Отдать ответственность. Взять ответственность

...Если вы чувствуете вину перед кем-то,
Возможно, вы берете на себя чужую ответственность;
Если вы обвиняете кого-то, возможно, вы не берете свою ответственность, перекладывая ее на другого человека.
Ощущение своей вины и негодование по поводу чьей-то вины – это серьезный повод поразмышлять о том, кто и за что отвечает.
……………………………..
….Несколько лет назад разводились мои близкие друзья.
Я переживала за их 10-летнюю дочку – как-то она перенесет это событие, не окажет ли развод свое негативное влияние, не сломит ли ее?
Помню, я спросила ее: «Как ты относишься к тому, что мама с папой разводятся? Что ты чувствуешь?»

На второй вопрос она ответила так: «Я сожалею»
На первый отреагировала следующим образом: «Я думаю, они разберутся сами. Они – взрослые, и, раз они решили, значит так лучше».

Не веря своим ушам (в моей-то картине мира развод был таким ужасом-ужасом, который ребенок не может пережить без потерь), я спросила: «А как ты считаешь, твоя жизнь теперь изменится?»
На что она ответила: «Скорее всего – нет».

Я была поражена. Картина мира треснула.
Реакция ребенка стала понятна после некоторых размышлений: она была уверена, что взрослые несут ответственность за свою жизнь сами, и ей не нужно о них заботиться. Более того, она была убеждена, что родители позаботятся и о ней – потому-то она не боялась изменений.
………………………..
Сейчас, наблюдая, как взрослые люди, пришедшие на терапию, страдают от вины и не могут простить и принять, я четко вижу – как, и при каких обстоятельствах, их родители не взяли на себя свою родительскую ответственность.
За свои родительские ограничения,
За свои действия. За свои чувства. За свою не прожитую жизнь.

И я вижу, как это мешает нынешним взрослым брать на себя ответственность за свою жизнь, отдавая другим людям их ответственность за то, как они проживают свою жизнь.
………………………………………..

Вся взятая в детском возрасте ответственность за родителей давит виной теперь уже перед множеством других людей.
А свои потребности тоже никуда не спрячешь. Ответственность за них тоже передаются дальше – партнерам, детям…. Всем и всему.
Чем больше не присвоенной и неосознанной нужды, тем больший счет долгов и обязательств предъявляется близким людям.

…. «Меня раздражает упрямство моего сына. Я столько раз пыталась разговаривать с ним, добиваясь порядка. А он…. по-прежнему не торопится убрать свое лего к моему приходу. Меня раздражают неприбранные игрушки.
Я чувствую, что начинаю ненавидеть сына за то, что он не слышит меня».

Какая потребность попрана, не замечена, обесценена у матери? У ее собственной детской части?
Какое не присвоенное право заставляет обвинять невиновного?
Потребность в чистоте? В том, чтобы ее услышали? Нет.

Попрано ее собственное право быть ребенком. И попрана детская потребность в игре. Когда-то ее родители должны были обеспечить ей эту потребность. Потому что быть ребенком в свое время - это естественно. А все, что естественно - правильно.

Но ее родители были так же нетерпимы, как она сама сейчас. Они не взяли на себя ответственность за свои состояния, свои ограничения. В результате мать не умеет уважать право своего сына на его детскую жизнь.

…. «Я чувствую себя виноватой перед своей дочерью-студенткой. Мне кажется, я ее сильно травмировала. Она все время сомневается в себе, своей привлекательности, способности справиться с трудностями, своих достоинствах. И она обвиняет меня. А я, не в силах этого вынести, хватаюсь спасать ее даже в тех проблемах, где она может справиться сама».

Какое право не присвоено у этой матери?
Какая не признанная потребность погружает в вину?

Не присвоено право на свои ограничения. Ограничения, присущие любому человеку.
Ограничения возможностей, сил – в данном случае – родительских.

Именно поэтому она чувствует вину вместо ответственности. Ей все еще кажется, что она не сделала все, что могла. Ей кажется, что она могла больше, но не постаралась.

Это совершенно необходимо…. Признать правду о своих ограничениях.
Признать правду – о том, сколько у меня ресурсов как у родителя, какова моя способность отдавать – тепло, любовь.

Признать правду, даже если окажется, что эти возможности невелики.
Если эту правду признать, можно честно сказать своему ребенку – вот…. это все, что я могу.
...Я могу поиграть с тобой час, но потом мне нужно время для себя
...Сейчас я не готова выслушать, смогу через час
...Кажется, я не очень умею поддерживать, но хочу научиться
и т.п. и пр.

О своих ограничениях можно сожалеть, способность любить можно приращивать, все больше принимая себя, но
Ограничения есть и будут всегда,
и это нормально.

Не нормально - не признавать своих ограничений, перекладывая за это ответственность на ребенка
в духе "Ты сам виноват в том, что я с тобой так обращаюсь"

...Не "Ты должен", а "Я хочу от тебя", признавая, что у ребенка тоже есть свое "Я", а вместе с ним свои планы и свои желания.
И, кстати, свои ресурсы чтобы справляться со своей детской (подростковой, студенческой, взрослой) жизнью.

Этому ресурсу может помешать деструктивная вина перед родителем - за его не присвоенные родительские ограничения, за его не признанные чувства и его же не прожитую жизнь.

Если ребенку мало - поддержки, помощи,
он позлится, но, рано или поздно согласится с этими ограничениями.
И непременно найдет способ реализации своих нужд, если его не грузить долгами за все перечисленное.

У упомянутой выше женщины.... тоже была мама, которая спасала всю семью, и не жила своей жизнью (не признала своих родительских ограничений). И вся семья по сей день страдает от вины перед ней.
……………………………………..

Если вы чувствуете вину перед другим человеком, или же обвиняете – это значит, вы не до конца разобрались с ответственностью.

Почему вам кажется, что вы виновны? Почему вы считаете, что перед вами виновен другой?
Какие ваши права и потребности затрагиваются? Почему вам в них отказано?

Ответственным быть много легче, чем правым или виноватым.

Автор: Вероника Хлебова


Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Вся правда о «волшебном пенделе» или как мы не берем ответственность за свою жизнь
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • На те же грабли: тоска по бывшим. Часть вторая: почему она приходит, и что с ней делать?
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Что такое проактивность и зачем она нужна во время кризиса
  • Мужчина, женщина, любовь, деньги: использование, ответственность или кто кому что должен?
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Про вину, ответственность и подмену понятий. Если Вы или Вас постоянно делают виноватыми…
  • Злость, откуда и зачем она появляется, что с ней делать?
  • Правила жизни 1 из 64: Ответственность за свою жизнь.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что такое любовь и кому она нужна?
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ЧТО ОНА ДАЁТ?
  • Что такое уверенность в себе и откуда она берется?
  • Что такое ответственность?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Почему нужно брать на себя ответственность
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь