Легитимность насилия: дегуманизация личности

Неожиданно для меня самого моя статья о легитимности насилия вызвала бурную реакцию и множество комментариев в социальных сетях (я имею ввиду не в соцсетях вообще, а на моих страничках во Вконтакте и Фейсбуке). Большинство комментариев — поддерживающие, люди делились своим возмущением и горечью по поводу того, что домашнее насилие существует и от него страдают дети. Но были и другие реплики, в которых комментаторы доказывали ПОЛЕЗНОСТЬ (!!!) такого насилия. Типа, один подзатыльник — ничего страшного, человеком вырастет.


 

После того, как я справился со своим недоумением и возмущением по поводу этих комментариев и этих людей, идею домашнего насилия отстаивающих, я начал анализировать ход их мыслей, их логику, точнее — не логику, а когнитивные ошибки в их логике, в результате которых они приходят к столь чудовищным выводам.

И одна из главных состоит в дегуманизации ребенка. Ребенок воспринимается не как человек со своей болью, переживаниями, не как личность, а как некий объект «воспитания». Такой «черный ящик», исправить нежелательное поведение которого можно подзатыльником или шлепком. А что потом происходит внутри этого «черного ящика» - родителю или пропагандисту домашнего насилия неинтересно.

Я говорю и о непосредственных переживаниях ребенка, которые он испытывает во время акта насилия, и о его последствиях в виде психологических травм, деформировании личности ребенка в сторону садизма, усилении в его психике психопатического радикала и т. д. Простые люди, не психологи, могут и не знать об этих механизмах психики, но увидеть-то боль и страдание ребенка непосредственно в момент акта агрессии, который они совершают в отношении него, они в состоянии? Или тоже нет? Или собственное сиюминутное удобство важнее, чем боль ребенка и ее последствия и для него, и для всей семьи?

В моем детстве у нас был ламповый черно-белый телевизор. Советского производства, разумеется. Назывался он, кажется, «Рекорд» или как-то похоже. Периодически у него пропадало изображение и для того, чтобы оно вновь появилось, по телевизору нужно было стукнуть кулаком. То ли у какой-то лампы отходил контакт, и она от удара вставала на место, то ли происходило что-то еще.

Люди, шлепающие или дающие подзатыльник своему ребенку (или отстаивающие право на насилие родителей в отношении детей) относятся к детям как к этому телевизору. Ведет себя не так, как мне хочется? Стукнул — и он заработал по-другому, правильно. А переживания ребенка — пустое, телевизор же не переживает по поводу того, что его колотят.

Помимо всего прочего — нашего осуждения такого родителя, возмущения таким его поведением здесь есть еще и когнитивная ошибка. Родитель считает, что его ребенок не является личностью, человеком не только могущим испытывать боль и другие негативные переживания, но и человеком, обладающим, к примеру, чувством достоинства. Присутствует не понимание того, что домашнее насилие не позволяет ребенку сформироваться как полноценной гармоничной личности, не испытывающим патологической глубинной тревоги перед миром, здоровым и уверенным в себе человеком.

Что с этим делать? Возможно, стоит вмешиваться, если ребенка бьют на ваших глазах, возможно, делать что-то еще. Самое главное — очень хочется, чтобы сама идея допустимости физического насилия в отношении ребенка, ее социальная легитимность ушла в прошлое.



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Легитимность насилия
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • О психологических последствиях сексуального насилия
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Терапия травм насилия
  • «Приятные люди»: 8 признаков того, что вы не живете своей жизнью
  • Сексуализация насилия мазохистической личностью
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Справиться с болью для того, чтобы Жить.
  • Лечение клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • МАМОЧКИ. РЕБЕНКА БЬЮТ
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Свет, который не греет или форма насилия газлайтинг.
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Вы не сказали нет или Почему женщины не сопротивляются во время насилия
  • Роль родителя в истериках ребенка.
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • «Осколки насилия» или «Почему я кричу на своих детей?!»
  • Жить или Выживать - дилемма Родителя и Ребенка
  • 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь