Проблемы первоклассников. Как могут помочь родители?

1. Психоэмоциональный стресс
Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета. Так проявляет себя синдром 7 сентября, о котором знают все педиатры и психологи.  В группе риска дети – астеники.  Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома.. 
 
2. Расторможенность
Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация. Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды, го и др.).
 
3. Новые режимные условия
К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется  работа и ребенка, и родителей - с психологом.
 
4. Непривлекательные обязанности
Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. Позаботиться  о том, чтобы у школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу стоит  превратить  в увлекательную игру. Так, вместо мытья пола в комнате ребенку можно предложить перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля.  
 
5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые
Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.
 
Чтобы не допустить подобных психотравм,  стоит взять на вооружение следующие «моменты истины»:
1.    Если ребенок   испытывает   сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?»
 
2.   Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!»
 
3.   Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей.
 
4.   Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке».
 
6. Неприязнь или равнодушие учителя
Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает? Родителям стоит задуматься о смене педагога. Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника.  Поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если он профессионал и не самодур, ребенок постепенно привыкнет к нему..
 
7. Негармоничные отношения с одноклассниками
Для первоклассника очень важно умение общаться (т.н. социальная зрелость). Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий.
 
В каких случаях родителям стоит насторожиться?
 
Ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых
Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют (в любви, в принятии, в общении, в самостоятельности) или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу.
 
Ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников
Это удел детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности (плохое зрение, лишний вес и пр.), вопреки расхожему мнению, абсолютно ни  причем. Такой  ребенок с адекватной самооценкой вполне сможет завоевать авторитет в классе.
Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка?
Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей.  Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности.
 
У ребенка нет друзей среди одноклассников. Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей. На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объяснять ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждать  о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждать ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивать, если он сопротивляется – поучаствовать  в забаве на равных условиях с детьми. Не навязывать ребятам правила игры – пусть они придумывают их сами. Позаботиться  о том, чтобы игры были не состязательными,  без победителей и побежденных – это важно для того, чтобы предупредить конфликты между детьми. В случае ссоры взять  на себя роль миротворца.  
 
Признаки успешной адаптации ребенка к школе.
Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника
 


Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Колыбельная для внутреннего ребенка
  • О первых мультфильмах для ребенка
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  • Младенчество - точка отсчета для мамы и ребенка
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка.
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • 7 мучительных проблем первоклассников. Как могут помочь родители?
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь