Корни сексуального насилия

Тема сексуального насилия очень непростая, и если о жертвах, об их психологии, о том, что нужно делать, как действовать, столкнувшись с насилием, говорится очень много, то о том, кто же эти мужчины, совершающие подобные поступки и каковы причины, приводящие к подобному асоциальному поведению, информации мало. Какие факторы способствуют тому, что человек совершает подобное преступление? Ведь понимание этих факторов очень важно для общества, для родителей, воспитывающих сыновей, ведь именно семья и социум в большей степени формируют в человеке те или иные склонности и предпочтения.  
 
Отечественные и зарубежные ученые установили, что основную массу изнасилований совершают мужчины, которые имели постоянную возможность удовлетворять половую потребность. Более того, многие из них на момент осуществления преступления были женаты и их семейные отношения были даже внешне благополучными. Поэтому, определяя психологические причины изнасилований, следует сразу же отвергнуть необоснованное утверждение о том, что регулярная половая жизнь женатых мужчин в значительной мере предотвращает преступление. Так почему же некоторые мужчины встают на путь сексуального насилия, преступно пренебрегая половой свободой женщины? Попытаемся в этом разобраться.
 
Существует несколько моделей научного объяснения сексуального насилия: психиатрическая, фе­министская, эволюционная и социального научения.
Психиатрическая модель трактует сексуальное насилие  как акт агрессии, при помощи   которого мужчина проявляет свою ненависть к женщи­не. Он мстит ей за пережитую (чаще всего в детстве) травму, связанную с его унижением или подавлени­ем конкретной женщиной, например матерью. Мотивация насилия в этой связи распространяется на женщин в целом, но триггером может послужить кто-то или что-то, вызвавшее похожие переживания.
 Феминистская модель объясняет сексуальное насилие как акт демонстрации мужчиной превосходства и власти класса мужчин над классом женщин, особенно в ситуации, когда женщина каким-то образом опровергает данную теорию. (властная, подавляющая, выше по статусу)
Эволюционная модель опирается на дарвиновскую концепцию развития животного мира и совершенствования механизмов приспособления (в том числе  размножения). Согласно данной модели, сексуальное насилие  является репродуктивной стратегией поведения самцов, он стремится к оплодотворению как можно большего количества женщин, так как, возможно, часть потомства не выживет. Согласно данной модели, современных мужчин, совершающих сексуальное насилие, побуждает некий не угасший у них атавистический инстинкт, генетически полученный в наследство от древних предков.
Модель социального научения, напротив, утверждает, что стремление к агрессии и насилию над женщиной не заложено в человеческой психике от рождения.  Оно есть результат усвоения различных поведенческих моделей, демонстрируемых в жизни, в кино, по телевидению. В акте сексуального насилия насильник и его жертва ведут себя в соответствии с усвоенным стереотипом половых взаимоотношений.
 
Очевидно, что каждая из моделей несет в себе зерно истины, но ни одна из них пока не в состоянии полностью объяснить психологические корни изнасилования. Какие модели сексуального насилия лучше всего подкреплены экспериментальным материалом? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу некоторой эмпирики.
Ю.М. Антонян, В.П. Голубев и Ю.Н. Кудряков провели психологическое исследование 158 осужденных за изнасилование с помощью СМИЛ . В качестве контрольных групп использовались результаты исследований законопослушных граждан (350 чел.) и осужденных за другие преступления (344 чел.), выполненные по той же методике.
К каким выводам пришли Ю.М. Антонян и его коллеги?
 
 1. Изнасилование, как и многие другие виды насильственных преступлений, предопределяются наличием у человека следующих личностных качеств: импульсивность, аффективная ригидность, социальная отчужденность, высокий уровень тревожности, нарушения адаптации, дефекты правосознания и регуляции своим поведением.
 2. Психологическое содержание изнасилования состоит в стремлении мужчины утвердить себя по отношению к женщине. Очень часто данное преступление в меньшей степени порождается сексуальными мотивами, а в большей - мотивами самоутверждения. Такая тенденция должна рассматриваться как следствие нарушенной идентификации с традиционно понимаемой мужской ролью, мужскими качествами.
 3. Важно подчеркнуть, что изнасилование в свете имеющихся данных, полученных по СМИЛ, выступает как явно компенсаторное. За преступлением,  связанным со стремлением к явному доминированию по отношению к женщине, может стоять субъективно нерешенная проблема. Она заключается в том, что мужчина бессознательно ощущает склонность к противоположному по содержанию, по существу женскому поведению (подчиненному, пассивному и т.д.), которое он стремится в себе преодолеть, чаще всего неосознанно, чтобы соответствовать субъективным представлениям о мужских ролях и качествах. Такие представления и порождаемое ими поведение формируются в процессе социализации индивида. 
4. Интерпретация результатов применения СМИЛ относительно лиц, совершивших изнасилования, позволяет говорить о том, что у насильников наблюдается пониженный потенциал  сочувствия, сопереживания, сострадания и стремления понять другого человека. Личностно значимыми для них являются только физические действия и поступки. Они не могут осознавать мотивы своих действий. Им не дано правильно оценить действия других.
 
Обследование насильников методикой К. Маховер «Рисунок человека», проведенное Ю.М. Антоняном и его коллегами позволило установить наличие у данной категории преступников следующих психологических качеств и реакций.
 
1.В рисунках насильников женщина выглядит старше мужчины. Женская фигура изображается более массивной и более активной, чем мужская. В рисунках отражается подчиненная, зависимая позиция насильника по отношению к женщине, его неуверенность в себе в аспекте взаимоотношений с ней.
Описывая сюжеты своих рисунков, насильники дают им следующую интерпретацию: «Сын выпрашивает у матери деньги, а она ему не дает; подросток пытается познакомиться с женщиной, но боится это сделать; жена ругает своего мужа, а тот обещает ей исправиться; жена, которая держит своего мужа в кулаке, а он пытается наладить с ней отношения мирным путем».
Можно сказать, что обобщенный образ женщины воспринимается лицами, совершившими изнасилование, как враждебный, агрессивный, доминирующий. На этой почве у них развивается комплекс неполноценности. Психологическая ущербность преступника компенсируется насильственным половым актом.
2. У виновных в совершении изнасилования обычно отсутствует ясное представление о традиционных мужских и женских стереотипах поведения. В их понимании отношения между мужчиной и женщиной в основном ограничиваются только сексуальными функциями. Именно поэтому их стремление к доминированию по отношению к женщине ограничивается насильственной реализацией полового акта.
3. На рисунках прослеживается сильная фиксация их авторов на сексуальной сфере, аффективно отрицательная окраска сексуальных представлений, их извращенные сексуальные мечты и фантазии.
 
Рисунки насильников, полученные в результате применения методики ассоциативного рисуночного теста, свидетельствуют о напряженности в сексуальной сфере преступников, о стремлении их подчеркнуть наличие у себя мужских половых функций, мощь и сила которых явно преувеличена. Очень много в анализируемых рисунках деталей, условно символизирующих женские и мужские первичные половые признаки. У других категорий преступников указанная фиксация в таком количестве обычно не встречается. Все это свидетельствует о том, что у совершивших изнасилование область половых отношений является конфликтной, аффективно окрашенной, а восприятие отношений между мужчиной и женщиной ограничивается половыми функциями. 
 
Результаты обследования лиц, совершивших изнасилование с помощью методики незаконченных предложений, можно свести к следующему положениюНасильники имеют крайне негативные по содержанию, аффективно напряженные установки по отношению к женщинам. Таковые выступают в их представлении как развратные и грязные. Почти все преступники считают, что идеальных женщин не бывает и не может быть, все они одинаково плохие.
 
Наблюдение за конкретными преступниками, осужденными за изнасилование, показывает, что для большинства из них не существует проблемы персонифицированного выбора женщины в качестве сексуального партнера, не говоря уже о ней как о носительнице иных социальных ролей. Часто даже такие признаки, как возраст, внешность не имеют существенного значения для насильника. Этим в значительной мере объясняются случаи нападения в темноте на женщин, внешние данные которых преступник даже не смог рассмотреть.
 
Известны случаи, когда мягкий, доброжелательный, исполнительный мужчина совершал изнасилование незнакомой ему женщины, жестоко избив и унизив ее. Для таких лиц характерно то, что о своей жене они отзываются положительно или, во всяком случае, нейтрально, а о женщинах вообще - крайне негативно. Жену себе такой мужчина выбирает в качестве прообраза своей матери. Ей он подчинялся, зависит от нее, боится. Жена выступает для него в роли матери, поэтому насилие и жестокость по отношению к ней невозможны. В то же время протест против своей подчиненной роли этот мужчина реализует в осуществлении изнасилования незнакомой ему женщины. В данном случае на первый план выходит не удовлетворение сексуальной потребности, а обретение безраздельной власти над женщиной для утверждения себя в мужской роли. Указанная мотивация встречается примерно у половины неоднократно осужденных за половые преступления.
 
Для осужденных за изнасилования характерны такие рассказы об их отношениях с матерями: «Мать меня никогда не ласкала, я чувствовал, что бабушка любила меня намного больше, чем она»; «Я был послушным, но мать меня часто незаслуженно наказывала, била, не покупала подарки. Подарки делали брату»; «Доверительных отношений с мамой у меня не было, сестру любили больше»; «Мать очень строго следила за мной, ничего не прощала» и т. д.
Как видим, беседы с осужденными за изнасилование показывают, что большинство из них в детстве не имели надлежащего психологического контакта со своими матерями. Последние были грубы, неласковы, жестоки, эмоционально отвергали их. Именно в этом заключается изначальная причина негативного отношения насильника к женщине в целом. 
 
В силу дефектов личностного развития и психики в целом сексуальная сфера становится для некоторой категории мужчин наиболее значимой и особо переживаемой. Это определяет их фиксацию на половых отношениях и повышенную восприимчивость всего того, что связано с указанными отношениями. Совершая изнасилование, они неосознанно стремятся стать такими, какими им хотелось бы себя видеть в части реализации мужской половой роли, но какими они в соответствии со своими субъективными представлениями о себе не являются. В другом случае, когда преступление носит компенсаторный характер, субъект защищает таким экстремальным способом имеющиеся представления о себе.
 
Названные черты нравственно-психологической характеристики личности насильника возникают не сразу. Они формируются, развиваются и закрепляются в личности с первых лет жизни индивида. Поэтому изнасилование, как и все другие умышленные преступления, не могут быть случайными. Насильственное сексуальное поведение внутренне закономерно, подготовлено всем ходом жизни и является ее итогом.
Внешние обстоятельства, в частности провоцирующее поведение жертвы, опьянение преступника, выполняют лишь роль условий. Сказанное относится и к случаям группового изнасилования, когда насильник действует под влиянием соучастников.
 
Вместе с тем необходимо отметить, что возникновению насильственного сексуального поведения часто способствуют циничные взгляды мужчин (отца или других значимых фигур) и их презрительное отношение к личной свободе, достоинству и половой неприкосновенности женщины.
 
В следующей статье мы поговорим о типах насильников.
 
Если подытожить, то мы видим, что корни формирования преступника лежат в детстве, и в большей степени связаны с отсутствием эмоциональной близости с матерью.  Я думаю, что отсутствие положительного примера отца, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной тоже имеет свой вклад в формирование патологических наклонностей. Осознание этой связи дает нам возможность  воспитывать детей с учетом этих знаний, ведь от каждого из нас зависит, в каком мире будут жить наши дети.


Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Что для мужчины в отношениях важнее секса с женщиной.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что нужно женщине, чтоб мужчина рядом с ней был успешным
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Что может погубить отношения мужчины и женщины.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Секс между психотерапевтом и клиентом как вид сексуального насилия
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Как удостовериться в том, что вы хороший человек!?
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Ох люди добрые, что же это делается то? Зачем в детях родненьких воспитываем стремление на #газлайтинг #миграцию #алкоголь #насилие и #антиобщественное поведение #лгбт?
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЖЕНЩИНОЙ, КОГДА ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ НА НЕЕ ОСЛАБЕВАЕТ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь