ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

В анамнезе психосоматических пациентов часто можно обнаружить, что их мать не смогла найти и развить собственную идентичность в своей семье, имеет нереалистично завышенный образ идеальной матери и идеального ребенка. Беспомощный и телесно несовершенный новорожденный воспринимается матерью как тяжелое нарциссическое оскорбление, в особенности, если его пол не соответствует желаемому. Мать воспринимает ребенка первично дефектным, а его соматические потребности - как еще одно оскорбление. Защищаясь от этого, мать навязывает ребенку свое собственное бессознательное требование совершенства, по большей части в форме жесткого контроля всех его жизненных проявлений, в особенности соматических функций. На протест ребенка против этого насилия, оставляющего его потребности неудовлетворенными, мать реагирует непониманием и враждебностью.
 
Лишь соматическое заболевание ребенка позволяет матери подтвердить свое бессознательное идеальное представление о себе как о совершенной матери и
вознаградить за это ребенка действительным вниманием и заботой. При этом мать имеет противоречивую бессознательную установку, которую можно сформулировать следующим образом: «Я не люблю своего ребенка, потому что он оказался несовершенным. Это вызывает во мне чувство вины и неполноценности. Чтобы избавиться от него, я должна стремиться сделать его совершенным. Это трудно, результат всегда недостаточен, возникают постоянные конфликты с ребенком, сохраняется чувство вины и неполноценности. Все меняется, когда он заболевает. Тогда мне легко заботой о нем доказать самой себе, что я все-таки хорошая мать. Он должен быть болен, чтобы я могла чувствовать себя совершенной».
 
С одной стороны, мать ожидает, что ребенок должен вырасти сильным, зрелым и самостоятельным. С другой стороны, всякие проявления самостоятельности ребенка пугают мать, поскольку, как правило, не соответствуют ее нереалистично завышенному идеалу. Осознать противоречивость этих взаимоисключающих установок мать не может, поэтому из коммуникации с ребенком она исключает все, что так, или иначе может привести к признанию очевидности ее несостоятельности как воспитателя. В болезни этот конфликт дезактуализируется, но выздоровление опять лишает ребенка заботы, поскольку мать возвращается к своему обычному поведению. Ребенок не может вернуть материнскую заботу, отказавшись от своих притязаний на самостоятельность, потому что таким он тоже не будет соответствовать ее идеалу. Вернуть ее можно, лишь вновь оказавшись больным. При этом психосоматическое заболевание имеет двойную функцию:
 
1. Оно дает матери возможность избежать собственного конфликта амбивалентного отношения к ребенку и предоставляет ту форму обращения, которая созвучна ее бессознательным требованиям и страхам. Как мать больного ребенка, она получает фальшивую идентичность, позволяющую ей отграничить себя от ребенка в этой роли и позволить ему тем самым отграничение в других областях, например, в сфере интеллектуальной деятельности.
2. За счет приспособления к бессознательному конфликту амбивалентности матери в форме болезни оно дает ребенку возможность получить свободу маневра для развития функций своего Я в других зонах.
 
Однако ребенок оплачивает эту стабилизацию симбиотических отношений с матерью весьма чувствительным ограничением. Ему приходится, что называется, на собственной шкуре испытать конфликт амбивалентности матери, ее неспособность к отграничению ее идентичности. Мать, компенсирующая бессознательное отвержение ребенка заботой и уходом за ним, когда он болен, вынуждает его отказаться от своей самостоятельности и служить матери носителем симптомов для разрешения ее конфликта идентичности.
 
Можно сказать, что психосоматически больной ребенок служит матери средством воплощения ее бессознательного конфликта идентичности в материнской роли, дающим тем самым возможность контролировать этот конфликт. Ребенок служит матери, так сказать, внешним носителем симптомов. Точно так же, как мать из-за страха своей идентичности может функционировать лишь как псевдо-мать, поскольку ребенка, за которым ухаживает, она же и делает больным, так же и ребенок может пользоваться лишь ложной идентичностью психосоматического больного, чтобы тем самым закрыть собой «дыру» в Я матери.


Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Женские Архетипы. Мать Земная и Мать Великая.
  • Мать и ребенок в одной кровати
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как моя мать убивала во мне взрослого или "Ты всегда будешь моим ребенком"
  • Хорошая мать - кто она?
  • ТОКСИЧНАЯ МАТЬ: НЕУЖЕЛИ ОНА НАРОЧНО? МАНИПУЛЯЦИИ КАК СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • «Я плохая мать?!!» Как нелегко быть идеальной мамой.
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины.
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Дочки-матери: так ли все просто?
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Мать как «инвертированный переходный объект» в терапии.
  • КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»
  • Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Обнять собственную мать..
  • О превращении в собственную мать
  • Так и не смогла полюбить ребенка: ПРИЧИНЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь