|
Может быть цели, а может быть и нет...Второй моей любимой темой, после мотивации, являются цели! О них сейчас кричат на каждом углу, великие гуру обещают вам рассказать секреты и тайны, как правильно ставить цели. А я, просто вам дам выдержки из учебника, опять таки, по психологии мотивации, в нем оказалось многое есть. Это статья будет посвящена целям, и что простому смертному нужно о них знать. Никаких чудес не будет, только факты, ну и немного моих разъяснений и примеров.
Что такое цель? - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Постановка цели стимулирует человека прилагать соответствующие усилия для ее достижения. Чем конкретней цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Выделения промежуточных целей имеет существенное мотивационное значение. При этом мотив выступает как причина постановки тех или иных целей. Цель, подкрепленная большим количеством мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Но не забывайте о перемотивации. Тут вроде всё просто и понятно, а теперь самое прекрасное, что я нашла в учебнике, это схема целеобразования! Особенность заключается в том, а хотя сами сейчас увидите…
Эффективное целеобразование, как ставить Цели:
Увидели? Ну, скажите, что да! Ладно, больше всего в этой схеме, мне понравился 4 пункт: Возможные трудности достижения цели и пути их предотвращения. Я когда его увидела, прям аж ахнула! Что это значит, и почему он так важен для меня? Да потому, что все о нем забывают, на этих модных тренингам о целях, а в учебнике вот есть, и денег не берет.
О чем он для меня, а помните в моей статье про мотивацию, была формула: Мотивация = Мотив + Ситуативные факторы. И я говорила, что ситуативные факторы учитываются, нравится это нам или нет. Так вот, это они милые и есть. И для эффективного целеобразования их нужно, всё таки, учесть. Перед тем, как ринутся в бой, нужно осмотреться на поле боя. Никто не говорит, всё бросать, если есть сложности и возможные трудности, просто их нужно видеть, знать, и как-то с ними справляться. И об этом лучше знать до, а не во время. Всего не предусмотришь, но чем больше знаешь, тем больше вероятность, что к цели сможешь дойти. А теперь поговорим о том, что помогает нам достигать целей.
Осознание цели увеличивает вероятность ее достижения. Возможность количественно оценить результаты работы вызывает стремление улучшить предыдущие достижения.
Только собственная идея и самостоятельно принятое решение побуждают человека к смелым, и даже рискованным поступкам, которые приводят к результату .
Большую задачу нужно разбивать на шаги, небольшие и несложные, и переходить к следующему заданию только после выполнения предыдущего. Все шаги сопровождаются тогда позитивными эмоциями. Важна также фиксация удач и неудач, для анализа и последующей мотивации.
Планы часто не реализовываются потому, что человеку недостает целеустремленности, настойчивости, смелости, и он не имеет надлежащей мотивации для их реализации.
Большинство людей ориентированы на быстрый успех. Сам процесс не приносит им удовольствия. Люди ориентированы на быстрый успех, и не способные получать удовольствие от процесса, не получают должного удовлетворения от результата, обречены, ставить новые и новые цели, и гнать себя с вершины на вершину, так и не получив должного удовлетворения.
Успех деятельности сочетается оптимальным сочетанием смелости и рационализма.
Сознательно поставленная цель способна изменить структуру деятельности и преодолеть или отдалить психическое перенасыщение.
В ходе совместной деятельности люди действуют смелее и рискованней, чем индивидуально.
Что влияет на неудачу?
Неудача не является чем-то случайным, ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. И недостатком приложенных усилий.
Успех часто связан с опасностью, тревогой и фрустрацией в процессе деятельности, а также может вызвать зависть и агрессию. Только тот, кто может с этим справится, и при этом сберечь свое Я, способен сохранить мотивацию к действиям.
Не вера в свои силы приводит к беспомощности, которая влечет за собой пассивность, снижает мотивацию к деятельности.
Неадекватность самооценки может привести к очень завышенным или заниженным притезаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком сложных или слишком легких целей, в высокой тревожности, не уверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, не критичности оценки достигнутого, в ошибочном прогнозе и тд.
Что мы знаем о страхе? И как он помогает нам в достижении цели?
При постановки целей мы говорим часто о страхе, который «не дает» нам действовать. Интересно отметить, что у страха есть три стадии: ожидание, разрядка, спокойствие. И страх сильнее всего именно в первой стадии – ожидание. Чем больше стадия ожидания, тем сильнее страх. Когда наступает активное действие для страха не остается места (эмоциональная разрядка в действии).
Волнение (тревога) зависит от мнения человека о своих способностях и от уровня притязаний. Но нужно заметить, что умеренный уровень волнения влияет положительно на деятельность.
Удивительно, страх и волнение помогают нам действовать. Пока мы ожидаем, уровень страха ОГРОМНЫЙ, и чем больше ожидаем, тем сильнее наш страх и тревога. Но если мы начинаем действовать, делаем первый небольшой шаг, то и страх и тревога уходят. Выводы, действуйте, и вам не будет страшно!
А теперь, о приятном, об успехе!
Уверенность в собственных силах (способностях) может повысить веру человеку в эффективность его деятельности.
Именно уровень уверенности человека в своих возможностях определяет мотивацию и эффективность деятельности. (Коллинз)
Зиммерамн отмечал, что опыт успешности в деятельности положительно отражается на чувстве собственной компетенции (1990).
Успех деятельности сочетается оптимальным сочетанием смелости и рационализма.
Люди, которые рассчитывают на успех в выполнение действия, справляются с ним лучше.
И формула успеха, люблю я формулы)
Успех = Способность + Мотивация достижения+ Ситуация (внешние факторы).
Способности, это наши знания и умения, если коротко.
О ситуации, я тут, не прекращая, всем рассказываю, тут тоже ясно.
А вот мотивация достижения, тут есть отдельная формула:
Мотивация достижения = Мотив достижения + шансы на успех + ценность успеха. Как вам формула, а? Я в восторге. Мотив достижение – это желание достичь результата, это такой порыв так сказать. Шансы на успех, это тот как раз 4 пункт в целеобразовании, при котором нужно учитывать все возможные трудности и пути их разрешения. И ценность успеха, это новенькое, это вопрос «Зачем?», зачем мне достигать этой цели? Что я получу при достижении этой цели? На самом деле, это важные вопросы, которые обязательно нужно себе задать, и написать ответы напротив каждой своей цели. Чтобы случаем не потратить свою энергию на то, что вам на самом деле не нужно. А как вы поймете, что это было вам не нужно, правильно, не почувствуете удовлетворение от результата.
И еще важный момент, для достижения успеха. Многие считают, что усилие не является существенным фактором, который обеспечивает успех. А это не так, я вот так считаю. Усилие бывает важнее способностей.
Какие качества могут помочь, научится ставить и достигать своих целей:
Вот такая статья вышла, надеюсь, вы подчерпнули что-то новое и важное для себя, и теперь будете ставить перед собой только свои цели, и достигать эффективных результатов. Удачи вам, и если что читайте учебник С.Занюка«Психология мотивации» и прибудет с вами Сила!
Психолог, Мирослава Мирошник, miroslavamiroshnik.com
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|