|
Трудоголизм на работе: последствия и профилактика.Кто из нас, работая в компании ни один год, чувствовал разное отношение к работе – от желания принести раскладушку в офис до полного отвращения к работе? Или, например, длительное время работал с энтузиазмом, делая больше, чем от себя ожидал, на гране возможного, а потом вдруг все валилось с рук, будто подкошенный какой-либо болезнью? Если вам близки эти чувства, тогда и знакомо на практике такое понятие, как «трудоголизм». Впервые термин трудоголизм появился в 1971 г. благодаря американскому психологу У. Оутсону, который определил данный термин как страстную тягу к работе, сильную, неконтролируемую потребность непрерывно работать. Но нужно отметить, что само по себе понятие не носит однозначно негативной или позитивной окраски. Все зависит от способности человека управлять своим состоянием и от отношения компании к такому явлению. Причины возникновения трудоголизма:
С психологической точки зрения, данная модель поведения, несмотря на возможные неблагоприятные последствия (усталость, болезни, семейные проблемы), имеет свои выгоды. Например, продвижение по карьерной лестнице и ощущение собственной реализованности, значимости или возможность избежать семейных проблем и конфликтов. Кроме того, трудоголизм дает шанс не замечать или забыть о каких-то неприятных моментах в личной жизни.
Как это работает? От героизма к выгоранию
У человека возникает состояние подъема жизненной энергии и сил. Перед ним стоит новые интересные или не очень интересные задачи, за выполнение которых обещают хорошее вознаграждение. Кроме того, это может быть поощрение коллег, руководства или наоборот – наказание вплоть до увольнения. То есть у человека появляются важные стимулы, а в его теле происходит выброс гормонов. Организм настолько мобилизуется, что он не болеет и не поддается другим негативным факторам. Сотрудник может выполнять много задач, не замечая усталости. Переживается такое состояние как период высшей реализации своего потенциала. На этой стадии часто могут быть вновь пришедшие в организацию сотрудники, которых повысили или пообещали повышение за достижение результатов. Также возможен такой вариант, когда сотрудник получил интересную задачу, но с жестким дедлайном. Ради выполнения этой задачи, человек соглашается на многие обязательства, которые превосходят его физические и/или интеллектуальные возможности. И тогда он готов сделать все возможное и невозможное – спасти, если не мир и компанию в целом, то хотя бы свое подразделение от нарушения сроков подачи управленческой отчетности и штрафов. Данная стадия вызывает приятные ощущения. Согласитесь, всегда приятно почувствовать себя героем, особенно, если это позитивно подкрепляется похвалой значимых для человека людей в организации или деньгами. Кстати, именно деньги на этой стадии далеко не всегда занимают первое место в списке мотивов. В этот период появляется особо позитивное отношение к людям – клиенты для сотрудника самые лучшие и важные, коллеги компетентные и приятные, да и вообще люди вокруг хорошие. Но психика и нервная система человека имеет ограниченный предел прочности. В ситуации стресса сначала происходит этап мобилизации организма, потом постепенно демобилизации – гормоны стресса выводятся из крови, понижая тонус. В организме замедляются действия и мышление, появляется ощущение усталости. В этот период для человека очень важен процесс отдыха и покоя. Важно помнить, что на демобилизацию организму нужно значительно больше времени. И все было бы хорошо, если бы у сотрудника было время на отдых. Ведь на стадии мобилизации он показал себя с самой лучшей стороны, сверхчеловеком, топ-перформером, и при этом взял на себя большое количество задач и моральных обязательств. На стадии мобилизации у него появляется искаженное представление о себе и своих возможностях и такое же искаженное представление о нем формируется у других людей – руководства, коллег, партнеров. Потом, когда ресурсы исчерпаны, человек уже не может спасти не то, что мир, а даже свое подразделение. Поэтому ему кажется, что он не только антигерой, а неудачник, или некомпетентный, ленивым и никуда не годный сотрудник. В ситуации, когда человек берет на себя новые обязательства и задачи, ему нужно четко понимать границы своих возможностей. Должна быть способность смиряться, разочаровываться, адекватно оценивать и принимать свои способности и силы. Если сотрудник не чувствует своих границ и неадекватно оценивает свои возможности, то каждый раз после стадии мобилизации он будет чувствовать себя неспособным неудачником.
Человек переходит на данную стадию, если (как описано выше) он неадекватно оценивает свои границы и не способен найти достаточно времени на демобилизацию. Ему тяжело выполнять поставленные задачи, но он еще справляется, хотя в организме уже накапливается разочарование, усталость, ощущается отсутствие сил. Сотрудник начинает ожидать конца рабочего дня, выходных, в рабочем состоянии его поддерживает только мысль, что скоро выходные и можно будет если не совсем отдохнуть, то хотя бы поработать из дому, не вставая с кровати. Таким образом, появляется желание не делать лишних телодвижений. Но организм начинает ошибаться на мелочах. В этот период возвращаются болезни или простудные заболевания. Но в тоже время усталость еще обратима: после выходных и сна организм восстанавливается. Но прежнего энтузиазма нет: отношение к клиентам и сотрудникам меняется с заинтересованного на безразличное. На этой стадии можно находиться очень долго. Из нее может «выбить» болезнь или успех, большая благодарность. Если причиной послужил успех, то организм восстанавливается и возвращается на первую стадию, если нет, то он переходит на третью стадию.
На этом этапе у сотрудника совсем нет сил, возникает апатия к работе, отчаяние, эмоциональная опустошенность и раздражительная слабость. В организме нарушается режим отдыха: с утра максимально плохое самочувствие, днем возможно появляется настроение и желание работать, а к вечеру наступает возбуждение и бессонница. В голове человека крутятся цифры, графики, таблицы… Он вспоминает, что должен сделать и что забыл, в уме пытается доделать какие-то дела. На данной стадии активно используются стимуляции – с утра много кофе, а вечером – спиртное или снотворное. В данный период наступает ситуация хронического дистресса – чрезмерного напряжения из-за длительного стресса, понижающего возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Сильно снижается эффективность, ухудшается внимание и память, появляются серьезные ошибки в работе. Клиентов, сослуживцев и других людей сотрудник уже не просто не любит, а видеть их не может, что сказывается на отношениях с коллегами. Со временем могут появляться жалобы от клиентов и партнеров. На этой стадии сотрудник чувствует себя ничтожеством: «Я ни на что не годен», «У меня ничего не получится и не имеет смысла даже пытаться». Естественно, подобное мышление не может не сказываться на его эффективности. В данном случае есть только два пути – отдых или тяжелые и длительные болезни. Ведь в случае игнорирования плохого самочувствия во время третьей стадии, у человека обостряются психосоматические заболевания – иногда организм принимает решение за хозяина и «сам ломает себе ногу». Возвращаются все заболевания. Если в компании активно поощряется трудоголизм, то нужно быть готовым к увеличению количества больничных листов. Думаю, многим HR-ам известны примеры компаний, где после смены руководства и изменения корпоративной культуры на особо поощряющую трудоголизм или просто после длительной работы в интенсивном режиме – количество больничных в течение периода вырастает в разы. На этой стадии лучше долго не находиться. Поскольку у человека нет сил, чтобы что-то изменить, хотя он понимает – нужно что-то изменить. Поэтому особо важна поддержка извне. Это может быть хороший психотерапевт, качественный и длительный отдых, поддержка близких – важные способы восстановления на этой стадии.
«Если вы на дно пойдете и ко дну прилипните, год лежите, два лежите, а потом привыкнете», – так будет характеризоваться состояние человека, если игнорировать предыдущую третью стадию. В организме эмоциональная часть архивируется, и остается контролирующая субличность. Это своеобразный человек-робот, рабочий механизм без чувств. Сотрудник смотрит на клиентов и коллег как на единицу, как на объект, не видя человека: он выполняет функции, но нет личного взаимодействия. Каждый встречал таких людей, особенно, в сфере обслуживания: кассир или продавец, который смотрит на человека как на часть интерьера. Это может быть и врач, механически выписывающий список стандартных процедур и лекарств, не задумываясь действительно ли нужно такое лечение конкретному человеку. Стоит отметить, что при полном безразличии к работе и жизни, человек физически может чувствовать себя нормально. Ведь он уже не проявляет инициативы, т. к. окончательно убеждается, что все клиенты, коллеги глупые и неблагодарные, сами не знают чего хотят. С этой стадии выхода почти нет, поскольку сотрудник не считает, что у него есть проблемы. Что делать, чтобы не попасть на эту стадию? Важный аспект профилактики выгорания - мотивация и осознанность. Периодически задавайте себе два вопроса: 1. Чему я отдаю себя? Зачем я это делаю? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью? 2. Люблю ли я это делать? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Понятно, что не всегда и все приносит нам радость в работе, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать. Взрослый человек понимает, что есть и победы и разочарование, есть те задачи, с которыми он может справиться и те, с которым не может. Но важно, чтобы человек повышал свой уровень героизма до разумной степени и был способен управлять своим эмоциональным и физическим состоянием – вовремя прислушивался к своему самочувствию и балансировал между хорошей работой и хорошим отдыхом, работой, которая приносит радость и удовлетворение и работой, которая менее приятна, но ее нужно сделать. Профилактикой может быть отпуск. Не зря в свое время подсчитали его количество 24 дня и неразрывную часть в минимум 14 дней. Это необходимо для восстановления. Кроме того, помогает восстановиться общение с близкими людьми, при условии, что они также не ожидают от вас много, а могут, наоборот, обеспечить беззаботность на какой-то период. Понимание и поддержка коллег, коучинг, психотерапевт, хороший массажист – иметь возможность побыть в клиентской роли, получать качественную поддержку от других важно для психологического состояния. Нужно уметь заботиться о себе. Компании также могут помогать управлять стрессом или же, наоборот, быть ее источником. Если организация предъявляет слишком большие требования к сотрудникам, если в ней нездоровая атмосфера – слишком высокий уровень внутренней конкуренции, постоянно ненормированный рабочий день, то уровень стресса сотрудников, чувство страха, вины и выгорания возрастает. В компаниях же, где лидеры экологично относятся к сотрудникам, воспринимают людей не просто как ресурс, а действительно как ценность, осознанно подходят к адекватности нагрузок и корпоративной культуре, формируя доверие, взаимоуважение в команде - эффективность часто не меньше, а в долгосрочной перспективе даже выше. Справедливости ради, стоит отметить и позитивные стороны такого явления как трудоголизм – не будь людей и компаний, которые очень привержены работе, готовых работать сверх нормы, проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие, вряд ли общество сейчас имело столько открытий в науке, технике, имело бы столько шедевров искусства и было настолько прогрессивно. Но также вряд ли имело бы столько изобретений в области медицины и фармакологии, в т. ч. антидепрессантов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|