|
Там, где есть вина, нет места для ответственностиБывает, я вглядываюсь в суровую пословицу «На обиженных воду возят». Это когда страдают одни, а ответственность за это лежит на других. В чем тут засада. Пока человек не осознал выгоду от своего страдания, нет надежды на то, что он от него избавиться. Тогда всё обвинительное внимание направлено на того, кто помогает это несчастье организовать. Не на себя. На другого. Виноватый собой не рулит. Обида – это манипуляция для снятия с себя ответственности за выбор и за дальнейшие действия/бездействия в связи с этим. Обида мучает и висит камнем на шее, если виноват кто-то другой. С обидой жить страшно, потому что есть состояние жертвы, которой вредят и которая ничего не может с этим поделать. Если нет веры в то, что другой взял на себя ответственность за свой поступок и вполне хорошо себя чувствует в отсутствие вины, то нет веры и в свою невинность. Нет веры в личную чистоту помыслов, намерений и поступков. Плохо только тому, кто осуждает и дальше везет. Можно возить воду, не ропща на судьбу и тогда нет лишней тяжести. Можно оставить телегу с бочками воды и начать возить дрова. И т.д. Эти многочисленные потенциальные варианты пропадают, когда ответственность за счастье своей жизни принадлежит другому. При таком раскладе есть переменчивая ситуация: недовольство положением вещей, которое чередуется ожиданием, что кто-то придет и это изменит, надо лишь погромче плакать. Я часто привожу такой пример. Ребенок украл конфеты. Его поставили в угол. Если он понимает, что есть некоторые правила игры: «крадешь – отвечаешь за это часовым стоянием в углу», то ребенок не страдает от своей плохости. Он просто стоит в углу и может страдать от скуки, от того, что ноги затекли, от чего угодно, но не от того, что мир несправедлив. Есть осознание того, что это просто угол. Сейчас пройдет час и можно будет пойти гулять. А также можно поразмышлять, красть ли конфеты в следующий раз или это слишком дорого стоит. Это просто выбор согласно своим желаниям. Кто меня может судить? Кто знает, как правильно? Только я. А что до обиды, то тут все вокруг знают, как можно с тобой поступить и как наказать. Например, пациент и стоматолог. Представьте себе, что пациент начинает ругаться за причинённую боль и неудобства. Что он вопит о том, что челюсть затекла, а лампа слепит глаза. Что вообще все дорого, неприятно и противно. Тогда зачем ты здесь? Можно попросить убавить яркость лампы, делать передышки в лечении. Это возможно, когда фокус внимания переходит на себя. Тогда можно прислушаться к своим ощущениям, взять ответственность за свои желания, поделиться ими с доктором. На основании того, идет ли доктор навстречу, старается ли он услышать пациента и изменить процесс в силу своих возможностей или он забивает на пожелания и делает только, как ему удобно – совершается следующий выбор. Оставаться в кресле или искать другое. У обиды вторичных выгод может быть много и очень разных. Таких, что человек не видит их совсем, но пользуется. Например, обида помогает отгородиться от обидчика. Тогда это построение своего рода защиты, отдых от контакта с источником страданий, бегство от своей ранимости. И по-другому, кроме как через получение обиды, человек не умеет выстраивать границы. Обиженный не считает правильным сказать своевременно «нет», ему нельзя расстраивать других. А как только обиделся - сразу это отделение само происходит и хочется побыть подольше в этом ради автономии. Вот такая псевдо-свобода с мешком камней за плечами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|