Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка

 
Как семейное насилие влияет на развитие ребенка?
Любой вид насилия по отношению к ребенку приводит к тяжелым последствиям для его развития, физического и психического здоровья. Известным фактом является следующее: дети, которые страдали от насилия в семье или были свидетелями злоупотребления по отношению к другим членам семьи, переносят этот опыт в собственную жизнь. Такая семья воспитывает для общества потенциальную жертву или агрессора.
Для детей-жертв насилия в семье характерен целый ряд специфических черт, а именно:
  • психоневрологические расстройства (бессоница, энурез,  энкопрез, нервные тики и пр.);
  • психосоматические заболевания;
  • амбивалентность чувств и поведения: дети, страдающие от насилия в семье, характеризуются страхом, обидой и гневом по отношению к родителям, сочетающиеся с эмоциональной зависимостью от них; импульсивностью и терпеливостью; подозрительностью с иррациональной верой в возможность изменения внутрисемейной ситуации.
  • низкая самооценка, неуверенность в себе, нечеткость, противоречивость и спутанность Я-концепции;
  • эмоциональная зависимость и конформность;
  • чувство одиночества и изолированности, замкнутость, конфликтность,  трудности в построении близких и доверительных отношений с окружающими;
  • страх перед будущим, пессимизм, уверенность в отсутствии перспектив;
  • чувство вины за инциденты насилия;
  • склонность к депрессии;
  • повышенная агрессивность, импульсивность, конфликтность, частые драки со сверстниками;
  • повышенная тревожность, наличие страхов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы, частые беспричинные колебания эмоциональных состояний, чрезмерная сила эмоциональных реакций, часто - их неадекватность ситуации (например, истерические рыдания в ответ на незначительный раздражитель);
  • низкая стрессоустойчивость;
  • истерические проявления;
  • высокий риск алкоголизации и наркотизации;
  • асоциальное поведение, сексуальные нарушения, патологическая склонность к бродяжничеству;
  • низкая школьная успеваемость.
Отдельно остановимся на последствиях сексуального насилия для несовершеннолетних.  Стоит отметить, что сексуальное насилие в семье практически всегда сопровождается другими видами злоупотребления, и в это вовлечены все члены семьи. Например, отец является правонарушителем, мать – пассивной соучастницей, поскольку предпочитает не замечать очевидные факты, а дочь-жертва – боится признаться в случившемся.
Последствиями сексуального насилия становятся: промискуитет, эксгибиционизм, чрезмерная мастурбация,  что сопровождается чувством вины. Кроме того у несовершеннолетних, пострадавших от сексуального злоупотребления, наблюдаются нарушения полоролевой идентификации, отклонения в образе своего тела, страх перед гетеросексуальными контактами, педофилия (у мальчиков-жертв насилия), депрессия и суицидальные намерения; низкая самооценка, чувство вины и самоунижение (девочки, пережившие сексуальное насилие, считают, что теперь к ним будут относиться как к проституткам); аутодеструктивное поведение (алкоголизация, наркотизация, экстремальное и опасное для жизни поведение, самоповреждение), что является способом наказать себя за произошедшее с ними или заглушить душевную боль физической;  неверие в возможность получить помощь и отсутствие доверия к окружающим; чувство изолированности, одиночества, непохожести на других; развитие страхов и фобий (страх темноты, взрослых людей, оставаться дома в одиночестве, выходить на улицу и т.д.); повышенная возбудимость и подозрительность; навязчивые мысли, образы и воспоминания; асоциальное поведение; склонность к гомосексуальным контактам; регрессия в поведении (например, могут утрачиваться уже сформированные навыки или появляться признаки более раннего возрастного периода – энурез, сосание пальца, утрата связанности речи, игры в куклы у подростков и т.п.); посттраматическое стрессовое расстройство. В частности у ребенка может наблюдаться три вида реакции на травму: экспрессивная (сильные неконтролируемые эмоции, крики, рыдания, дрожь, раскачивания, сменяющиеся смехом), контролируемая (чрезмерное сдерживание эмоциональных реакций  и поведения) и шоковая (ребенок как будто оглушенный и подавленный).
