|
«Приятные люди»: 8 признаков того, что вы не живете своей жизньюБыть добрым, заботиться и помогать другим – это то, к чему призывают нас с самого детства родители, учителя и надписи в общественном транспорте. Но всегда ли добро и забота, главные атрибуты сообщества людей, полезны и нужны? В своей психологической практике я часто сталкиваюсь с так называемыми People Pleaser («человек-угодник», «человек-подхалим»). Как и почему так получается, что всегда говорить «да», о чем бы вас не попросили, – это становится разрушительным не только для самого человека, но и окружающих? Почему у людей-угодников так много мотивации на безотказное добро? Как это преодолеть?
1. Как происходит развитие человека-угодника
Чаще всего этих людей называют добродушными (а иногда и бесхребетными). Душой компании. Безотказными. О них ничего плохого нельзя сказать. Эти люди воспитывались в семье, в которой был запрет на подлинные эмоции. Им не разрешали злиться, выражать агрессию – родители за это могли наградить холодным и пронзительным взглядом или даже игнорированием. Принятие и любовь нужно было заслужить у строгого отца или матери. Хотя не обязательно отцу или матери быть строгим – достаточно не показывать свои настоящие эмоции. People Pleaser воспитывались в семьях, где любовь нужно было купить, и цена этой покупки – отказ от собственных чувств и желаний. Есть только одно желание – желание авторитетного взрослого.
Этим людям в детстве говорили: «Какой ты молодец, что уступил место!» или «Какой ты молодец, что помог отцу или маме!» Социальное одобрение становится целью, а отношения – средством достичь эту цель. Это отличные кандидаты в категорию людей помогающих профессий, а также в различные религиозные группы.
2. Эти люди живут с постоянным ощущением, что от них что-то ожидают
Так было сформировано в семье. Отношения, в которых настоящая любовь и забота покупается, приводят к тревоге и страху не оправдать ожидания. Человек с детства живет в постоянном напряжении, неопределенности – им манипулировали. Эти же страхи и тревога стали неким alter ego со своим голосом: «Видишь, как другому плохо?.. Чем ты можешь ему помочь?.. Что же ты ничего не делаешь?!.. Как ты можешь!..» Таким образом, их не просят помогать, но люди-угодники все же помогают. Они поступают не на основании своего прошлого опыта взаимодействия, не живут реальными отношениями. Возможно, именно об этом слова песни «People Pleaser» группы Korn: Теперь я понимаю, Как тяжело мне жить, Удовлетворяя всех подряд, Когда душа уже давно мертва.
3. Они боятся не оправдать ожидания других людей
Живя долгое время в режиме «приятности для других», от угодников привыкли ожидать помощь и поддержку. «Приятным людям» становится невыносимо не оправдывать ожидания других людей. Самое страшное, чего они боятся – это отвержения. Поэтому они выстраивают для себя «режим активности» с ориентацией на мимику, реакции партнера, друга, любовника и т. д. «Приятные люди» со временем перестают ориентироваться на себя, свои чувства. Они отодвигают их на время с тем, чтобы добиться внимания и одобрения. Вспомните серенаду маркиза Рикардо, ухажера графини Дианы из фильма «Собака на сене»: «Венец творенья, дивная Диана, вы существо, в котором нет НИ ОДНОГО изъяна…»
4. «Приятные люди» выстраивают отношения с противоположным полом так же, как и отношения со своими родителями
В семьях приятных людей, где доминировал один из родителей, чаще всего манипуляцией не ограничивалась. Важным было стремление достигнуть похвалы и принятия. В таких отношениях чаще доминировало чувство вины и ложной ответственности.
Эти мужчины, вырастая, стараются также «спасти» женщину, когда она не просит об этом. Например, женятся из чувства жалости, а затем разочаровываются, что их ожидания не оправдались, а поступки не были оценены по достоинству. Такие мужчины превращаются в неудачников, которым для выживания ничего не остается, как только тихо мстить – и тогда открывается их ящик Пандоры скрытых обид, страхов и т.д.
5. Важно подумать, что получают «приятные люди» и какой они создают образ
Создав образ добряка, People Pleaser начинает работать на этот образ. От него уже ожидают такой сценарий, который невозможно нарушить. Иначе фильм будет совершенно с другим завершением. Каким? Угодник не знает, но боится узнать. Таким людям очень сложно менять сценарий, сложно говорить «НЕТ». Они бояться потерять одобрение и принятие. Здесь возникает иррациональный страх, что они никогда не сможете найти такие отношения, которые не будут вас заставлять делать то, что вы не хотите. Чувства, что это значит – жить и не оправдывать ожидания других – еще не знакомо, но уже есть понимание, что есть и другой опыт. Но как его приобрести, «Приятные люди» еще не знают.
6. Какие эмоции испытывают «приятные люди»?
Поскольку в детстве им не позволяли выражать свои подлинные эмоции, это сформировало у них жизнь с двойным дном: показывать одно, а чувствовать совершенно противоположное. Им приходилось «варить злость, разочарование и обиду», а единственными приятными чувствами было услышать восхищение их поступками. Потерять это приятное ощущение одобрения подобно смерти, поскольку нет других приятных эмоций. И останутся механизмы «вина–страх–обида».
7. People Pleaser сложно установить баланс между мотивацией понравиться и реальной нуждой
«Приятные люди» путают собственную мотивацию понравиться и реальные запросы и ожидания людей. Девушка рассказывает молодому человеку о том, что она потеряла работу (проблема), о том, как несправедливо обошлись с ней (для приятного человека это уже красная лампочка «Помоги мне быстрее») и о безнадежности в данной ситуации («это мой шанс получить одобрение», – говорил угодник). Однако в реальности девушка просто рассказывает о себе. Она не коммуницирует весь тот алгоритм действий, который выстроил для себя «приятный человек». Если для девушки этот рассказ скорее для того, чтобы получить эмоциональную поддержку и понимание, то для «приятного человека» это возможность пережить принятие, одобрение.
8. Поведение People Pleaser непредсказуемо в командной работе, в особенности в позиции руководителя
Очень часто «приятные люди» становятся руководителями благотворительных организаций, ориентированных на помощь людям. Это их стихия. Там огромное поле возможностей пережить очередной опыт своей ценности, а может, хорошая подпитка своей нарциссической части.
Характер и любезность таких руководителей резко меняется, если их не слушаются. Подчиненные нужны им настолько, насколько они получают выгоду от другого человека в виде возросшего чувства самооценки. Например, когда о достижениях подчиненного хорошо отзываются деловые партнеры. «Приятный руководитель» ощущает, что это похвала принадлежит прежде всего ему. Для People Pleaserлегко поменять источник похвалы. Люди не в счет. Чем авторитетней похвала, тем изменчивее поведенческая ориентация. Они держат нос по ветру. Как вы заметили, модель поведения «приятных людей» разрушительна прежде всего для них самих, но также и для окружающих. Возможно, вы узнали в описании себя или своего партнера.
Чему стоит научиться «приятным людям», чтобы измениться:
Выполняя эти простые рекомендации, вы увидите, как ваша жизнь начнет наполняться радостью и свободой. Иллюстрация: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|