Обида как сигнал о нарушении контакта

Позвольте надеждам, а не обидам определять ваше будущее.

Роберт Шуллер
 
Одной из функций чувства обиды является сигнальная. Смысл этой функции состоит в том, что возникшее чувство обиды сигнализирует нам о нарушении контакта. В своих предыдущих публикациях, посвящённых теме обиды, я предлагала рассматривать обиду не как чувство, а как процесс, в котором задействованы не только эмоциональный уровень, а ещё и когнитивный и волевой. Такое понимание даёт возможность осознанно управлять обидой и выбирать поведенческие реакции.
Распространёнными причинами обид могут быть:
  • Предательство, измена, коварство;
  • Издевательства, насмешки, клевета, сплетни, слухи, оскорбления;
  • Проявление пренебрежения,  презрения, игнорирование, обесценивание;
  • Усиленное внимание к другому, гиперконтроль;
  • Наставления, поучения, непрошенные советы;
  • Бесцеремонность, отсутствие чувства такта и меры,
  • Неблагодарность;
  • Нарушение обязательств, отказ в просьбе;
  • Отсутствие понимания и чуткости, эмоциональной поддержки;
  • Различие мнений, убеждений, «картин мира»;
  • Отсутствие признания, внимания, не уважительное отношение;
  • Манипуляции различного рода.
В любом случае, в субъективном восприятии обиженного возникает сильная эмоциональная реакция из целого клубка чувств, которые свидетельствуют об уязвлённом самолюбии и достоинстве.
 В любом контакте участвуют две стороны.  В этом случае важно разделить  ответственность обеих сторон за качество этого контакта. Ответ на вопрос «Кто виноват?», не поможет избавиться от деструктивных и токсичных переживаний. Гораздо более конструктивным будет работа, направленная на поиск ответа на вопрос: «Что делать?»
Ответственность обидевшегося состоит в том, чтобы проанализировать свои ожидания и притязания по отношению к обидчику, свои «болевые точки»,  а также мотивы обидчика.
Действия обидчика могут быть умышленными и неумышленными. Обидчик может не знать о Ваших ожиданиях и «болевых точках», и совершить действие, которое воспринимается Вами как обидное, непреднамеренное, не имея своей целью причинение Вам вреда и боли.
Что можно сделать в контакте? Сказать обидчику о  Ваших чувствах и ожиданиях, о том, что было обидного для Вас в его поступке – таким образом, происходит отреагирование в форме честного информирования. Обидевший Вас человек может не знать о Ваших ранах и травмах, а, узнав о них, может стать более чутким и бережным по отношению к Вам. Следующий шаг – пересмотреть адекватность своих ожиданий и потребностей, найти способ их самостоятельного удовлетворения. Обнаруженные в контакте собственные  «болевые точки» принести своему психотерапевту с целью исцеления, а также направить свои усилия на развитие своей собственной гибкости и устойчивости.
Если действия обидчика были преднамеренными, то ответственность обиженного состоит в защите своего достоинства.  Как и в первом случае, необходимо обиду не глотать, не попустительствовать, а прямо сказать о своих чувствах обидчику, после чего принимать решение о дальнейшей форме контакта с ним. Уйти или остаться. Если остаться, то каким образом строить дальнее взаимодействие. Можно потребовать компенсации нанесённого ущерба в форме извинений.  Однако, обидчик, как вторая сторона контакта, может не признавать, что причинил вред другому и не готов компенсировать нанесённый ущерб. И это – уже его выбор и ответственность, дело его внутреннего мира и совести.
 
Жить с обидой или без неё – выбирать Вам!
 
 


Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Что вам может дать психотерапия
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Чувство вины. Как с ним жить? И что с этим делать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • О чем болит ваше тело и что оно хочет вам сказать?
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Зачем вам чужое мнение, или как оценить свои отношения с партнером
  • Как удостовериться в том, что вы хороший человек!?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Про вину, ответственность и подмену понятий. Если Вы или Вас постоянно делают виноватыми…
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Любовь и Страх в «теории» о четырёх стихиях или «Шторм» как следствие напряжения контакта
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь