|
ТОП 10 рекомендаций которые я бы дала сама себе в самом начале практики.
В августе, этого года будет ровно 5 лет с того момента, как я впервые в моей работе появился клиент. Это было в больнице «ОХМАТДЕТ», когда я была в интернатуре. В тот момент мне было сложно, потому что у меня не было опор, и никто не мог мне дать нужного совета. Приходилось справляться самой... Да, звучит так себе.
Подумав об этом, я собрала ТОП 10 рекомендаций, которые, дала бы сама себе. Очень жаль, что приходя к этому опыту ,я наступила не на одни грабли и набила не одну шишку. Хотя… Нет, не жаль - ибо опыт только через шишки и появляется;).
Хочется поделиться этим опытом.
Итак, рекомендации новичкам психологам, от уже не совсем зелёного терапевта, но еще не от бывалого воина психотерапевтической практики:
Не возможно быть насколько умным и осознанным, чтоб не брать супервизии. Даже самые лучшие из лучших, динозавры психотерапии, бывалые воины - берут супервизии. Может быть, именно поэтому они и стали бывалыми воинами;).
Супервизия – это важно. И нечего полировать свою корону или жалеть денег. Супервизия – это важно и полезно.
2. Ходите на личную терапию.
Не возможно, быть насколько излеченным и осознанным, чтоб не ходить на терапию. Все мы, слава Богу, живые люди, а это значит, что с каждым днём у нас новый опыт, новые переживания и новые кризисы. Мы, конечно, можем быть суперсильными и «всё сам», и «русская баба из горящей избы вынесет», но к чему геройства? Идите на терапию, сохраните свои ресурсы, безопасность свою и клиента, и драгоценное время.
3. Ходите на группы.
Личная терапия и динамическая супервизия – это хорошо, но группы тоже надо.
Все люди живые, а значит, склонны к замыливанию глаза. Конечно, ваш терапевт и ваш супервизор могут сами ходить на личную терапию, и брать супервизию, и даже гипервизию, но, тем не менее, все мы живем в социуме и зачастую сдвинуться с мертвой точки, помогает именно свежий взгляд и свежий опыт.
4. Читайте умные книги.
Начитанность, это козырь в рукаве; это один из инструментов, который способен помочь понять тот бардак, который иногда твориться в терапии. Это необходимая база, почва, на которую опираешься в работе. Гораздо приятней чувствовать почву под ногами, чем быть подвешенным в воздухе, правда?
5. Любите своих клиентов.
Без любви, товарищи, никуда. Мы не можем с ненавистью и даже с нелюбовью хорошо работать; мы не официанты, которые приносят чек и «До свиданья». Мы ответственны за клиентов (в рамках нашей работы, не за его жизнь, конечно;)), и клиенты не обязаны «выгребать» за нас.
Возникла нелюбовь – повод для супервизии. Ваша злость – это ваша проблема, а не проблема клиента. Если эта проблема не решается, то часто вылазит боком.
6.Записывайте.
Так просто проще. Это облегчает жизнь в начале практики. Потом есть возможность к чему-то вернуться, и что-то еще понять. И на супервизии с записями по другому, чем без них.
Записывайте, хотя бы, после сессии. Пишите о себе, о своих чувствах и переживаниях, о клиенте, о процессе, о том, что было и что есть сейчас. Так проще.
7.Говорите о контракте сразу.
Ну для чего вам потом этот стыд? А злость за нарушение границ клиентом? А вина, за то, что их надо, всё таки отстоять, а если нет, то злость за нарушение границ? Замкнутый круг, товарищи. Да и вообще, разное бывает.. Но сталкиваться с самобичеванием по поводу контрактных вопросов в любом случае не приятно.
8.Не прыгайте выше головы.
У каждого терапевта, есть сферы в которых ему не очень, и темы с которыми он не работает. Наоборот, хорошо, когда терапевт их про себя знает, и не лезет туда. В этом нет ничего ужасного и постыдного. И если дети вас раздражают, а люди у которых рак, наводят ужас, от которого хочется неделю прятаться от людей придаваясь мрачным мыслям, то НЕ нужно брать их в терапию. Отказывать, часто не приятно и возможно, даже стыдно, но это необходимо, для собственной сохранности. И если эти «неприятно» и/или «стыдно» или еще что-то, всё же заставляют вас брать клиента и страдать, то это весомый повод для терапии и для супервизии.
9.Не бойтесь говорить «НЕТ».
Нет, вы не можете бросить семью в три часа ночи и ехать к клиенту, потому что ему очень нужно; и нет – вы не работаете по субботам и воскресениям, потому что это ваше личное время; и нет - два раза и по полтора часа вы работать тоже не будете, потому, что это неуместно и для этого клиента не принесет пользы и т.д.
Клиенты, у которых проблемы с собственными границами склонны вылазить на голову. И им очень даже полезно видеть и чувствовать, что у вас эти самые границы есть на месте. Так, авось и свои замечать когда-нибудь начнут.
Границы – это очень важно. Да, может клиент уйдёт из терапии в процессе их обозначения, но ваши границы будут на месте, а значит и вы будете в целости и сохранности.
10 (самое важное). Берегите себя.
Если вы устали, как загнанная лошадь, мечтаете об острове без людей и у вас периодически возникает желание убивать – отдохните. Это правда важно. Заботьтесь о своём здоровье и ходите вовремя к врачу. Не ходите с язвой желудка или ангиной к клиенту, или когда мороз -50, а у вас нет тёплых сапог. Останьтесь дома лечиться, и купите себе тёплые сапоги, прежде чем выходить на улицу, или перенесите сессию на более теплый период. Берите выходной, если нужно - не бегите за работой, если задыхаетесь.
Клиенты приходят и уходят, а вы остаётесь с собой навсегда. Так что, заботьтесь о себе, любите себя, и ваши клиенты будут иметь шанс последовать вашему примеру + жить так приятней, и удовольствий и в работе и в жизни гораздо больше.
На этом всё, уважаемые коллеги.
Сейчас стараюсь следовать собственным советам – помогает:). Надеюсь, поможет и Вам.
А какие бы вы еще рекомендации добавили? Пишите в комментариях, очень интересно будет почитать и взять на заметку.
Всем хорошего настроения:).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|