Женщины, пережившие в детстве сексуальное  насилие, сталкиваются с трудностями построения близких и доверительных отношений с окружающими, не имеют пример нормальных супружеских отношений. Они с недоверием относятся к мужчинам и становятся чрезмерно контролирующими матерями, которые бояться оставить ребенка одного, следят за каждым его шагом, держать в изоляции от окружающего мира, опасаясь, что с ним может что-то случиться.
Мужчины, пережившие в детстве сексуальное  насилие, склонны быть жестокими и сексуально невнимательными к партнерше. У них может сформироваться склонность к педофилии.
Представители обоих полов часто имеют те или иные сексуальные нарушения.
Существует ряд общих признаков насилия и пренебрежения по отношению к ребенку, на которые необходимо обратить внимание. Это:
  • недостаточный вес;
  • задержки в развитии;
  • анемия, слабый иммунитет;
  • тики, сосание пальца, раскачивания;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • одежда, не соответствующая погодным условиям и возрасту ребенка;
  • частые обращения в медицинские учреждения или отсутствие необходимого лечения, возрастание количества повреждений;
  • несоответствие полученных повреждений объяснениям, которые дает ребенок.
Рассмотрим более подробно признаки, характерные для разных видов насилия по отношению к ребенку.
Физическое насилие и его признаки у ребенка:
  • самоповреждение;
  • кровоизлияния в сетчатке глаз;
  • смещение суставов, переломы костей, гематомы;
  • энурез и энкопрез;
  • раны и синяки, разные по времени образования, на разных частях тела (часто одновременно, например, на груди и спине), неизвестного происхождения; повреждения на теле, имеющие особенную форму (например, следы от пряжки ремня, руки, прута и т.д.);
  • следы укусов человеком;
  • необычные ожоги (например, сигаретой, раскаленным предметом).
Сексуальное насилие и его признаки у ребенка:
  • знание терминологии и жаргона, не свойственного детям определенного возраста;
  • высыпания и другие признаки заболеваний, передающихся половым путем;
  • повреждения и другие признаки вагинального или анального проникновения (нередко посторонними предметами);
  • подростковая проституция;
  • беременность (у подростков);
  • сексуальные преступления среди несовершеннолетних;
  • сексуальные домогательства и другие действия сексуального характера по отношению к другим детям, подросткам и взрослым;
  • неразборчивое или вызывающее сексуальное поведение;
  • избегание контактов с ровесниками и взрослыми, отсутствие ухода за собой.
Если хотя бы один из указанных признаков присутствует у ребенка, необходимо обратиться за помощью.
Психологическое насилие и его признаки у ребенка:
  • замкнутость;
  • демонстрация полного бесстрашия;
  • неуравновешенное поведение;
  • агрессивность, склонность к насилию и уничтожению/разрушению;
  • замедленная речь, слабо выраженная способность учиться и осваивать учебный материал; отсутствие базовых знаний, неумение читать, писать и считать, характерные для детей данного возраста;
  • признаки умственной отсталости в результате социальной и педагогической запущенности;
  • чрезмерно выраженные ответственность и зрелость в сравнении с характерными для данного возраста;
  • избегание сверстников, желание играть только с маленькими детьми;
  • сниженная самооценка и тревожность;
  • демонстрация страха при появлении родителей и/или при необходимости идти домой;
  • страх физического контакта;
  • депрессия, суицидальные попытки;
  • употребление алкоголя и/или наркотиков;
  • психосоматические заболевания и неврастенические расстройства;
  • страхи и фобии;
  • насилие по отношению к животным и более слабым детям;
  • чувство вины за полученные травмы.
Кроме того существуют  отличительные признаки насилия у несовершеннолетних в разные возрастные периоды.
У детей  до 6 месяцев: низкая двигательная активность, безразличие и отсутствие реакций на внешние стимулы, отсутствие улыбки.
У детей от 6 месяцев до 1,5 лет:  страх перед родителями, страх физического контакта со взрослыми, постоянная настороженность, плаксивость, замкнутость, подавленное эмоциональное состояние.
У детей от 1,5 до 3 лет: страхи, спутанность чувств, нарушения сна, отсутствие аппетита, агрессия, страх перед взрослыми, склонность к сексуальным играм, крайности в поведении от агрессивности до полного безразличия.
У детей от 3 до 6 лет: пассивная реакция на боль, тревожность, спутанность чувств, чувства стыда, вины, отвращения, испорченности, болезненная реакция на критику, лживость, склонность к кражам и поджогам, жестокость к животным. Сексуальные игры, болезненная мастурбация. Поведение, характерное для более младшего возраста (энурез, сосание пальца, утрата связанности речи).
У детей младшего школьного возраста:  амбивалентность чувств по отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей,  страх, стыд, вина, чувство испорченности, недоверие к окружающему миру, отчужденность в поведении, нарушения сна, аппетита, агрессивность, чувство «грязного тела», молчаливость или чрезмерная разговорчивость, сексуальные действия по отношению к другим детям.
У детей 9-13 лет: те же, что у детей младшего школьного возраста, а также депрессия, субъективное чувство утраты эмоций, одиночество, отсутствие друзей, страх возвращаться домой, изоляция в поведении, манипулирование другими детьми, неадекватные пищевые предпочтения (листья, мел, насекомые и т.д.).
Для подростков 13-18 лет: отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентность чувств ко взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности, суицидальные попытки, желания и попытки уйти из дома, агрессивность в поведении, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения.
Таким образом, знание признаков жестокого отношения к ребенку поможет вовремя оказать необходимую помощь пострадавшему и предотвратить дальнейшие серьезные нарушения в физическом и психологическом развитии. При подтверждении наличия злоупотребления по отношению к несовершеннолетнему необходима планомерная, комплексная и согласованная работа правоохранительных, социальных и психологических служб по оказанию защиты, помощи и реабилитации жертвам насилия.
При написании статьи частично были использованы материалы из работы:
Кочемировська О. О. Можливості виявлення та попередження насильства в сім’ї: основні поняття. Посібник для соціальних працівників / О. О. Кочемировська. – Харків, 2008. – 44 с.
 
Следующая статья будет посвящена описанию психологических черт лиц, совершающих насилие в семье. 


Просмотров: 179
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • [Сексуальное насилие] #1. Чувство вины
  • Пережившие сексуальное насилие в детстве
  • О психологических последствиях сексуального насилия
  • Неявное насилие в отношениях. Часть 2. Сексуальное насилие.
  • «Осколки насилия» или «Почему я кричу на своих детей?!»
  • Роль Жертвы в сценарии семейного насилия. Виктимное поведение. «Зов Жертвы».
  • Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Цикл насилия в семье
  • Корни сексуального насилия
  • [Сексуальное насилие] #4. Когда жертва решилась рассказать кому-то...
  • Секс между психотерапевтом и клиентом как вид сексуального насилия
  • ЗАЩИТИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
  • Лечение клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Добровольное сексуальное насилие
  • Психологическое насилие в семье
  • [Сексуальное насилие] #3. Мужчина психолог
  • [Сексуальное насилие] #2. Предательство матери
  • Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  • 30 признаков эмоционального насилия
  • ОБИДА - ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки?
  • Неявное насилие в отношениях. Часть 1. Физическое насилие.
  • Агрессивность и насилие: где грань? 
  • Ох люди добрые, что же это делается то? Зачем в детях родненьких воспитываем стремление на #газлайтинг #миграцию #алкоголь #насилие и #антиобщественное поведение #лгбт?
  • «Психосоматика», депрессия и другие патогномические признаки осложненного горя
  • Страх мытья головы у детей. Что делать родителям?
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЧУВСТВО ВИНЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь