Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?

Статья была подготовлена для журнала "Колесо жизни" (№9, 2014)

Понятие «драйвер» -- это метафорическое обозначение некоторой выработанной и доведенной до автоматизма программы действий,своеобразного набора инструкций для той или иной жизненной ситуации. 

Драйвера нужны, чтобы быстро сориентироваться и, не затрачивая лишних энергии и усилий, выйти из ситуации либо продолжать пребывать в ней в наиболее оптимальный для нас способ. Есть сходное по смысловому наполнению понятие «жизненный сценарий». Но если жизненный сценарий -- это своеобразная канва, по которой будет развертываться вся наша жизнь, то драйвер  -- это движущий механизм, который запускает и определяет нашу активность и способ деятельности в той или иной ситуации.  

 

ДВИЖУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ:

 

ФОРМИРОВАНИЕ

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представим себе, что мы купили новую видеоигру, в которую быстрее хочется попробовать сыграть. Устанавливая ее себе на компьютер, мы используем (даже не задумываясь об этом) уже готовые драйвера, которые либо уже установлены на нашем компьютере, либо входят в комплект игры. 
Драйвер в этом случае -- это компьютерная программа, с помощью которой операционная система получают доступ к аппаратному обеспечению устройства, чтобы быстро установить видеоигру и начать играть. Так же и в жизни. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром мы вырабатываем эффективную программу действий, драйвер как бы включается автоматически, тем самым стимулируя нас действовать тем или иным образом. 
Формирование того или иного драйвера у ребенка может происходить различными путями. 
 

Путь наблюдения. 

Ребенок, наблюдая за своими родителями или же другим авторитетным взрослым, просто копирует их «движущий механизм», который и будет определять способ его поведения в тех или иных ситуациях. 

Плюсы: это наиболее легкий и наименее затратный (в плане психической энергии) путь формирования драйвера.  
Минусы: копируемый таким образ драйвер может полностью противоречить особенностям характера и потенциальным возможностям ребенка, что в дальнейшем способно вызывать различные негативные психологические переживания. 
 

Путь «попыток и ошибок». 

Ребенок, попадая в различные социальные ситуации, пробует разные способы включения, а также поведения в них, останавливаясь на наиболее эффективных. 

Плюсы: в результате остаются наиболее подходящие и эффективные драйвера, которые в наибольшей мере соответствуют психологической организации личности ребенка. 
Минусы: иногда такой путь требует огромных затрат психической энергии и усилий, он может сопровождаться разочарованиями и другими негативными реакциями, если что-то не будет получаться. 
 

Путь обучения. 

Ребенок, руководствуясь наставлениями взрослых и опираясь на их поддержку, вырабатывает свой пластичный «движущий механизм», который может меняться в зависимости от смены ситуации. 

Плюсы: самый эффективный способ выработки подходящих для ребенка драйверов, но при условии, что родители будут учитывать особенности своего ребенка, оказывая ему достаточную, но не излишнюю поддержку, и давать вводные наставления, но не готовые рецепты.
Минусы: родители могут слишком опекать своего ребенка, предлагая ему готовые рецепты и решения, не оставляя пространства для его собственных экспериментов, суживая зону его личностного развития и совершенствования.   
 

ТРИ ПРИМЕРА ИЗ НАБОРА 

 

Драйверов, которые помогают нам управлять нашей жизнью, на самом деле можно перечислить великое множество. Более того, каждый из нас имеет в своем распоряжении уникальный набор разных драйверов. Рассмотрим же наиболее распространенные из них. 
 
Будь первым! 
Первым быть хорошо, а иногда даже очень полезно, ведь, когда мы учим ребенка выигрывать, то формируем у него предпосылку к развитию здоровой конкурентоспособности во взрослом возрасте. Но если ребенок будет слепо следовать этому драйверу, акцентируя внимание только на своих победах (получая при этом восторженность и похвалу) без понимания, что кто-то в это время стал вторым, третьим и т.д., мы можем воспитать эгоистичную самовлюбленную личность. И можно себе только представить, каково приходится такому ребенку, если он вдруг проигрывает, то есть оказывается не первым. Наверное, одна из самых важных вещей, чему должны научить родители ребенка в 5-6 лет, -- проигрывать. Он должен научится выигрывать, не унижая при этом другого, и достойно проигрывать, не чувствуя при этом униженным себя. 
 
Не трусь! 
Драйвер, который позволяет сохранять самообладание и спокойствие даже в самых непредвиденных и экстремальных ситуациях. Драйвер, который позволяет быстро ориентироваться, соображать и принимать молниеносные решения. Драйвер, который позволяет, невзирая на страх и опасность, добиваться цели и идти вперед. Но когда мы учим ребенка мужественности и смелости, не стоит забывать о том, что страх -- это все-таки физиологическая реакция организма на опасность. И этой реакцией хоть и можно научиться управлять, но ни в коем случае нельзя ее игнорировать. 
Спеши! 
А ведь, действительно, жить так интересно, столько всего кругом необычного, нужно столько всего попробовать, необходимо сделать кучу дел, решить кучу вопросов! Обязательно нужно спешить жить, а то действительно ничего не успеешь! Это, безусловно, правда, но загвоздка в том, что в такой спешке может совсем не остаться времени на то, чтобы просто насладиться жизнью. Нужно учить своего ребенка не только быстро бежать по жизни (чтобы много успеть, много сделать, много попробовать), его нужно также учить останавливаться. Его нужно учить любоваться закатом и восходом, наслаждаться дуновением теплого весеннего ветра, спокойствием и тишиной, ценить теплоту простого человеческого общения и близости. 
Чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нам, родителям, нужно учить его не только самостоятельно кушать, одеваться, читать и писать, но также уверенно управлять своей жизнью, наслаждаться ею и просто жить счастливо!

@Пушкарук Ирина



Просмотров: 562
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Нужно ли учить ребенка давать сдачи?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • ЧТО БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ ВАШЕЙ ЖИЗНЬЮ?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Это просто нужно пережить…или переждать
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • 4 составляющих психологической совместимости в отношениях ( что нужно учитывать при выборе спутника жизни).
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Жить или Выживать - дилемма Родителя и Ребенка
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.
  • Как разрешить себе жить счастливо в любой ситуации?
  • Почему надо бросить читать советы психологов и что-то уже сделать со своей жизнью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь