Может быть цели, а может быть и нет...

Второй моей любимой темой, после мотивации, являются цели! О них сейчас кричат на каждом углу, великие гуру обещают вам рассказать секреты и тайны, как правильно ставить цели. А я, просто вам дам выдержки из учебника, опять таки, по психологии мотивации, в нем оказалось многое есть. Это статья будет посвящена целям, и что простому смертному нужно о них знать. Никаких чудес не будет, только факты, ну и немного моих разъяснений и примеров.

Что такое цель? -  это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.  Постановка цели стимулирует человека прилагать соответствующие усилия для ее достижения. Чем конкретней цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Выделения промежуточных целей  имеет существенное мотивационное значение. При этом мотив выступает как причина постановки тех или иных целей. Цель, подкрепленная большим количеством мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Но не забывайте о перемотивации.
Тут вроде всё просто и понятно, а теперь самое  прекрасное, что я нашла в учебнике, это схема целеобразования! Особенность  заключается в том, а хотя сами сейчас увидите…
 
Эффективное целеобразование, как ставить Цели:
  1. Значение цели (для чего необходимо достижение цели, что это даст);
  2. Способы достижения цели (какие методы  и способы достижения);
  3. Этапы достижения цели (промежуточные цели и этапы их Достижений);
  4. Возможные трудности достижения цели и пути их предотвращения;
  5. Самоконтроль (формы и методы контроля, насколько выполнение отвечает цели, насколько успешно идет достижение цели).
Увидели? Ну, скажите, что да! Ладно, больше всего в этой схеме, мне понравился 4 пункт: Возможные трудности достижения цели и пути их предотвращения. Я когда его увидела, прям аж ахнула! Что это значит, и почему он так важен для меня? Да потому, что все о нем забывают, на этих модных тренингам о целях, а в учебнике вот есть, и денег не берет.

О чем он для меня, а помните в моей статье про мотивацию, была формула: Мотивация = Мотив + Ситуативные факторы. И я говорила, что ситуативные факторы  учитываются, нравится это нам или нет. Так вот, это они милые и есть.  И для эффективного целеобразования их нужно, всё таки, учесть. Перед  тем, как ринутся в бой, нужно осмотреться на поле боя. Никто не говорит, всё бросать, если есть сложности и возможные трудности, просто их нужно видеть, знать, и как-то с ними справляться. И об этом лучше знать до, а не во время. Всего не предусмотришь, но чем больше знаешь, тем больше вероятность, что к цели сможешь дойти.
 
А теперь поговорим о том, что помогает нам достигать целей.
Осознание цели увеличивает вероятность ее достижения. Возможность количественно оценить результаты работы вызывает стремление улучшить предыдущие достижения. 
 
Только собственная идея и самостоятельно принятое решение побуждают человека к смелым, и даже рискованным поступкам, которые приводят к результату .
 
Большую задачу нужно разбивать на шаги, небольшие и несложные, и переходить к следующему заданию только после выполнения предыдущего. Все шаги сопровождаются тогда позитивными эмоциями.  Важна также фиксация удач и неудач, для анализа и последующей мотивации.
 
Планы часто не реализовываются потому, что человеку недостает целеустремленности, настойчивости, смелости, и он не имеет надлежащей мотивации для их реализации.
 
Большинство людей ориентированы на быстрый успех. Сам процесс не приносит им удовольствия.  Люди ориентированы на быстрый успех, и не способные получать удовольствие от процесса, не получают должного удовлетворения от результата,  обречены, ставить новые и новые цели, и гнать себя с вершины на вершину, так и не получив должного удовлетворения. 
 
Успех деятельности сочетается оптимальным сочетанием смелости и рационализма.
 
Сознательно поставленная цель способна изменить структуру деятельности и  преодолеть или отдалить психическое перенасыщение.
 
В ходе совместной деятельности люди действуют смелее и рискованней, чем индивидуально.
 
Что влияет на неудачу?
Неудача не является чем-то случайным, ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. И недостатком приложенных  усилий.
Успех часто связан с опасностью, тревогой и фрустрацией в процессе деятельности, а также может вызвать зависть и агрессию. Только тот, кто может с этим  справится, и при этом сберечь свое Я, способен сохранить мотивацию к действиям.
 
Не вера в свои силы приводит к беспомощности, которая влечет за собой пассивность, снижает мотивацию к деятельности.
 
Неадекватность самооценки может привести к очень завышенным или заниженным притезаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком сложных или слишком легких целей, в высокой тревожности, не уверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, не критичности оценки достигнутого, в ошибочном прогнозе  и тд.
 
Что мы знаем о страхе? И как он помогает нам в достижении цели?
При постановки целей мы говорим часто о страхе, который «не дает» нам действовать.  Интересно отметить, что у страха есть три стадии: ожидание, разрядка, спокойствие. И страх сильнее всего именно в первой стадии – ожидание. Чем больше стадия ожидания, тем сильнее страх. Когда наступает активное действие для страха не остается места (эмоциональная разрядка в действии).
Волнение (тревога) зависит от мнения человека о своих способностях и от уровня притязаний. Но нужно заметить, что умеренный уровень волнения влияет положительно на деятельность.
Удивительно, страх и волнение помогают нам действовать.  Пока мы ожидаем, уровень страха ОГРОМНЫЙ, и чем больше ожидаем, тем сильнее наш страх и тревога. Но  если мы начинаем действовать, делаем первый небольшой шаг, то и страх и тревога уходят. Выводы, действуйте, и вам не будет страшно!
 
А теперь, о приятном, об успехе!
Уверенность в собственных силах (способностях) может повысить веру человеку в эффективность его деятельности.
Именно уровень уверенности человека в своих возможностях определяет мотивацию и эффективность деятельности. (Коллинз)
Зиммерамн отмечал, что опыт успешности в деятельности положительно отражается на чувстве собственной компетенции (1990).
Успех деятельности сочетается оптимальным сочетанием смелости и рационализма.
Люди, которые рассчитывают на успех в выполнение действия, справляются с ним лучше.
И формула успеха, люблю я формулы)
Успех = Способность + Мотивация достижения+ Ситуация (внешние факторы).
Способности, это наши знания и умения, если коротко.
О ситуации, я тут, не прекращая, всем рассказываю, тут тоже ясно.
А вот мотивация достижения, тут есть отдельная формула:

Мотивация достижения = Мотив  достижения + шансы на успех + ценность успеха.
Как вам формула, а? Я в восторге. Мотив достижение –  это желание достичь результата, это такой порыв так сказать. Шансы на успех, это тот как раз 4 пункт в целеобразовании, при котором нужно учитывать все возможные трудности и пути их разрешения. И ценность успеха, это новенькое,  это вопрос  «Зачем?», зачем мне достигать этой цели? Что я получу при достижении этой цели? На самом деле, это важные вопросы, которые обязательно нужно себе задать, и написать ответы напротив каждой своей цели. Чтобы случаем не потратить свою энергию на то, что вам на самом деле не нужно. А как вы поймете, что это было вам не нужно, правильно, не почувствуете удовлетворение от результата.
 
И еще важный момент, для достижения успеха. Многие считают, что усилие не является существенным фактором, который обеспечивает успех. А это не так, я вот так считаю. Усилие бывает важнее способностей.
 
Какие качества могут помочь, научится ставить и достигать своих целей:
  1. Постановка перед собой реалистических, но высоких целей;
  2. Понимание своих сильных и слабых сторон;
  3. Вера в эффективность собственной деятельности;
  4. Определение конкретной формы поведения, которая предоставила бы возможность достичь поставленных целей;
  5. Принятие на себя ответственности за собственные действия и их последствия.
 
Вот такая статья вышла, надеюсь, вы подчерпнули что-то новое и важное для себя, и теперь будете ставить перед собой только свои цели, и достигать эффективных результатов. Удачи вам, и если что читайте учебник С.Занюка«Психология мотивации» и прибудет с вами Сила!
 
Психолог, Мирослава Мирошник, miroslavamiroshnik.com


Просмотров: 845
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Правило 7 из 64. Энергия цели, или как заставить цели работать на вас?
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • Скрыть Как ставить цели, которые будут выполняться?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • 💡ЛЮБОВНИЦЫ:В ЧЕМ ИХ СИЛА?💡 Все, что вам нужно знать о любовницах
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Сказать человеку в глаза всю правду - это больше, чем долг – это удовольствие
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Финансовый успех это не для всех? 7 причин неуспеха в бизнесе
  • Самопознание - что это для Вас?
  • «Если ты следуешь своей эволюционной цели, то у тебя нет конкурентов».
  • Новый взгляд на достижение цели
  • Чем опасны тренинги про "Успешный успех" и как это связано с сексом?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Постановка цели
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Меняются ли люди и что нужно знать об этом?
  • Ты видишь только то, что хочешь видеть - в общем, это ты проблемный!
  • А можно передышку?! Где конец усталости на пути к цели и как выжить в бешеной гонке жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь