Работая в центре социальной помощи жертвам насилия, я и мои коллеги, отмечали некую закономерность в поведении наших клиентов и их партнеров – жертвы, в большинстве случаев возвращались к партнеру. Поступали они к нам с различными степенями тяжести повреждениями (как физическими, так и психическими). Это были женщины с детьми, мужчины (как правило, за 50).
Может казаться, что жестокость и насилие в семье непредсказуемы, просто вспышкой, вызванной определенными обстоятельствами, в определенный момент времени в жизни семьи. На самом же деле, жестокость и насилие в семье следуют определенной схеме, независимо от того, когда это происходит, и, кто принимает участие.
Цикл повторяется, и с каждым разом становится все сильнее и страшнее. На каждой стадии этого цикла обидчик не только не теряет контроль над собой, но и контролирует и лишает сил к сопротивлению свою жертву.
Понимание цикла жестокости и насилия и рассмотрение хода действий насильника дает возможность жертве понять, что происходит и осознанно делать выбор – ходить по кругу или жить свободной и счастливой жизнью.
Цикл насилия включает в себя четыре (в некоторых источниках - шесть) хорошо различимых стадий:
1. Нарастание напряжения в семье.
Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
Со стороны насильника происходит планирование и «подготовка». Он/она фантазирует или зрительно представляет себе картину следующего нападения. Во время стадии планирования обидчик исполняет роли актера, продюсера, режиссера и звезды. Он/она тешится властью от воплощения своей фантазии. Стадия планирования уделяет внимание более специфическим деталям сценария, что понадобиться иметь под рукой и что сделать, чтобы жестоко поиздеваться над женой/мужем/родителями.
В большинстве случаев насильник не осознает этого, т.е. такой внутренней «подготовки», в силу различных причин. Одна из которых, может быть, как усвоенный «сценарий» отношений в родительской семье.
2. Насильственный инцидент.
Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием. Эта стадия совершения задуманного. Он/она заманивает свою жертву в ловушку.
3. Примирение.
Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий.
В этом случае срабатывает механизм самооправдания, катарсиса, очищения. Человеку тяжело, а насильнику порой не выносимо (в силу его личностных качеств и характеристик) быть в состоянии напряжения, связанного с фактом насилия (его поступком). Поэтому, что бы избавиться от «тяжкого груза» ответственности, он/она предпринимает некие действия. Обидчик приводит оправдания и обвиняет жертву в причине своего поведения. Обычно оправдания сводятся к употреблению алкоголя и жестокому обращению родителей. Для многих это объяснение может показаться вполне приемлемым. Однако злоупотребление алкоголем и испытанная в детстве жестокость родителей не являются причиной насильственного поведения. Как правило, жертве ставится в вину ее поведение. Например, "Если бы ты прибрала в доме, мне бы тебя бить не пришлось" или "Если бы ты вовремя приготовила обед, мне бы тебя бить не пришлось".
Человек, практикующий насилие не раскаивается в том, что причинил боль своей жертве. Он может извиниться за свое поведение, но только чтобы избежать возможного наказания. Цель стадии извинений - обеспечить свою безнаказанность.
4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»).
Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.
Это довольно сложная стадия. После проявления жестокости и насилия обидчик может превратиться в заботливого, верного, очаровательного и доброго человека, каким она, жертва, его полюбила. Он/она может повести ее в ресторан, купить цветы, уверять ее/его, что он/она изменится. Такое поведение рассчитано на поддержание "нормальных" отношений. Целью этой стадии является удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия.
После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Пострадавшая(-ий) не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно.
И вот, как было отмечено в начале, многие женщины/мужчины возвращаются к своим партнерам-насильникам ради этого периода когда «всё так хорошо!», «как будто в начале нашего знакомства!»… такой «вечный медовый месяц»… хотя перемежающийся «не приятными инцидентами», но «как он/она меня любит!». Может отсюда пришла поговорка: «Бьет, значит любит»?