Наказания или последствия для ребенка - что лучше?

Часто родители задумываются над вопросом: наказывать ли детей за проступки и если наказывать, то каким образом? А если не наказывать, вырастет ведь избалованным, без границ, на «шею сядет»… Есть ли какие-то другие способы совладать с неправильным поведением ребенка?
Приведу вам несколько реальных примеров.
Мальчик (5 лет) не хочет по вечерам убирать за собой конструктор, раскиданный по всему полу. Родители его уговаривают каждый день убраться перед сном. Иногда угрожают («сейчас все отнесем и отдадим другому мальчику», «игрушки от тебя сбегут, ты за ними не следишь…»). Иногда наказывают за «бардак» в комнате. Но никаких результатов это не приносит. Новый бой возобновляется с новой силой на следующий день. Все устают от этого, у ребенка это вызывает сопротивление, он злится. И все равно не убирает. Или убирает после того, как родители 20 раз скажут убраться. Терпения для таких уговоров остается все меньше и меньше, а раздражения у всех прибавляется. В один момент мама мальчика дает ребенку выбор: либо он убирается, и завтра сможет продолжить играть в конструктор, либо она убирает все сама... в пакет на 3 дня. Мальчик ей  не верит, но мама стоит на своем. Мама повторяет сыну выбор, который он должен сделать. Мальчик нехотя убирает, но не все. Все, что остается на ковре сгребается в пакет и убирается на полку. На следующий день:
- Мама, мне нужна деталька.
- Она убрана в пакет. Мы ее достанем через 3 дня.
- Нееееет. Я хочу сейчас.
- Ты не убрал вчера все детали. Те, которые не были убраны в ящик, я собрала в пакет и убрала.
- Достаааань….
- Через 3 дня я достану тебе все детали. Но помни о том, что если сегодня или завтра что-то будет валяться на полу, это отправится в тот же пакет на 3 дня. И тебе, возможно, будет не хватать деталей на постройку чего-то красивого и важного…
После еще одной просьбы, мальчик идет играть в «то, что осталось» и вечером, после ОДНОГО напоминания, собирает ВСЕ детали от конструктора в ящик. Проблема в этой семье решена одним действием и одним диалогом.
Вторая история: девочка (3,5 года). В торговом центре показала маме язык. Мама ей говорит: «Никогда нельзя показывать взрослым язык». Девочка не слышит и просит уже через минуту купить ей воздушный шарик. Мама повторяет: «Ты показала маме язык, это не правильно, шарик мы не купим». Девочка начинает кататься по полу, закатывает истерику. Мама повторяет про язык и отказ в шарике. Девочка продолжает истерить, катаясь по полу. Мама отходит на расстояние, ребенок закатывает снова истерику, потом еще одну. Потом уже, всхлипывая, снова вспоминает про шарик и просит купить его. Мама повторяет: «Ты показала маме язык, так делать нельзя. Нельзя показывать язык – папе, маме, бабушке, любым взрослым…». Через некоторое время в машине девочка сама говорит: «Мама, я больше никогда не буду показывать язык». Ситуация разрешилась, благодаря мудрым действиям мамы в ситуации неправильного поведения ребенка. И главное, что ребенок (уже в таком возрасте) сделал правильные выводы.
История третья. Ребенок (4 года) плохо себя ведет за ужином: постоянно вертится, уходит из кухни, играет в игрушки, залезает под стол, кидается едой. Все уговоры родителей сесть ровно, не вертеться, поесть спокойно – не реагирует. Родители ввели правило: «Не хочешь есть, выйди из-за стола. Но тогда и чай с конфетами ты пить не будешь». Если ребенок протестовал, не хотел выходить из-за стола, мама (или папа) спокойно подходили к нему и выводили его из-за стола. Ребенок поначалу истерил, сопротивлялся, но потом понял, что его поведение причиняет ему неудобства и стал за столом вести себя намного лучше.
Все эти три истории не про наказания. А про последствия, которые вводят родители, чтобы научить своих детей поступать правильно в разных ситуациях. Для родителей я оставляю открытым вопрос: наказывать ли ребенка за неправильное поведение или вводить последствия его неправильного выбора?


Просмотров: 751
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Сновидения и кино: В плену у негативного Анимуса – «Марта» (1974) и все, все, все
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • 10 вещей о маме, которые все-таки надо говорить ребенку
  • Все мы родом из детства2 "Держи язык за зубами, чтобы не создавать проблем окружающим"
  • «Винни-Пух и все-все-все» типы привязанности
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Мама я больше не мальчик!!!
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
  • Мама, зачем тебе это?
  • ВСЕ МУЖИКИ - КОЗЛЫ, ВСЕ БАБЫ - ДУРЫ!
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Мама + папа = секс. И никаких детей!
  • Разговоры о прошлом в новых отношениях. Или как правильно «соврать», чтобы все было по-честному.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь