|
возрастные стадии. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)
Очень важно, сумел ли ребенок в соответствующий момент своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности, в предприимчивости и признании, и какую роль в данный период играли родители. Концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии: • Стадия существования (от 0 до 6 месяцев) • Стадия действий (от 6 до 18 месяцев) • Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет) • Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет) • Стадия структуры (от 6 до 12 лет) • Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет) С другой стороны, Памела Левин высказывает идею, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев): “Приблизительно в 13 мы начинаем новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор пока окончательно не повзрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы едим все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте... У нас очень короткий интервал внимания и нас пронизывают волны энергии, наполненные странными незнакомыми желаниями - эротическими, волнующими и пугающими”. (P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988) Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии. Основы воспитания в соответствии со стадиями развития детей были детально разработаны Джин Иллсли Кларк (J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.) ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ • Крайнее истощение (умирание) • Депрессия, пассивность • Проблемы с кормлением • Колики, инфекции, постоянный крик • Отставание в развитии • Отказ от контакта • Проблемы со стулом (дефекацией) ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ • Чувство "мне всегда недостаточно" • Страх отделения, неожиданных перемен • Раздражительность, нервозность • Трудности доверять другим • Полнота, ожирение, отказ от еды, инфекции • Проблемы с наркотиками, суицидность Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребёнок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию. Стадия существования (до 6 месяцев)Девиз ребенка на этой стадии «быть».Ребёнок пока не может говорить, не может о себе заботиться, а может только подавать о себе сигналы. Зато природа биологически наделила младенцев большим умением это делать, а именно: издавать много звуков, смотреть и реагировать на лица, особенно глаза, подражать, ласкаться. Такое поведение «включает» на помощь ребёнку не только мать, но и других взрослых. ребенок пока не может говорить, не может о себе заботиться, а может только подавать о себе сигналы. Зато природа биологически наделила младенцев большим умением это делать, а именно: издавать много звуков, смотреть и реагировать на лица, особенно глаза, подражать, ласкаться. Такое поведение «включает» на помощь ребенку не только мать, но и других взрослых Английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт в 1949г. ввел в психоанализ такое понятие как «достаточно хорошая мать». В понимании Д.В.Винникотта, — это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они «плохо» выполняют свои материнские обязанности. «Достаточно хорошая мать» откликается на более чем 50% криков ребенка, но не на 100%. Т.е. у ребенка формируется правило, если маму позвать, она, скорее всего придет, а значит матери (и соответственно миру) можно доверять. Если на его крик регулярно никто не приходит, то ребенок решает, что с ним или его потребностями что-то не в порядке. Отсюда рождаются такие решения у людей «то, что мне надо, со мной не произойдет никогда», или «не стоит о себе заявлять, т.к. от меня ничего не зависит», или « я получу что-то только тогда, когда кто-то решит мне это дать». ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребёнок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию. Стадия существования (до 6 месяцев)
|
НОВОРОЖДЕННОМУ
|
ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ
|
ВЗРОСЛОМУ
|
ты имеешь полное право быть здесь
|
||
Доброе утро, Петя. Как хорошо, что ты у нас есть!
|
Привет! (с объятием)
|
Рад тебя видеть, здравствуй!
|
твои потребности важны для меня
|
||
О, ты снова голоден. Сейчас тебя покормлю.
|
Я готов тебе помочь.
|
Ты горюешь, что твой отец умер. Я сочувствую и готов тебе помочь.
|
я рад, что ты мальчик/девочка
|
||
Я так и надеялся, Петя, что ты будешь мальчиком.
|
Ты меняешься. Мне нравится как ты выглядишь.
|
В этом платье ты выглядишь очень женственно.
|
НОВОРОЖДЕННОМУ
|
ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ
|
ВЗРОСЛОМУ
|
тебе не нужно спешить (спешить расти)
|
||
Ничего, ты будешь сидеть сам, когда будешь готов.
|
Конечно, я помогу тебе сложить одежду.
|
Ты можешь это делать просто для удовольствия, не спеши!
|
мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя
|
||
Мне нравится держать тебя на руках, Петя
|
Давай пообнимаемся!
|
Хочешь, помассирую тебе спину?
|
Признание за существование начинается с рождения и помогает жить людям всех возрастов
Утверждения
Действия
Запишите способы, которыми Вы выражаете признание членам своей семьи.
Что из перечисленного Вы делаете хорошо, а что хотелось бы улучшить?
Сформулируйте самостоятельно поддерживающие послания для существования.
Вызвало ли затруднения вспомнить когда Вы их использовали последний раз?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей. На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.
|