официанта одним вечером в ресторане. Накануне у Виталия произошел неприятный разговор с начальником отдела и директором по развитию, его обвинили в постоянном подрыве рабочего процесса. Виталию, который вечером пришел поужинать в ресторан, «показалось», что официант отнесся к нему недружелюбно, с неприязнью. Не осознавая свое собственное раздражение и злость после выговора, он спроецировал свои чувства на официанта. Весь этот вечер Виталий бессознательно вел себя с официантом провокативно по-хамски, якобы в ответ на изначально предвзятое отношение гарсона, что, в конце концов, и правда, привело грубости со стороны работника ресторана, а Виталий "убедился" в который раз, что "с первого взгляда" разбирается в людях. Таким же образом, чтобы не признавать обоснованность обвинений коллег и свои негативные чувства по этому поводу, Виталий убеждает себя во враждебном отношении сотрудников и начальника к своей персоне и сам же и вызывает их неприязнь через использование проективной идентификации. Такая хитрая бессознательная манипуляция помогает ему немного снять внутреннее напряжение и сохранить свой "хороший" образ.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что примитивные защитные механизмы являются важным базисом для формирования и нормального развития психики человека. При этом эти же механизмы могут играть с ним злую шутку, если преобладают в "онлайн-режиме» большую часть взрослой жизни, тотально снижая его критичность и не давая возможность анализировать происходящее с различных позиций. Для большей адаптивности человека в его психике должна преобладать работа высших защитных механизмов, о которых пойдет речь в наших следующих публикациях.

Обзорная статья по защитным механизмам в публикации


Статья по низшим защитным механизмам № 1 в публикации


Просмотров: 599
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • За, что, женщина, может быть благодарна мужчине?!
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь