"Почему ребенок ведет себя так?", "Почему у меня такой не-послушный, активный или наоборот медлительный ребенок?"
Иногда родители готовы услышать правду и взглянуть внутрь себя, для того, чтобы понять истинные причины того или иного поведения их дочери или сына.
Пример 1.
Мама и папа - примеры современных людей. У женщины за плечами 6 образований: от медицинского до педагогического. Правда ни по одному она не работала - т. к. находилась все время в потоке получения знаний. Тем не менее она прекрасно владеет основами бухгалтерского учета, умеет водить трактор (да-да), работает по 16 часов в день, пройдя очередное обучение, и очень удивленна поведением 5 сына, который гиперактивен, имеет трудности с удерживанием внимания, агрессивен по отношению к сверстникам.
Казалось бы все остальное свободное время она уделяет сыну, много с ним читает, вырезает, клеет, раскрашивает, учит буквы находится в активном учебном процессе. "Ведь сын должен быть умным!" - гордо говорить она.
А сын другой.
К нему требуется кардинально противоположный подход. С применением не педагогических подходов, а, для начала, эмоционального наполнения. Внутреннего принятия.
"Учу" маму остановиться и осознать свою жизнь.
Перестать быть социальным паровозом, а наслаждаться процессом, а не результатами.
Показываю, как сын отражает её саму. Антипример.
Пример 2.
Ребенок 6 лет с легким заиканием. Мама, бабушка и тети - логопеды и дефектологи. Какая ирония судьбы, говорят они на встрече.
В процессе консультации ребенок просит что-то у родственника (вполне понятно, мне по крайней мере), проговаривая с небольшими нарушениями. Не смотря на это, условие в получении внимания, поощрения, обратной связи только одно - "Скажи слово без заикания - тогда дам, обращу внимание, пойду с тобой". И вот ребенок стоит и большую часть совместной встречи пытается объяснить, а требования от родителей-родственников все профессиональней и профессиональней.
Так семья застряла на высоком уровне произношения.
И работать мне не с мальчиком.
Пример 3.
Ребенок 1,8 лет с запросом от мамы: "Как сделать так, чтобы ребенок не злился, не бил меня, узнавал и успокоился, а то он все время плачет и ни на минуту не отходит, когда я дома!"
Выяснилось, что мама вышла на работу в 3 мес.
У ребенка появились нарушения со сном, после чего мама, уставшая от недосыпа сына и своей усталости ...ушла спать в другую комнату. Мама восстановилась. Мальчик ещё нет.
Основная работа: с мамой и папой на восстановление доверия и здоровой привязанности.
Пример 4.
Запрос от мамы и папы: "Как заставить дочку полюбить читать?". Ребенку 8 лет.
Задаю вопрос: "Какую последнюю книгу вы сами прочли за последний месяц?".
Молчание.
Мама осознала вопрос быстрей папы. Слезы.Волнение.
Мужчина уходит в гневе: "А это тут при чем? Я же не заставляю её читать газеты!"
Пример 5.
Вопрос: "Как помочь ребенку не бояться ходить в туалет?" (ребенок зажимается и удерживает кал, органических нарушений не обнаружено).
Прошу показать, как родители взаимодействуют с ребенком - проходим в игровую комнату. Достаём игрушки и создаем сюжет. Вижу, как родители навязывают игру и правила, как ребенок сопротивляется, но ему не дают права на свободное выражение себя.
Приглашаю обратно в кабинет.
"Показываю" это.
Родители в гневе ставят ребенка перед собой и спрашивают: "А ты правда считаешь, что мы тебе не даем играть и самовыражаться? Ответь чётко!".
Мальчик плачет.
А что ему сказать?
Зажимается.
Показываю родителям, как они требовательны и бесцеремонны с 4,5 летным ребенком. Будто ему 24, а не менее 5 лет.
Даю много рекомендаций на то, как можно ослабить требования и тогда малышу не потребуется сдерживать прямую кишку.
Пример 6.
Невролог направил родителей к психологу.
У ребенка тик - моргает зажимая сильно глаза. Ребенку 4 года.
Мама спокойная женщина, приходит на приём вовремя, ведем беседу.
Уточняю подробности рождения, когда появился тик.
Чуть опаздывая приходит второй родитель - папа.
С ходу выясняет у меня стаж семейной жизни, сколько детей, приговаривая, что не может вести диалог с теми, кто сам не имеет детей. "Чем они могут научить?!". После получения ответов, направляет свой гневный тон на жену, отчитывая, что её вина в опоздании.
Комната наполняется напряжением.
У меня тихо задергалась рука.
Как же быть ребенку?
Пример 7.
Звонок.
- Здравствуйте, я бы хотела записаться на приём с сыном. Он меня не слушает, уходит из дома, не звонит.
- Да, пожалуйста...(обговариваем день и час удобный обоим параллельно думаю о мальчике-подростке в состоянии бунтарства. В общем о подростковом периоде). Далее уточняю, сколько лет "мальчику" и согласен ли он придти на прием.
- Сыну 35 лет...
Говорю, что в этом возрасте мальчик может позвонить сам и записаться на приём, если желает наладить свои отношения с мамой.
Родители! Прошу вас, не старайтесь починить детей. Они не сломались - они выдают те здоровые реакции на, порой, не здоровые ситуации с окружением. Иногда достаточно пересмотреть свои, взрослые, функции и все наладится.