ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ИЛИ КАК УЖИТЬСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Мы начинаем цикл публикаций, посвященных такой обширной теме, как защитные механизмы психики. В этой обзорной статье мы поговорим о понятии защитных механизмов, их типологии и функциях. В дальнейших публикациях мы будем подробно останавливаться на конкретных защитах, подробнее описывая их назначение и представленность в психической жизни человека.

Каждый человек, оказываясь в определенных жизненных обстоятельствах, реагирует на них собственным уникальным набором реакций: эмоциональных, поведенческих, физиологических, когнитивных (интеллектуальных). Кто-то усиленно ищет «козла отпущения» или, наоборот, «посыпает голову пеплом», всю вину взваливая на себя. Кто-то начинает активно действовать (на работе, дома, на даче, в личной/социальной жизни) и на это время может забыться. Одни люди часто заболевают простудными заболеваниями или страдают повышенным давлением, а другие вообще отрицают то, что в жизни что-то происходит не так.

Начиная с младенчества и в течение всей жизни, мы абсолютно неосознанно защищаем себя от отрицательных эмоциональных переживаний, внешних восприятий, внутренних тягостных размышлений и импульсов, пытаясь сохранить внутреннее равновесие, так называемый, гомеостаз. Стратегии, когда-то выбранные и используемые человеком зачастую неосознанно в течение жизни, и являются «защитными механизмами психики» или «психологическими защитами».

История понятия

Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены З. Фрейдом, а далее модифицированы и дополнены представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов различных психологических конфессий.

Яркие иллюстрации описания психологических механизмов защиты психики до их научных обоснований были неоднократно отражены в философских трудах и художественной литературе, начиная с античности. Так, например, Обезьяна в известной басне Крылова не узнавала себя в зеркале, а видела в нем ужасно кривляющуюся «рожу», которая напоминала ей знакомых кумушек. Писатель мастерски изобразил защитный механизм проекция. В жизни же человек, чья психика активно пользуется таким ЗМ, упорно может не признавать в себе определенные, неприемлемые для него самого, черты характера и при этом активно их видеть и осуждать в окружающих.


Функции защитных механизмов

Психоаналитики психическую структуру человека метафорически сравнивают с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрывается в глубинах океана. Так и чувства, ощущения, мысли и поступки, которые мы осознаем (эта часть психической структуры называется сознанием или Эго) занимают всего 1-5% от общего объема психики. Все остальные процессы протекают неосознанно, в глубинах бессознательного (Ид).

Защитные механизмы психики формируются и закрепляются как раз в бессознательном, то есть, минуя сознание. Следовательно, просто «отключить» свои реакции усилием воли не имеется возможности без специальной их обработки.

Любому человеку для ощущения полноты жизни и себя в ней необходимо с детства сформировать определенные психологические навыки и взрастить психические структуры. Такие процессы закладываются и развиваются у ребенка при взаимодействии с близкими людьми с раннего возраста и протекают неосознанно. Например, очень важно малышу, а впоследствии и взрослому научится справляться с различного рода переживаниями, уметь себя успокаивать, не прибегая к деструктивным способам. Взрастить самоуважение к себе и найти способы поддержания позитивного чувства собственного «я». Если же что-то снаружи или внутри человека угрожает его душевному равновесию, психической безопасности, представлениям о себе, то психика начинает обороняться. Она создает различные защитные механизмы, которые вытесняют из сферы сознания (Эго) неприятные, тревожные, беспокоящие переживания. Например, ребенок, который подвергся эмоциональному или физическому насилию (абьюз), что бы справиться с ситуацией бессознательно выберет определенные психологические механизмы для защиты своей психики. Он может отрицать происходящее: «Если я этого не признаю, значит, это не случилось!» (ЗМ - отрицание). Другой вариант - вытеснить свои воспоминания и переживания из сознания: «Если я забуду, то этого и не происходило!» (ЗМ – вытеснение). Либо ребенок постарается психически выключиться из травмирующей ситуации, оставаясь только физически: «Это происходило не со мной!» (ЗМ - диссоциация). Механизм, когда-то сформированный и подкрепленный другими схожими событиями, во взрослом возрасте будет включаться в любой стрессовой ситуации, минуя сознание.

То есть, основная функция защитных механизмов - уберечь наше Эго от неприятных переживаний, мыслей, воспоминаний, - вообще, любых содержаний сознания, связанных с конфликтом (между бессознательным желанием и требованиями реальности или морали) и травмой (чрезмерным воздействием на психику, которое оказалось невозможно толком пережить когда-то).

Факторы, влияющие на бессознательный «выбор» и использование психикой конкретного защитного механизма

Нэнси Мак-Вильямс, известный психоаналитик, считает, что выбор каждым человеком того или иного защитного механизма в борьбе со сложностями, обусловлен взаимодействием нескольких факторов, а именно:

• Врожденный темперамент.

• Природа стрессов, пережитых в детстве.

• Защиты, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры.

• Положительное подкрепление со стороны взрослых (благосклонное одобрение) при использовании конкретного защитного механизма ребенком.

Например, мальчика с подвижным типом нервных процессов (условно, холерика), который с детства был любопытным и активным, постоянно одергивали мало эмоциональные родители за его чересчур экспрессивные реакции на любые новые стимулы. Его ругали за искреннее и по-детски непосредственное поведение - и за слезы, и за громкий смех. Малыш привык со временем не показывать свои эмоции, а впоследствии и вовсе их не замечать (убрал из сознания). Взрослея, он становился все более «отмороженым» (а для родителей - уравновешенным и спокойным) в различных ситуациях. Чтобы стать для своих родителей «удобным» сыном и быть ими принятым, ребенок сформировал защитный механизм репрессии - подавления. Как писал З.Фрейд, «суть механизма репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции». Психика ребенка закрепила такую психологическую защиту и продолжила пользоваться ею в зрелом возрасте. Однако врожденные характеристики никуда не исчезают, создавая в психике изрядное напряжение. Чтобы удерживать его в бессознательном, потрачены немалые энергетические ресурсы, поэтому, будучи взрослым, этот юноша часто жаловался на то, что быстро устает или чувствует себя опустошенным. А снимать растущее от невооруженных эмоций напряжение ему приходилось таким «простым» защитным механизмом, как «отреагирование» - он любил погонять на бешеной скорости по ночному городу с риском для жизни или «забить эфир» бесконечными переработками в офисе вечерами и в выходные.

Виды защитных механизмов психики

Единой классификации защитных механизмов, признанной всеми психологическими школами не существует, количество и названия могут варьироваться. Если опираться на базовое в отношении данного вопроса психодинамическое направление в психологии (психоанализ), то большинством авторов признается от 8 до 23 защитных механизмов. 

Делятся они на две группы: первичные (примитивные) и вторичные (высшие) защитные механизмы.

ПЕРВИЧНЫЕ (примитивные) ЗМ

Первичные защитные механизмы формируются в раннем возрасте. Действуют они тотально, захватывая чувства, ощущения, переживания, мысли и действия разом. Работа этих механизмов происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром. Например, ЗМ проекция исключает из сознания человека неприятную информацию о нем самом, проецируя ее на другого человека. Или ЗМ идеализация вытесняет из сознания неприятную информацию о значимом человеке, видя в нем только положительные черты. При таком расщеплении восприятия за идеализацией неминуемо следует обесценивание, когда все тот же человек вдруг «оказывается» обладателем огромного количества отталкивающих пороков и недостатков. Главная отличительная черта этих ЗМ - они призваны изменить внешнюю реальность в восприятии человека или удержать только ее «удобную» часть, что, безусловно, затрудняет в ней ориентацию и адаптацию, поэтому такие механизмы носят название примитивных или низших.

ВТОРИЧНЫЕ (зрелые) ЗМ

Вторичные (высшие) защитные механизмы отличаются от первичных тем, что их работа происходит внутри психики между ее структурами, к которым относится сознание (Эго), бессознательное (Ид), и сверх-сознание (Супер-Эго/совесть). Чаще всего эти механизмы трансформируют что-то одно: или чувства, или ощущения, или мысли, или поведение, то есть, внутренние содержания психики, способствуя адаптации к реальности в целом. Примером может служить ЗМ рационализации. Так, например, Лиса в известной басне Эзопа пыталась объяснить себе, почему она не хочет этот спелый виноград. Уж лучше объявить его незрелым, чем признаться (даже себе) в своей несостоятельности его достать. Аналогичным образом человек придумывает различные объяснения того, что он, по сути, может сделать, но не хочет, приводя «объективные» аргументы в пользу невозможности совершения действия (нет средств, нет времени, нет сил и пр.). Человеку необходимо еще как-то преодолевать разочарования и механизм рационализация позволяет это: «Ну и ладно, зато это был хороший опыт!» или « Я не смог приобрести машину, о которой мечтал, в любом случае ее содержание влетело бы мне в копеечку!».

В психологии, к сожалению, не сложилось единого взгляда на явление такого феномена, как «психологическая защита». Одни исследователи считают психологическую защиту однозначно непродуктивным средством решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие – предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, которая постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и является составляющей продуктивной адаптации в окружающем мире.

В следующей статье мы поговорим непосредственно о низших защитных механизмах, подробно останавливаясь на каждом.



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проекция, интроекция, проективная идентификация. Низшие защитные механизмы психики, часть 2
  • Низшие защитные механизмы психики. Часть №3
  • Низшие защитные механизмы психики. Всемогущий контроль и Соматизация. Часть 4
  • НИЗШИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ
  • Фантазии или защитные механизмы
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • ЗОНЫ ЖИЗНИ ИЛИ УЗНИКИ СОЗНАНИЯ
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • Да ты просто жизни не нюхал: или что ты знаешь о настоящей жести?
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь