Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?

Один мой взрослый клиент однажды на консультации сказал, что он очень благодарен своей маме, за то, что, когда он был ребёнком, она напрямую, в лоб говорила ему всё, что о нём думает — о его умственных способностях, лени, лишнем весе, непрактичности и т.д. 
При этом у него никогда не было доверительных отношених с матерью, воспитание было авторитарное, закончившееся желанным отстранением от семьи с контактами по необходимости. 
Спрашиваю, чем это хорошо было для вас? 
Ответ — я сейчас адекватно себя оцениваю, не считаю себя пупом земли по сравнению со своей бывшей женой. Её родители всё детство, да и сейчас, хвалили её за всё, что она делала и не делала, «ты — самая лучшая, ты молодец, хорошая девочка». 
И что в итоге?
Она не ставит ни во что никого, даже родителей, позволяет себе унижать, орать, материться на дочь, на подруг, которых уже вообщем-то и не осталось, на пожилую, любящую маму и младшую сестру. Она — самая лучшая, а кругом дебилы и идиоты. И, кстати, весь мир вокруг моего клиента делится на белое и чёрное, хорошее и плохое. Ему за 40, а юношеская пылкость всегда с ним. Взрослый человек с подростковой категоричностью. 



Откуда это? 
Из детства. Мама — человек настроения, с высокой степенью непредсказуемости — в хорошем настроении хвалит, в плохом — поносит на чём свет стоит. Причём, скорее всего, хвалит довольно стереотипно, не за конкретные результаты, а за то, за что всегда: ты добрый, независтливый, уступчивый. А уж если ругает, то, уверяю, вспомнит всё и в подробностях. Естественно, это бьёт по самооценке. Больно и сильно. Хочется уйти, убежать, уехать, раствориться. Дерзить в ответ не помогает. Это в детстве. А во взрослом возрасте состоявшимся человеком такая критика оценивается как хорошо. 
Почему? 
Потому что компенсировался, принял и полюбил себя таким как есть, соответственно и воспитание своё считает правильным, а как же иначе, ведь не было бы его такого без тех родительских мер. 
Описанная история — дорога неровная, выведет или нет к адекватности и полноценному взрослению неизвестно. А известно, уже, пожалуй, всем интересующимся (благодаря многочисленной литературе на эту тему) как хвалить, чтобы не перехвалить и как критиковать ребёнка, чтобы не унизить личность. 
На всякий случай, напишу ещё раз. Хвалить — искренне, неформально, заслуженно, хвалить поступки и дела ребёнка, а не его самого.
Сравните: « Молодец, хорошую собаку нарисовала» и «Ты нарисовала такие живые глаза, что собака выглядит как настоящая». Критиковать — действия, поступки ребёнка, не затрагивая его личность, если захватывают эмоции, называть вслух своё чувство. Сравните: «Какой же ты бестолковый, сто раз тебе говорила собери учебники с вечера, а то опоздаешь. И ты как всегда опоздал» и «Я сержусь, когда ты опаздываешь по неорганизованности. Если бы ты собрал учебники с вечера, таких проблем бы не было». 
И ещё одна волшебная формула: не зависимо от ситуаций ребёнок должен быть уверен, что его любят - не забывайте говорить ему об этом, даже если вы его критикуете, ругаете или никазываете. И ещё расскажу об одном интересном наблюдении: занимаясь с детьми, плохо успевающими в школе, развитием памяти, внимания и мышления, через какое-то время я замечаю интересный эффект — повышается самооценка и уверенность в себе. 



Почему это происходит? 
Отчасти от развития тех процессов над которыми работаем, а отчасти от конгруэнтной обратной связи: в этом задании ты не доработал и у тебя получилось хуже, чем ты бы смог, как ты думаешь — почему? А в этом задании ты был победителем — не сдался, даже тогда, когда сил уже почти не было и выполнил на 100%. Ребёнок более адекватно оценивает себя, формируя своё «Я».


Просмотров: 597
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как перестать мучиться сомнениями, «Что было бы, если…»?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • КОУЧИНГ. Что должно присутствовать во взаимодействии, чтобы оно было эффективным?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Что такое уверенность в себе и откуда она берется?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Пойми, что всё уже кончено...
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь