Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых

Автор: Шмелева Светлана


Предыдущая статья была посвящена теме сексуального насилия в детских рисунках. Однако, большую часть своей профессиональной жизни я работала со взрослыми людьми. Количество пациентов психиатрических клиник, перенесших травму сексуального насилия в детском возрасте, просто поражает. Специалисты осторожно называют цифру не менее 80%. Как-то раз, находясь в группе из 9 пациентов, сформированной по случайному принципу, я осознала, что 8 из них, по их рассказам, были сексуально травмированы в детстве, один из них не рассказывал об этом, вообще молчал, но существовали очень серьезные причины подозревать такую травму. 

Просматривая рисунки взрослых пациентов, переживших сексуальное насилие, я обнаружила, что темы и их воплощение в рисунке часто аналогичны тому же в детских рисунках. Взрослые научились больше соответствовать социальным нормам, не изображают в явном виде то, что они пережили во время травмы. Их рисунки носят скорее символический характер.

Взрослые, как могли осмыслили травмирующее событие, их рисунки более упорядоченные, логичные и дифференцированные. Они больше выражают текущее эмоциональное состояние без попытки установить причинно-следственные связи.

Однако, осмысление и переработка травматичного материала сильно зависит от степени умственного развития человека и силы механизмов вытеснения. Например, этот рисунок можно принять за детский, хотя пациентке 65 лет. Очень простая женщина, травматичные события ее детства были вытеснены и скрывались за нарастающими проблемами личностных отношений. Однако, размер, который занимает в ее жизни травма, последствия ее для самой пациентки (тело из штрихов красным цветом, висящее в воздухе, голова отделена, нет признаков принадлежности к женскому полу), хорошо прочитываются на рисунке.

Следующий рисунок - автопортрет, хотя это трудно распознать. В нем выражено предельно негативное отношение к себе. Рисунок показывает хаос, дезориентацию, отсутствие дифференцированности. 

Очень большое место среди рисунков жертв сексуального насилия занимают изображения домов. Это либо дом, где произошла (или длительно происходила) травматизация, часто с указанием места и обозначением насильника, либо дом как символ разрушающейся жизненности.

Видно, насколько много места в ее жизни занимают эти трагические события. Так, что ни для чего другого нет больше пространства. Изображен и подписан насильник. Рисунок одноцветный, нет линии земли, как будто дом частично врос в подсознание пациентки. Подробно терапия этого случая описана здесь: https://www.b17.ru/article/71976/

Деструктивные процессы в изображении дома, как символа личности, можно видеть очень часто.

Обратила внимание, что на рисунках рядом с домом довольно часто можно встретить изображение качелей (к сожалению, не нашла иллюстрации этого примера). Процесс качания, раскачивания, как и у детей с ранней депривацией, помогает диссоциировать, успокаиваться, уходить от невыносимой действительности. Иногда, по рассказам пациентов, качели были единственным стабильным положительным воспоминанием детства, к их спасительной помощи можно было прибегнуть в тяжелые минуты. Меня потрясло, что предмет может заменить общение и так сильно помогать выжить. Пациенты говорили о качелях с нежностью, как о живом существе.

Фрагментация, расщепление психики, превращение этих фрагментов в опасных и злобных существ.

Облака на следующем рисунке, относящиеся по канонам интерпретации к сфере духовного, ментального, напоминают фрагментацию верхнего рисунка.

Поглощение страхом, закованность в тесном пространстве вызывают аналогию с пребываним в матке, с "нерожденностью" человека, деградацией в пренатальную фазу. Внутри "убежища" написано: "Защита? Помощь? Прочь?" - отражающие противоречивые импульсы пациентки.

Следующий рисунок другой пациентки прямо изображает ее во внутриутробном состоянии в виде плода, закуклившегося в своем ограниченном, относительно безопасном мирке, который, однако, подвергается грубому воздействию извне. Обращает внимание, что я-символ сильно смещен влево, в область прошлого, он спит, отвернулся и от настоящего, и от будущего. Настоящее, однако, настойчиво стучится к ней и нарушает покой. Вся правая сторона пустая. Будущее просто не существует для пациентки. Само изображение плода в деталях прямо говорит о психическом состоянии травмированной женщины. Она себя чувствует вот так.

Вот еще одно изображение ограниченного мирка, но он уже включает в себя других живых существ и даже человека. В рисунке автор отобразил свою депрессию. 

Таким беззащитным травмированный человек чувствует себя во внешнем мире. Маленькая серая фигурка в позе эмбриона парит в воздухе, пытаясь защититься от непогоды.

Очень часто появляются  картины, изображающие гнев в виде опасных существ или природных катаклизмов. Особой популярностью пользуется тема вулканов. Пациентка с пограничным расстройством личности, описывая рисунок, сказала, что при всей видимости живописного, мирного пейзажа, он весь состоит из вулканов, готовых в любую минуту взорваться.

Кстати, такое изображение ногтей на пальцах, делающее палец похожим на пенис, тоже типично для переживших сексуальное насилие.


Это травма настолько глубока и разрушительна для личности, что требует долгой, кропотливой и очень осторожной работы маленькими шагами. Терапевт, скорее всего, столкнется с сильными проявлениями всевозможных защит, от отрицания, до прямой агрессии в его адрес. 

Конечно, невозможно полностью "стереть" последствия сексуального насилия. Но можно, проживя процесс горевания, оставить в прошлом страхи, ярость, боль и глубокую печаль. В терапии травмированный человек может увидеть себя совсем иным, чем он привык, осознать свои деструктивные паттерны поведения и на опыте отношений с другим человеком, терапевтом изменить их на более экологичные по отношению к себе и окружающим. 

В результате вместо ненависти и презрения придти к сочувствию себе и принятию себя. Преодолевая травму и отталкиваясь от нее, человек способен на духовный рост, называемый посттравматическим.

Буду рада комментариям, вопросам и дополнениям.



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Рисунок как форма познания себя через тело
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Секс между психотерапевтом и клиентом как вид сексуального насилия
  • А что, так можно было?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что такое дом в современном мире: как мы стали воспринимать самое безопасное место в мире
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Рисунок состояния. Как дать выход тому, чего не выразить словами
  • Как простой рисунок может помочь в решении задачи
  • Корни сексуального насилия
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • О психологических последствиях сексуального насилия
  • Как научиться читать детский рисунок?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что часто мешает реализовать мечту?
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Психологические травмы или рисунок судьбы
  • Очень полезная книга для детей и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь