Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
Если кратко, то да.
⠀
Это доказал американский психотерапевт М.Селигман, когда открыл выученную беспомощность. Он показал сначала на собаках, а потом и на людях, что нежелание что-то менять в своей жизни, пассивные настроения - не врожденные черты, а приобретенные привычки. Его эксперименты повторяли множество раз, и результат повторялся.
⠀
Выученная беспомощность - состояние при котором человек не предпринимает никаких попыток по изменению/улучшению той ситуации, в которой он находится.
⠀ Что влияет на ее формирование?
⚡ отсутствие связи между действием и последствием⚡
не важно, хорошую оценку ребенок получил или плохую, если настроение у папы плохое - будет плохо, так у ребенка формируется установка «чтобы я не делал, результат от меня не зависит»
⠀
⚡ последствия однообразны⚡
не важно, выполнил ли ты свои обязательства или нет, родители все равно перечислять тебе установленную сумму на карманные месячные расходы, привет детство до 50-ти
⠀
⚡ последствия изменчивы и противоречивы⚡
сначала тебя решили наградить на работе за хорошо сделанный проект, а потом без всего решили наградить еще и Таню - она дочка владельца… значит в следующий раз можно и не стараться, потому что критерии награды изменчивы и расплыты
⠀
⚡последствия носят отложенный эффект⚡
косяк произошел сегодня, а обратная связь - через месяц, потому что … (придумайте сами причину), через месяц такой разговор уже не будет иметь должного влияния и будет просто потерей времени)
⠀
Ответьте честно на несколько вопросов:
1. Стоит ли решать все возникающие проблемы за детей, даже если им, например 15-20 (потому что они еще успеют побыть взрослыми)?
2. Стоит ли менять/отменять наказание детям, если вам сложно эмоционально/вы переживаете, что он испытывает негативные чувства/ вы не можете справиться со своими эмоциями про эту ситуацию?
3. Стоит ли решать все возникающие проблемы за родителей, которым 55-60 и они только-только вышли на пенсию?
4. Стоит ли решать все проблемы своих подчиненных?
Так нужно ли вообще помогать?
Да, но в меру.
Лучше купить удочку и научить рыбачить, нежели купить пару килограмм рыбы.
⠀
Лучше помочь своему ребенку найти первую работу советом, эмоциональной поддержкой, нежели водить за ручку и «пристроить».
⠀
Лучше показать один раз подчиненному, что вы хотите, а затем просто стоять рядом и смотреть.
⠀
Лучше точно знать свои границы помощи близким людям и иногда говорить «нет».
⠀ Несколько правил «профилактики»:
☄последствия действий должны быть
☄последствия действий должны быть разнообразными (потому что одинаковые действия в жизни мы тоже редко делаем)
☄между действием и последствием должен быть небольшой период времени
☄ последствия должны быть однозначны и не противоречивы.
⠀
Подробнее о исследованиях можно почитать в Википедии или посмотреть видео на YouTube
(есть хорошая ссылка, если нужна - спросите в личных сообщениях о ней)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.