|
Великая МатьДанный миф мне бы хотелось рассмотреть конкретнее именно с точки зрения образа или архетипа Великой Матери и Женского архетипа.
Мне кажется, что образ Деметры очень точно отражает сущность Архетипа Великой матери или Матери Земли. Как пишет Нойманн в своей книге «Прежде чем появилась различимая человеческая фигура Великой Матери, спонтанно возникало бесчисленное множество символов, принадлежащих её ещё не сформированному образу. Эти символы- в частности, естественные символы из каждого царства природы, будь то дерево, источник, плод или животное- в некотором смысле обозначены образом Великой Матери, жили в нём и отождествлялись с ним. Постепенно они оказались связанны с фигурой Великой Матери как атрибуты и образовали венки символов, окружающих архетипическую фигуру проявляющихся в обряде и мифе.»
Деметра –Богиня плодородия. Весьма точно олицетворяет данный архетип. Она связанна с природой, всем живым и цветущим. Она связанна с земледелием, эрой которая приходит на смену эры охотников. В земледелии природа является объектом творения. Деметра учит людей творить на земле, сеять злаки и получать урожай. С рождением. Но мне кажется Деметра является всё же символом архетипа Великой Матери. Персефона же может служить символом Женского начала.
Связь Деметры с рождением, очень интересно противопоставляется в мифе, с Богом Аидом. Богом смерти. С этой точки зрения на Аида можно посмотреть, как на героя хаотичного и теневогоматериала, скрытого в материнском., которое не дает возможности ребенку выстраивать собственную жизнь без матери, вне ее влияния.
Так же весьма интересно представлен комплекс слияния в данном мифе. Деметра не просто рождает себе дочь. Она рождает себе, себя же.
И души не чая в Персефоне реализует собственные амбиции и фантазии. Она симбиотически связанна с Персефоной. На мой взгляд в данной системе отношений не происходит инициация ни одной ни другой. Мне кажется, что здесь не допускается момент роста и конкуренции, и девочка находясь под пристальным взглядом матери не имеет возможности перехода в иную роль (влюблённой, любовницы. Жены и матери), оставаясь инфантилизированной девочкой. Такая поглощающая любовь матери возможно травмотизирует женское начало в дочери. Именно поэтому и в самом мифе и часто в жизни замужество, особенно единственной дочери. Воспринимается матерью как утрата. Потеря связи и умирание дочери. Столкнувшись с этим, Деметра безутешно бродит по свету и всё вокруг умирает. Здесь прослеживается мотив двойничесва.
Здесь. На мой взгляд. На первый план выходит фигура отца Персефоны-бога Зевса. Именно он даёт толчок к некому расставанию Деметры и самой Персефоны. Он договаривается с Аидом и тот соблазняет и крадёт Персефону. Мне кажется это и есть обряд инициации.
Так же очень интересна роль Геи, к которой обращается Аид. Мне кажется в данном мифе Образ Деметры и образ Геи- это раздвоенный образ матери, её негативного и позитивного полюса. В многих сказках, после рождения ребёнка, хорошая мать умирает и появляется злая мачеха, которая ведёт дочь взрослению. А Зевс является мужем Геи и отцом Персефоны, служит неким объединяющим образом между Деметрой и Геей. И только через принятие обоих полюсов материнства, Деметра вновь обретает дочь, но уже в новом статусе.
Интересно что в данном мифе отражен и славянский ритуал супружества. Аид. Как герой из чужого царства, которое для Персефоны воспринимается как царство мёртвых, забирает её к себе, но не разорванная связь Персефоны с миром свих живых, не даёт ей возможности уйти полностью. Поэтому всё же Деметра находит её заключает договор. Что Персефона всё же будет проводить только часть времени с Аидом.
Мне кажется образ Персефоны, можно рассматривать, как очень жертвенический образ. Её как бы в жертву отдают в мир мёртвых, она не принимает собственных решений и как будто изначально рождена Зевсом для жертвоприношения. Собственно, тот же мотив прослеживается в сказке «Морозко». На мой взгляд, в данном мифе есть только зачатки инициации и перехода женщины из одного состояния в качественно другое новое. Персефона остаётся некой куколкой, для Деметры и Аида. Поглощающая любовь Великой матери травматизирует девочку и не даёт возможности индивидуации. В таком случае девочка остаётся в сильнейшей симбиотической связи и у неё нет шансов на личное счастье. Возможно получив разрешение от матери, сама Персефона перешла бы в мир своего мужа Аида и была бы там счастлива. Но она продолжает служить фантазиям, проекциям
Как пишет Э Нойманн «С другой стороны, Великая Мать в своей функции удерживания и не-отпускания того, что стремится к независимости и свободе, опасна. Эта ситуация составляет важнейшие фазы в истории сознания и его конфликт с Архетипическим Женским.» Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1-2. М.1987-88ях
Миф о Деметре и Персефоне, на мой взгляд показывает духовную трансформацию и рост Женской самости.
Великая Богиня является воплощением Женской Самости, и даже на сегодняшний момент, как пишет Нойманнчастично в тех же символахи том е порядке развёртывания, частично в динамических изменениях и вариациях, является силой, определяющей психическую историю современного мужчины и современной женщины.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|