Хорошая мать - кто она?

Любая женщина, которая рожала ребенка, обязательно хотя бы однажды задавалась вопросом хорошая ли она мама?
И если таким вопросом она задавалась только однажды, то возникнет очень много вопросов про ее психологическое состояние и способности осознавать реальность. Обычно это один из самых болезненных и мучительных женских вопросов - какая я мать? какой линейкой мерить мою успешность как мамы? Что считать показателем успеха?
Этот вопрос в положенное ему время и меня не обошел стороной. До такой степени не обошел, что я даже провела настоящее психологическое исследование, самое настоящее научное исследование по вопросу "хорошей мамы", со статистической обработкой, контрольной группой и валидной выборкой. И вот здесь я хочу поделиться с вами его результатами, которые уже презентовались в научном сообществе, и моими размышлениями на тему: а что же это за зверь — «хорошая мать»?
Каждая женщина, рожающая ребенка, мечтает быть хорошей матерью, каждая хотела бы, чтобы именно у ее ребенка обязательно был самый лучший детский опыт, опыт взаимодействия с мамочкой. Каждая из нас интуитивно чувствует, что это бесконечно важно для всей его дальнейшей жизни. А я, по секрету между нами, добавлю, что и для нашей с вами женской, уже взрослой, уже во многом сложившейся жизни — тоже.
Психоаналитики, исследующие вопрос материнства и детства, говорят о том, что в своем материнстве женщина имеет возможность прожить свой, возможно не самый удачный детский опыт, в «улучшеном», более здоровом варианте. Это, своего рода, самолечение, самопсихотерапия. Или… хм… может ведь быть и наоборот… усиление травмы, новый ее виток и передача своего негативного опыта дальше по цепочке следующим поколениям.
Для ребенка же взаимодействие с мамой в его внутриутробный период, роды и период первого года жизни — это образец, тренировка всех последующих взаимодействий в жизни. Нельзя назвать ошибки в этот период фатальными и разрушающими всю жизнь, однако хороший опыт этого периода — это заведомо более выигрышные условия на жизненном пути. Вот почему нам часто бывает страшно сделать что-то «не так» и хочется, иногда даже очень хочется, чтобы кто-нибудь дал рецепт «как быть хорошей мамой», чтобы решить это раз и навсегда и не мучиться постоянными сомнениями в правильности своих материнских действий.


Изначально в своем исследовании я хотела посмотреть — есть ли психологические отличия у женщин с нормой вынашивания беременности и с патологией. Ведь перинатальная психология давно знает, что проблемная физиологически беременность — это прежде всего психологические сложности с материнской ролью у женщины.
Я сравнивала 54 разных показателя и оказалось, что существенных различий между этими двумя группами не так уж и много, но они очень интересно вписываются в современные психоаналитические взгляды на материнство.
Итак, женщина с нормой беременности — лучше принимает свое тело (а значит и себя всю), она более готова к эмоциональному контакту с ребенком, она больше принимает ребенка безусловно, чем женщина с патологией беременности. В то время, как женщина с патологией беременности, компенсирует недостаток безусловного принятия, эмоционального контакта и принятия себя, следованием правилам и подробным изучением рекомендаций о воспитании детей.
Зацитирую прямо выдержку из научной статьи по результатам исследования:
«Обобщая полученные результаты исследования можно предположить, что принятие женщиной своего тела, а значит принятие себя, оказывает существенное влияние на физическое вынашивание беременности. Этот вывод хорошо соотносится с теоретическими положением перинатальной психологии о том, что во время беременности женщина должна предоставить свое тело ребенку, и если принятие своего тела отсутствует, то и позволить значимому «другому» воспользоваться им для роста и развития, она тоже оказывается не в состоянии.
С другой стороны, интересным оказался и ответ на вопрос: «Кто она, мать, которая принимает свое тело?». Женщина, принимающая свое тело и успешно, без препятствий выносившая ребенка, оказывается способной и принимать ребенка безусловно таким, какой он есть в реальности, она эмоционально отзывчива в контакте с ребенком. Для такой матери в меньшей степени, чем для матери не принимающей свое тело, характерно стремление оценить себя как «хорошую мать», в меньшей степени она ориентируется на поведение ребенка в их взаимодействии, возможно, позволяя себе удовлетворять и свои потребности, даже если они противоречат запросу ребенка в данный момент. Именно принятие себя, как не идеальной матери, как женщины, имеющей и другие жизненные роли, дает ей возможность быть, как сказал Д. Винникот, «достаточно хорошей матерью», а значит и у ребенка появляется возможность быть «достаточно хорошим», но не идеальным ребенком, проживать свою жизнь и при этом учиться принятию себя на мамином примере, а так же чувствовать себя принимаемым значимым взрослым.»
Я подчеркну, что когда речь идет о норме и патологии беременности, эти тенденции носят характер именно тенденций. Но если посмотреть с другого среза, безотносительно нормы или патологии беременности, то напрашивается очевидное умозаключение о том, что «хорошая мать» — это прежде всего живая, неидеальная мама. Мама, которая разрешает быть живой и себе, и ребенку. Этот чудный вывод без исследований и статистических проверок сделал еще в прошлом веке Винникот: «достаточно хорошая мать — та, которая все делает не так, но у нее все спорится». 
Этот обнадеживающий постулат прекрасен, когда его читаешь, конечно, однако как часто у нас необходимость просто верить себе и действовать не по правилам, а по своим желаниям, вызывает тревогу и вину. Легче сказать, чем сделать. Нам зачастую проще поступать «как написано», не нравится, не удобно, но написано именно так и я сделаю это, но зато отвечать за последствия потом тоже буду не я. Как сложно нам бывает принять на себя ответственность за свою свободу, за свои желания, за свою способность жить именно свою собственную, уникальную жизнь. И как просто нам бывает называть ответственностью за себя и ребенка доскональное, педантичное следование правилам из (зачастую расчудесных, профессиональных и т.д.) книжек...


Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Трудности во время беременности и как с ними быть. В чём я нашла поддержку.
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Что ищет женщина в мужчине или с каким мужчиной хочет быть женщина
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Когда женщина слишком много отдает, она ВСЕГДА мало получает
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Схема терапия: что это такое и как это работает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь