Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?

Во время консультаций родители часто задают вопрос, какие события и ситуации могут психологически травмировать ребенка. Чаще всего обычный родитель оценивает возможность травмы, исходя из собственного опыта и переживаний. Порой бывает трудно соблюдать баланс между позволением ребенку получить собственный опыт и вовремя заметить какие-то проблемы. При этом на некоторые факторы в травматизации детей в нашем обществе зачастую не принято обращать внимание (например, медицинские вмешательства).
 Поэтому дополнительные знания, как мне кажется, повышают устойчивость родителей в этом вопросе. Ведь при физической травме очевидно, есть синяк или нет. А последствия психологической травмы могут не иметь четкой связи "воздействие - проявление". Плюс особенности возраста несут свою окраску. Действительно, бывает трудно понять, где особенности характера, где реакция психики на ситуацию, а где возрастные черты.
Но все-таки определенные ориентиры существуют: возможные причины и ситуации, особенности ребенка, проявления.
Некоторые возможные причины острой травмы: 
1. Потеря одного из родителей или членов семьи.
2. Болезнь.
3. Физические повреждения, включая падения и аварии.
4. Сексуальное, физическое и эмоциональное насилие.
5. Свидетельство чьей-либо жестокости.
6. Стихийные бедствия.
7. Определенные медицинские и стоматологические процедуры, хирургические операции.
 
Будет ли событие травмирующим, зависит от следующего:
1. Интенсивность, продолжительность и частота события.
2. Особенности темперамента ребенка.
3. Личный опыт (имеющиеся способы совладания с ситуацией, опыт похожих ситуаций).
4. Реакции значимых людей (чем младше ребенок, тем более его реакция зависит от реакции близких (до 80%)).
5. Возможность быть активным и деятельным.
6. Чувство уверенности в своих силах.
7. Возраста (понятно, что чем старше ребенок, тем больше возможностей у него по пунктам 3,5,6).
 
Как может проявляться острая травма: 
Во-первых, возникновение проявлений, которые были не свойственны ребенку до события.
Если пройтись по вертикали возраста, то до трех лет будут преобладать (но могут проявляться в более старшем возрасте) телесные симптомы, а также может быть задержка в психологическом развитии. С  4-6 лет может преимущественно нарушаться поведение (замкнутость, агрессивность, гиперактивность), к десяти годам больше эмоциональных реакций (пугливость, плаксивость, гневливость, раздражительность). В подростковом возрасте могут быть суицидальные высказывания, аутоагрессия (в т.ч. самоповреждения), нарушение взаимоотношений.
Может происходить возврат к предыдущим стадиям развития (например, ребенок, который уже ходил на горшок, начинает снова ходить в штанишки).
В школьном возрасте появляются трудности в учебе.
В любом возрасте может нарушаться сон, появляются ночные кошмары.
 
Что делать.
Когда заметны уже отдаленные или развернутые последствия или Вы сами ощущаете растерянность и беспомощность, лучше обращаться к специалистам.
 
Если произошла ситуация, из ряда вон выходящая для вашего ребенка, или планируемые медицинские процедуры, общие (в чем-то профилактические) рекомендации следующие:
1.Создать обстановку "острой безопасности".
2. Дать опору моральную (я принимаю твои переживания и выдержу их) и физическую (важно и телесное ощущение опоры).
3. Придерживаться ритма в жизни ребенка (режим, последовательность, предсказуемость) - это создает ощущение надежности.
4. Позволить выразить - пережить (рассказать, проиграть, прорисовать), содействовать в этом активной позиции ребенка.
5. Помочь обозначить чувства и переживания.
6. Через тело и движение дать сбросить напряжение. 
Это даст возможность не капсулировать травматичный опыт, а переработать его.


Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Реакция ребенка на развод в разном возрасте
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Гиперактивность ребенка, неочевидные причины.
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка.
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • 12 шагов и психоанализ. Перспективы и особенности работы в России. Субъективный опыт
  • Памятка родителям «Особенности подросткового возраста». Рекомендации родителям.
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Проблемы первоклассников. Как могут помочь родители?
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Так и не смогла полюбить ребенка: ПРИЧИНЫ
  • Волков боятся - в лес не ходить. Или какие трудности ждут психолога, который хочет получить клиентов через интернет.
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка
  • О первых мультфильмах для ребенка
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь