Можно ли разбаловать ребенка похвалой.

«А вот Ванечка уже умеет считать»
 
«Что ж ты безрукий такой!»
 
«А вот я в твоем возрасте»
 
«Ну куда ты лезешь! Ты ж на ровном месте падаешь, а тут – танцы!»
 
«Да уж… Ну художник из тебя не выйдет.»
 
«А кто еще пятерку получил?»
 
«Не, а чё… Не плохо так.»
 
«А почему 4? А у кого в классе 5?»
 
«Мне не интересно, что никто не сдал этот экзамен. Мне интересно, почему ТЫ не сдал!»
 
Какие знакомые слова. А если не именно эти, то похожие. Обесценивание того, что есть. Выделение того, что не получилось и игнорирование того, что получается. А еще вот это: «Не перехвали, чтоб не зазнался/разбаловался». И это все от самых близких и значимых людей в жизни – от родителей.
 
А можно ли вообще разбаловать ребенка похвалой?
 
Вы слышали о «феномене еврейских детей». Почему по статистике, представители этой нации так часто достигают в профессии таких высот? Будь то композитор, хирург или ученый-ядерщик. У них есть своя собственная система воспитания, построенная на принятии и поддержке. Если ребенок нарисовал рисунок – для мамы это лучший рисунок в мире! Если сочинил стишок – он уже почти Пушкин в ее глазах. А если раскрутил магнитофон – значит любознательный и надо подарить ему электронный конструктор. Бойся, Илон Маск, у тебя растет конкурент.
 
В жизни у ребенка достаточно будет людей, которые будут критиковать, учить и сравнивать. И противостоять этому давлению он сможет только имея свою внутреннюю уверенность. А кто ее формирует? Родители. Самые близки и самые первые люди, которые значимы для ребенка.
 
Из слов, услышанный от них, складывается внутренний стержень, уверенность в себе, самоуважением и самовосприятие. Это основа умения не сломаться в сложный момент, не сложить руки.
 
Мы готовы сражаться с миром, добиваться чего-то, справляться с трудностями и противостоять сложностям тогда, когда внутри нас любимый и принятый ребенок, которому говорили, что он молодец. Да, этот ребенок тоже ошибался. И да, ему говорили, что сегодня он не победил. Но при этом всегда добавляли – «попробуй еще раз! Ты сможешь!» А уж если у него что-то получалось – то хвалили от души, честно и без напоминаний!
 
И вот тогда взрослый, выросший из этого ребенка, готов переживать проигрыши и становиться от них сильнее и мудрее, а не впадать в саморазрушение, депрессию и самоедство. Он видит в неудаче – опыт. А не приговор.
А от успеха такой человек чувствует простую банальную радость, а не «синдром самозванца» и страх возможной потери.
 
Как можно разбаловать заслуженной похвалой? Это как разбаловать искренней любовью.
Никто не говорит, что надо хвалить за плохие поступки. Но НЕ хвалить (или неДОхвалить) за что-то хорошее – это воспитывать в человеке обесценивание себя, вечный страх поражения и неуверенность в своих силах.
Я видела очень много людей, которые не умеют делать комплименты. И также – не умеют их принимать.
 
- У тебя сегодня очень красивое платье.
- Ой, да ну что ты. Ему уже пять лет. Да еще и мятое. Вроде гладила, но как-то недосмотрела, вот тут внизу.
 
Что, правда? Откуда это? От неумения принимать похвалу. Если не «разбаловать» человека похвалой с детства – то откуда взяться умению вообще принимать ее во взрослом возрасте? Откуда взяться умению порадоваться успеху?
 
Казалось бы – ну что плохого? Вот вроде скромный человек и все. Но нет. Человек не скромный – а неуверенный. И девушка не просто обесценила комплимент, она еще и настроение себе испортила на весь день. Вместо того, чтобы порадоваться и почувствовать себя красивой.
 
А ведь ей хотелось быть красивой. И комплиментов хотелось. Но вот не умение их принимать вызывает постоянный внутренний конфликт и противоречие. Делать что-то с ожиданием положительных эмоций – получать реакцию другого человека – вместо положительных эмоций чувствовать себя неуютно – и снова делать что-то с ожиданием положительных эмоций. И так по кругу. И ведь она снова оденется красиво, ожидая похвалы. И получит ее. И обесценит. И расстроится.
 
И так во всем.
 
Так, гипотетически, какой может быть вред от того, что вы хвалите ребенка? Потому что вред от того, что вы его не хвалите, весьма значителен.


Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Опасная женская привычка: 24 признака того, что ты уже на грани
  • Что такое уверенность в себе и откуда она берется?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Вот что я люблю! (о тяге к плохим парням)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь