Вина и ответственность

Вина – переживание того, что я совершил дурной поступок, дурной выбор, сделал что-то не так, поступил плохо, не правильно.

Вина формируется впервые в так называемый эдипальный период развития: 3-6 лет. Когда ребенок проживает идентификацию с родителем своего пола, учится социальному поведению, осознает свое место в семейной триаде. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что в его семье существуют определенные нормы и правила, которые необходимо соблюдать. Как поступать хорошо, а как – плохо.

Родители учат нас ответственности за свои маленькие детские поступки. Учат, что каждое действие имеет свои последствия. Так мы готовимся к своей будущей адаптации в социуме.

Там, где появляется вина, включается наша внутренняя ответственность за тот или иной поступок, выбор, действие, слово, а порой, даже мысль.

Что же происходит с людьми, которые во взрослой жизни слишком часто оказываются в этом непростом и порой труднопереносимом переживании?

К примеру, играет ребенок шумно, бегает по дому, вопит, веселится, а у мамы его – голова болит. Посыл по типу: «Не ори, у меня от тебя голова разболелась. Собери игрушки и сиди тихо» дает ребенку неверные координаты в плане ответственности. Он теперь знает, что мамина мигрень – плод его шумной деятельности, которая, между прочим, приносит много удовольствия. То есть мама ответственность за неконтролируемый процесс в своем теле переносит на ребенка, который после такой маминой ремарки, скорее всего, притихнет. И не от взрослого осознания, что надо бы маме посочувствовать и играть потише. На это ребенок пока не способен. А просто потому, что почувствовал вину. В самый возможно приятный для себя момент.
 
При частом повторении эксперимента и достаточной чувствительности ребенка, эффект «Всегда чувствую вину, когда мне очень весело, и я вот-вот уйду в отрыв» или «если мне хорошо, это может быть кому-то неудобно, неприятно» - как минимум логичен. Может сопровождать во взрослом возрасте, навязчиво подгаживая жизнь. Откуда взялось – далеко не сразу удается вспомнить.
Кому с весельем повезло, тому может ничего не делать и бить баклуши – по жизни нельзя. Или, например, о себе рассказывать, хвастаться, привлекать к себе внимание. Главное, чтобы ответственность за чувства других людей, их настроение, цвет лица и регулярность стула вы несли почаще и в полном объеме.
   
У виноватых людей часто бывает привычка – обвинять кого-то еще. Чтобы снять с себя часть своей неподъемной ноши, переложив на товарища. Но некоторые несут ее с честью самостоятельно, не расплескивая так сказать. Ответственные за все отношения в своей жизни, за высокие должности, за успех, честь и престиж любой идеи. Чем больше лишней ответственности, тем меньше  внутренней свободы.
 
Гиперответственность в свою очередь привлекает к таким людям всевозможных манипуляторов, нахлебников и паразитов. Они – наступили на больную мозоль, человеку стало виновато, там, где он привык, что все зависит от него, и вот он уже пошел исправлять ситуацию. Сам. Его даже просить не надо.
Очень нелегко живется, когда отвечаешь за слишком многое.
 
Как этого избегать? Когда замечаете, что испытываете перед кем-то вину, прежде чем кидаться в извинения или исправления, спросите себя: а моя ли это зона ответственности? Взяли ли вы ее добровольно, или вам ее пытаются навязать? И если взяли, а нести трудно – можете ли от нее спокойно отказаться?

Свобода вашего выбора в этом месте – лучший критерий. Если ваша ответственность добровольна и не мешает вам жить – честь вам и хвала. На ответственных людях многое в этом мире держится.
 


Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Там, где есть вина, нет места для ответственности
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Про вину, ответственность и подмену понятий. Если Вы или Вас постоянно делают виноватыми…
  • Мужчина, женщина, любовь, деньги: использование, ответственность или кто кому что должен?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 3. Обида, вина и ответственность
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • «Я влюблен в тебя, но я ухожу от тебя» Когда влюбленность не все, что вам нужно.
  • Вина или ответственность?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Вам плохо в людном месте? Что делать?
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь