Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?

В когнитивно-поведенческой терапии (Аарон Бек) есть такое понятие как «негативное ядро». При исследовании в ходе терапии негативных мыслей клиента о самом себе, в конце-концов все эти длинные мысли, фразы, представления о самом себе как человеке слабом, некрасивом, глупом и т.д., формулируемые длинными фразами, сокращаются до совсем коротких: Я – плохой, Я – слабый, Я – уродливый и т.д.

Работа сложная и неприятная. Обнаружить в глубине своей психике то, что именно так ты о себе думаешь – крайне неприятно, часто болезненно, хотя и терапевтично. Дальше уже и начинается непосредственно терапевтическая работа – конфронтация с этими представлениями о самом себе, развенчание этого убеждения и возвращения себе адекватной самооценки.

В концепции КПТ эти короткие мысли как раз и находятся в некоем «негативном ядре» (или представляют из себя негативное ядро).

Так как основное мое психологическое образование – психоаналитическое, и хотя я знакомился и изучал другие современные направления психотерапии: гештальт, уже упомянутый когнитивно-поведенческий подход, экзистенциальный и дазайн-анализ, и мне более привычна структурная модель психики, предложенная Фрейдом, тем не менее показалось интересным попробовать соотнести друг с другом два конструкта из разных психотерапевтических школ – а именно негативное ядро и Суперэго.

Напомню, что Супер-Эго (Фрейд использовал название Uber-Ich, то есть «Сверх-Я», слово Super-Ego придумал Уильям Джонс, когда переводил Фрейда на английский) – такая инстанция в психике человека, которая ответственна за контроль над его поведением, не дает инстинктивным желаниям человека, нарушающим нормы общественной морали в его поведении проявиться.

Суперэго содержит в себе интроецированные послания (в основном, родительские, но не только) объясняющие и указывающие, как человек должен себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. В ходе психоаналитической терапии, эти послания всплывают в речи пациента (клиента) как долженствования. Ты должен вести себя скромно, не начинать есть первым, при прямом взгляде на тебя мужчины смущаться и отводить глаза и т.д., и т.д. Надо ли объяснять, что не всегда эти интроекты в жизни полезны? Воспринятые в детстве как абсолютные, универсальные для всех жизненных ситуаций, они часто делают наше поведение дезадаптивным, усложняют нам жизнь, вместо того, чтобы сделать ее легче и удобнее для нас. Так, например, девушка, носящая в себе интроекты о скромности (как приведенные выше), не может выстроить нормальные отношения с мужчинами, даже просто их начать.

В суперэго также находятся не только долженствования, но и оценки, иногда с этими долженствованиями связанные, иногда – нет. Ты слишком слабый, поэтому должен избегать конфликтов, ты не сможешь постоять за себя. Ты некрасивая, поэтому мальчики тобой интересоваться не будут.

То есть, в суперэго эти послания звучат со словом ты: Ты – некрасивая, ты – трусливый, слабый и т.д. Затем, каким-то образом эти послания (интроекты) перерабатываются психикой (ассимилируются), становятся частью Эго или личности уже со словом «я». Я – слабый, я – уродливый и т.д. И, если мы в этом месте смело соединим две конструкта из разных психологических школ, формируют негативное ядро.

Негативные послания взрослых (реже – сверстников) в детстве со словом «ты», трансформируются в негативное представление о самом себе в негативном ядре. Разумеется, это происходит в том случае, если ребенок (бессознательно, разумеется) согласился с такой оценкой себя взрослым и принял его правила поведения.

Для того, что сформировать негативные представления о себе, необязательно должно присутствовать именно такое прямое послание со словом «ты». В принципе, ребенок может сформулировать такое утверждение о самом себе и самостоятельно, в ответ на реакцию взрослого. Например, раздраженная мать, может, не дожидаясь, когда ребенок сам наконец завяжет шнурки, оттолкнуть его руки и завязать сама. «Я - неспособный что-то сделать самостоятельно», формулируется мысль у ребенка. Конечно, я здесь даю несколько упрошенную модель формирования негативных представлений о себе, все происходит не так просто и не так линейно, но общая схема примерно такова.

В терапии, неважно в каком подходе: КПТ, психоаналитической терапии и т.д., эти интроекты и я-концепции берутся в работу, клиент в совместной работе с терапевтом, во-первых, осознает их, во-вторых, их переоценивает, воочию увидев их ошибочность и то, как они мешают ему жить.

В данной статье мне было интересно рассмотреть именно соотнесенность друг с другом двух конструктов из разных психотерапевтических систем – суперэго и негативного ядра. На мой взгляд, это соотнесение в аднном контексте вполне корректно – в плане рассмотрения того, как «ты-послания» и долженствования из суперэго «перетекают», трансформируются негативные я-концепции негативного ядра психики.

Я умышленно называю и суперэго, и негативное ядро конструктами, поскольку, на мой взгляд, они являются не феноменами психики, а некоей метафорой, помогающей лучше понять процессы происходящие в психике. Метафора – неточное слово, конструкт – точнее.

За рамками статьи остается сам процесс трансформации «ты-послания» в «я-концепцию», возможно это тема дальнейших размышлений и тема какой-то будущей статьи, а, возможно, он уже описан кем-то из авторов и просто пока мною не изучен.

 

Пожалуйста, пишите свои комментарии и размышления на тему этой статьи или близкие темы. Будет интересно порассуждать вместе )

 



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что на самом деле несут в себе родительские послания?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Что такое любовь к себе на самом деле?
  • Забота о себе и что такое настоящая любовь к себе
  • Что такое психосоматика, или какие послания несут нам болезни тела
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Как люди сами портят себе жизнь и отношения друг с другом — часть первая
  • Забота о себе или как мы мешаем себе отдыхать и восстанавливаться?
  • Как преодолеть себя и неуверенность в себе думая не как все
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • Желай аккуратно! Или как мы сами себе загадываем негативные желания. Секрет Полишинеля.
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Послание себе 18-летней, или что я скажу своей дочери.
  • Сам себе психолог: 3 простых способа понять себя
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • статьи Как устроить себе хороший секс – психологические аспекты (18+)
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • ТОП 10 рекомендаций которые я бы дала сама себе в самом начале практики.
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • Несколько советов как помочь себе при апатии
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Сам себе начальник или работа в «свободном полете»
  • Созидатели личных катастроф или как позволить себе счастье (работа с ранней травмой)
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Как отравить себе жизнь партнёром или почему я терплю токсичные отношения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь