|
Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
Регулярно работая с детьми на тренингах по детской безопасности, мы вывели тот минимальный список базовых вещей, которые, на наш взгляд, было бы полезно знать родителям в этой теме.
1. Понятие постороннего человека. Мы предлагаем этот термин вместо привычного «незнакомец». Дело в том, что у слова «незнакомец», которое часто употребляют в саду или школе, есть несколько минусов. Во-первых, оно пугающее – и ребенку кажется, что незнакомец – это очень страшная фигура. На тренингах мы постоянно сталкиваемся с тем, как представляют себе дети незнакомцев - борода, шляпа, оборванный вид, угрожающее лицо. Очень часто дети, видя на картинках изображение улыбающейся женщины или подростка, не воспринимают их как возможные опасные фигуры.
Во-вторых, термин «посторонние» шире, так как в круг посторонних входят те, кого дети могли видеть рядом с родителями или своими друзьями, но при этом нам совершенно не хотелось бы, чтоб эти люди могли, например, увести ребенка с площадки или угостить чем-то без нашего ведома. Очень важно обсуждать с детьми, кто является для них близким, а кто – посторонним человеком. Например, не раз на тренингах дети обозначали нас, ведущих, как не посторонних им людей – аргументируя тем, что мы уже знаем друг друга по именам.
2. В семье должны быть проговорены правила по общению ребенка с посторонними, когда он один на улице. Мы, например, исходим из предпосылки, что контакт ребенка и постороннего взрослого в принципе не должен состояться, если рядом нет его родителей. Звучит достаточно категорично, но есть статистика, которая гласит, что после 30-90 секунд разговора около 90% детей уходят даже с незнакомым им человеком. Нужно обсуждать с ребенком, какие опасные или соблазнительные ситуации могут возникнуть и как ему необходимо при этом себя вести, как избежать контакта с посторонним, который ребенку предлагают. И здесь хочется особо отметить, что предлагаемые в интернете семейные пароли оказываются не самым эффективным способом. Во-первых, это дает ребенку ложное чувство защищенности и подразумевает возможность (даже разрешение!) вступить в контакт. Во-вторых, знание секретного слова вызывает у ребенка чувство собственной значимости и гордости, которыми очень-очень хочется поделиться, особенно если спросят. И да, у нас теперь есть коллекция семейных паролей. 3. Еще один важный момент – это обсудить те места, куда может убежать ребенок, если ситуация показалась ему опасной. В нашем опыте дети очень часто в качестве вариантов выбирали кусты, деревья, подвалы, подъезды – то есть их намерение заключается в том, чтобы спрятаться. Детям необходимо объяснять, что самое подходящее место – то, где много людей. Детские площадки, лавочки с бабушками, магазины и т.п. Родителям имеет смысл пройтись с ребенком по двору и, например, привычным маршрутам, обсудить и обозначить те места, которыми он может воспользоваться. 4. Вещь, о которой, казалось бы, даже упоминать не нужно – это знание на память номеров телефонов родителей. Годам к четырем ребенок вполне способен запомнить хотя бы один номер. Но работая с детьми на тренингах, мы столкнулись с тем, что в наше технологичное время практически все дошкольники и младшие школьники – за очень редким исключением – номеров как раз и не помнят, полагаясь на записную книжку в телефоне. При этом забывается, что телефоны имеют свойство разряжаться, ломаться и теряться. 5. И, наконец, самое главное. Ребенок должен быть неудобной жертвой. То есть он должен уметь настораживаться, пугаться, не доверять, иметь навык избегать контакта и прекращать контакт, «быть невежливым», кричать, драться и звать на помощь. А значит все это должно быть поддержано в семье и считаться нормальным. (с) Людмила Марченко Екатерина Швигоренко Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|