Обида как сигнал о нарушении контакта

Позвольте надеждам, а не обидам определять ваше будущее.

Роберт Шуллер
 
Одной из функций чувства обиды является сигнальная. Смысл этой функции состоит в том, что возникшее чувство обиды сигнализирует нам о нарушении контакта. В своих предыдущих публикациях, посвящённых теме обиды, я предлагала рассматривать обиду не как чувство, а как процесс, в котором задействованы не только эмоциональный уровень, а ещё и когнитивный и волевой. Такое понимание даёт возможность осознанно управлять обидой и выбирать поведенческие реакции.
Распространёнными причинами обид могут быть:
  • Предательство, измена, коварство;
  • Издевательства, насмешки, клевета, сплетни, слухи, оскорбления;
  • Проявление пренебрежения,  презрения, игнорирование, обесценивание;
  • Усиленное внимание к другому, гиперконтроль;
  • Наставления, поучения, непрошенные советы;
  • Бесцеремонность, отсутствие чувства такта и меры,
  • Неблагодарность;
  • Нарушение обязательств, отказ в просьбе;
  • Отсутствие понимания и чуткости, эмоциональной поддержки;
  • Различие мнений, убеждений, «картин мира»;
  • Отсутствие признания, внимания, не уважительное отношение;
  • Манипуляции различного рода.
В любом случае, в субъективном восприятии обиженного возникает сильная эмоциональная реакция из целого клубка чувств, которые свидетельствуют об уязвлённом самолюбии и достоинстве.
 В любом контакте участвуют две стороны.  В этом случае важно разделить  ответственность обеих сторон за качество этого контакта. Ответ на вопрос «Кто виноват?», не поможет избавиться от деструктивных и токсичных переживаний. Гораздо более конструктивным будет работа, направленная на поиск ответа на вопрос: «Что делать?»
Ответственность обидевшегося состоит в том, чтобы проанализировать свои ожидания и притязания по отношению к обидчику, свои «болевые точки»,  а также мотивы обидчика.
Действия обидчика могут быть умышленными и неумышленными. Обидчик может не знать о Ваших ожиданиях и «болевых точках», и совершить действие, которое воспринимается Вами как обидное, непреднамеренное, не имея своей целью причинение Вам вреда и боли.
Что можно сделать в контакте? Сказать обидчику о  Ваших чувствах и ожиданиях, о том, что было обидного для Вас в его поступке – таким образом, происходит отреагирование в форме честного информирования. Обидевший Вас человек может не знать о Ваших ранах и травмах, а, узнав о них, может стать более чутким и бережным по отношению к Вам. Следующий шаг – пересмотреть адекватность своих ожиданий и потребностей, найти способ их самостоятельного удовлетворения. Обнаруженные в контакте собственные  «болевые точки» принести своему психотерапевту с целью исцеления, а также направить свои усилия на развитие своей собственной гибкости и устойчивости.
Если действия обидчика были преднамеренными, то ответственность обиженного состоит в защите своего достоинства.  Как и в первом случае, необходимо обиду не глотать, не попустительствовать, а прямо сказать о своих чувствах обидчику, после чего принимать решение о дальнейшей форме контакта с ним. Уйти или остаться. Если остаться, то каким образом строить дальнее взаимодействие. Можно потребовать компенсации нанесённого ущерба в форме извинений.  Однако, обидчик, как вторая сторона контакта, может не признавать, что причинил вред другому и не готов компенсировать нанесённый ущерб. И это – уже его выбор и ответственность, дело его внутреннего мира и совести.
 
Жить с обидой или без неё – выбирать Вам!
 
 


Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Качество терапевтического контакта важнее содержания психотерапии
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 3. Обида, вина и ответственность
  • Зачем человек испытывает чувство обиды?
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЧУВСТВО ВИНЫ
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • О токсичности терапевтического контакта
  • Сексуальный цикл контакта
  • О важности контакта с ребенком
  • Отдать ответственность. Взять ответственность
  • Почему зависть может быть только черной
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Психотерапевт поможет найти ответ или правильно задаст вопрос?
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • РОСКОШЬ И ОПАСНОСТЬ ПРИСУТСТВЕННОГО КОНТАКТА И БЛИЗОСТИ
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • ПОЧЕМУ ИНОГДА НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ?
  • ГДЕ СПРЯТАНА ПРИЧИНА ВАШИХ НЕУДАЧ МЫСЛИ И ЧУВСТВА
  • Целебная сила контакта: о чрезвычайной эффективности присутствия в терапии
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Про отсутствие поддержки и как я научилась поддерживать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь