Мама у тебя депрессия? (статья-заметка)

Огромное количество размышлений, статей, публикаций есть на тему депрессии. Я так же хочу затронуть эту тему, но немного в другом ракурсе. Хочу взглянуть на сторону – что происходит с ребенком, который растет в семье где один из родителей прибывает в депрессии. Влияет ли это как-то на него и что стоит ожидать.

Я буду размышлять со стороны фигуры матери, прибывающий в депрессии. Какой бы вид депрессии не был у родителя, для ребенка это будет – “явным” событием и каждый ребенок будет переносить его по-своему, с различными отпечатками на жизнь.

Я понимаю, что не смогу рассмотреть все варианты того, что возможно сможет произойти на этапах взросления всех возможных групп детей, возьму только наиболее часто встречающиеся. Возможно, при возникновении интереса к заметке, продолжу разворачивать эту тему в последующих текстах рубрики мысли_повисли.

Хочу начать с того, что при отсутствии патологий в психике ребенка, в ее развитии, она достаточно пластична и адаптивная. Но наблюдения, которые делает малыш и то, что подмечает, а также выводы к которым приходит напрямую коррелируют с окружением ребенка.

Исход 1

Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?

В этом варианте хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния и желании как-то помочь, начинает изменять свое поведения в сторону позитивного подкрепления матери. Возникает желание как-то помочь, изменить ход ситуации, повлиять на настроение.  

В поведенческом смыле будут наблюдаться попытки угодить в мелочах, которые постоянно требуют, но с ракурсом самостоятельности. Вынести мусор, протереть пыль, помыть посуду и т.п. Так же желание угодить своими достижениями, яркий пример школа.

Тут вы можете сказать, так это же отлично, надо впадать в депрессию, чтобы ребенок начал быть самостоятельным. Но, такой план поведения въедается в ребенка, при унынии и столкновении с подобным во взрослой жизни у партнера, человек будет действовать – все для твоего настроения. Любое колебание настроения партнера или друга, будут вызывать чувства, схожие с желанием помощи матери в ее состоянии уныния. Обыденное описание – весельчак, клоун, которым легко манипулировать.

Исход 2

Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?

В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, обращает все на себя, перенося это состояние.

Часто в такой парадигме восприятия ребенка сопровождают горькие чувства, совмещённые с переживаниями о матери, находящейся в депрессии.

Изменения в поведении так же не заставят ждать – те вещи которые делал ребенок с энтузиазмом, теперь он делает менее радостно или безрадостно вообще, падает общая успеваемость, а на поверхность начинает вылезать чувство вины.

Чувство вины возникает, основываясь на том, что ребенок думает о том, что это он повлиял на состояние мамы, из-за того, что был недостаточно хорош. И это за собой может повлечь более серьезные проблемы. Во взрослом возрасте часто такие дети могут страдать синдромом импостера, с сильными когнитивными искажениями (часто появляется поляризованное мышление).

Исход 3

Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают?

В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, пытается выйти на контакт, делиться чувствами и получать отклик.

Ребенок испытывает беспокойство по поводу изменения поведения матери, всячески пытается это показать и обыграть. Возможный исход будет демонстрация девиантного поведения, с обращением внимания на себя. Но столкновения будет лишь с “безжизненой” стеной или агрессией, что так же становится шагом для развития у ребенка избегающего расстройства.

Родитель находящийся в депрессии, в состоянии где нет сил дать эмоциональный отклик, уставая от общения и ухаживания за ребенком (тратя как будто все последние ресурсы) возводит стену, ограничивающую действия ребенка с эмоциональной стороны. Таким образом ребенок чувствует эмоциональное пренебрежение и комплексно развивается стойкое чувство – что его эмоции — это плохо и именно они заставляют родителя быть в унынии….

Я описал три возможных исхода, которые не охватывают весь спектр возможностей развития детей, а также не говорит о том, что депрессия — это обязательно так. Мои случаи - это выстроенные защиты, которые будут с ребенком во взрослой жизни. Чаще бывает так, что дети вырастают вне патологической системы и развиваются в своем привычном, “нормальном” темпе.

 



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • Что делать при депрессии после смерти близкого?
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Дай мне то, что я хочу - и будет хорошо
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь