|
Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых
Предыдущая статья была посвящена теме сексуального насилия в детских рисунках. Однако, большую часть своей профессиональной жизни я работала со взрослыми людьми. Количество пациентов психиатрических клиник, перенесших травму сексуального насилия в детском возрасте, просто поражает. Специалисты осторожно называют цифру не менее 80%. Как-то раз, находясь в группе из 9 пациентов, сформированной по случайному принципу, я осознала, что 8 из них, по их рассказам, были сексуально травмированы в детстве, один из них не рассказывал об этом, вообще молчал, но существовали очень серьезные причины подозревать такую травму. Просматривая рисунки взрослых пациентов, переживших сексуальное насилие, я обнаружила, что темы и их воплощение в рисунке часто аналогичны тому же в детских рисунках. Взрослые научились больше соответствовать социальным нормам, не изображают в явном виде то, что они пережили во время травмы. Их рисунки носят скорее символический характер. Взрослые, как могли осмыслили травмирующее событие, их рисунки более упорядоченные, логичные и дифференцированные. Они больше выражают текущее эмоциональное состояние без попытки установить причинно-следственные связи. Однако, осмысление и переработка травматичного материала сильно зависит от степени умственного развития человека и силы механизмов вытеснения. Например, этот рисунок можно принять за детский, хотя пациентке 65 лет. Очень простая женщина, травматичные события ее детства были вытеснены и скрывались за нарастающими проблемами личностных отношений. Однако, размер, который занимает в ее жизни травма, последствия ее для самой пациентки (тело из штрихов красным цветом, висящее в воздухе, голова отделена, нет признаков принадлежности к женскому полу), хорошо прочитываются на рисунке.
Следующий рисунок - автопортрет, хотя это трудно распознать. В нем выражено предельно негативное отношение к себе. Рисунок показывает хаос, дезориентацию, отсутствие дифференцированности.
Очень большое место среди рисунков жертв сексуального насилия занимают изображения домов. Это либо дом, где произошла (или длительно происходила) травматизация, часто с указанием места и обозначением насильника, либо дом как символ разрушающейся жизненности.
Видно, насколько много места в ее жизни занимают эти трагические события. Так, что ни для чего другого нет больше пространства. Изображен и подписан насильник. Рисунок одноцветный, нет линии земли, как будто дом частично врос в подсознание пациентки. Подробно терапия этого случая описана здесь: https://www.b17.ru/article/71976/ Деструктивные процессы в изображении дома, как символа личности, можно видеть очень часто.
Обратила внимание, что на рисунках рядом с домом довольно часто можно встретить изображение качелей (к сожалению, не нашла иллюстрации этого примера). Процесс качания, раскачивания, как и у детей с ранней депривацией, помогает диссоциировать, успокаиваться, уходить от невыносимой действительности. Иногда, по рассказам пациентов, качели были единственным стабильным положительным воспоминанием детства, к их спасительной помощи можно было прибегнуть в тяжелые минуты. Меня потрясло, что предмет может заменить общение и так сильно помогать выжить. Пациенты говорили о качелях с нежностью, как о живом существе. Фрагментация, расщепление психики, превращение этих фрагментов в опасных и злобных существ.
Облака на следующем рисунке, относящиеся по канонам интерпретации к сфере духовного, ментального, напоминают фрагментацию верхнего рисунка. Поглощение страхом, закованность в тесном пространстве вызывают аналогию с пребываним в матке, с "нерожденностью" человека, деградацией в пренатальную фазу. Внутри "убежища" написано: "Защита? Помощь? Прочь?" - отражающие противоречивые импульсы пациентки.
Следующий рисунок другой пациентки прямо изображает ее во внутриутробном состоянии в виде плода, закуклившегося в своем ограниченном, относительно безопасном мирке, который, однако, подвергается грубому воздействию извне. Обращает внимание, что я-символ сильно смещен влево, в область прошлого, он спит, отвернулся и от настоящего, и от будущего. Настоящее, однако, настойчиво стучится к ней и нарушает покой. Вся правая сторона пустая. Будущее просто не существует для пациентки. Само изображение плода в деталях прямо говорит о психическом состоянии травмированной женщины. Она себя чувствует вот так.
Вот еще одно изображение ограниченного мирка, но он уже включает в себя других живых существ и даже человека. В рисунке автор отобразил свою депрессию.
Таким беззащитным травмированный человек чувствует себя во внешнем мире. Маленькая серая фигурка в позе эмбриона парит в воздухе, пытаясь защититься от непогоды.
Очень часто появляются картины, изображающие гнев в виде опасных существ или природных катаклизмов. Особой популярностью пользуется тема вулканов. Пациентка с пограничным расстройством личности, описывая рисунок, сказала, что при всей видимости живописного, мирного пейзажа, он весь состоит из вулканов, готовых в любую минуту взорваться.
Кстати, такое изображение ногтей на пальцах, делающее палец похожим на пенис, тоже типично для переживших сексуальное насилие.
В результате вместо ненависти и презрения придти к сочувствию себе и принятию себя. Преодолевая травму и отталкиваясь от нее, человек способен на духовный рост, называемый посттравматическим. Буду рада комментариям, вопросам и дополнениям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|