Стадии развития. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

Итак , продоложаем .Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

    Напомню, что концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии.

Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

  • Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)
  • Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)
  • Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)
  • Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)
  • Стадия структуры (от 6 до 12 лет)
  • Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет)

Стадию существования ( от 0 до 6 месяцев) мы уже обсудили, теперь перейдём к Стадии действий (от 6 до 18 месяцев)

Стадия действий с 6 месяцев до 18 месяцев позитивное восприятие, позитивные поглаживания условные, два "да" на одно "нет" - то есть запреты только тогда когда это опасно для жизни!

Важно - не интерпретировать поведения - осознанность и развитие рефлексии вместо навязывание своего опыта - то есть вообще оценочность ведет к формирование "фальшивого Я"!

"Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать меня в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

В чем отражается во взрослой жизни?

ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

  • Пассивность, зависимость
  • Неинициативность, отказ исследовать мир
  • Тревожность, ребенок легко может
  • заплакать
  • Легкость причинения себе вреда
  • Плохая координация мышц
  • Медленное обучение
  • Гиперактивность, астма, аллергия

ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

  • Дискомфорт, когда надо позаботиться о себе
  • Неосознавание тела или чувств, частые травмы
  • Сверхадаптивность, безжизненность, вялость
  • Трудности мотивации, быстро все наскучивает,
  • Решение проблем "борясь" или "убегая"
  • Использование страха, чтобы скрыть гнев
  • Гиперактивность, мигрени, навязчивости

Вопрос, на который отвечают: «Надёжен ли мир?»

Девиз ребенка на этой стадии: «Делать!»

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

В этот период своего развития ребёнок начинает двигаться — переворачиваться, ползать, ходить. Таким образом, он начинает исследовать мир, используя для этого все свои органы чувств, через прикосновение, взгляд, запах, вкус, звуки.

Этот возраст — источник любой инициативы. Задача родителей — поддерживать инициативу — давать разные игрушки и предметы для исследования и следить, чтобы ребенок себе не навредил. «Сделайте комнату, в которой находится ребенок, удобной для ребенка, а не ребенка удобного для комнаты» (Д.Кларк) Ругать ребенка на этой стадии за его действия бессмысленно, т.к. он все равно не свяжет наказание со своим поступком., Единственный подвластный ему в этой стадии вывод — другим доверять нельзя и делать ничего нельзя. А результатом такого решения с высокой степенью вероятности станет отсутствие желаний в начинаниях, боязнь всего нового во взрослой жизни.

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Исследовать и ощущать окружающий мир
  • Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств
  • Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе
  • Продолжать формировать надёжную привязанность к родителям
  • Получать помощь в трудное время
  • Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы
  • Развивать инициативу
  • Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии
  • Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир
  • Проявляет любопытство
  • Легко отвлекается
  • Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно
  • Начинает использовать слова в середине и конце стадии
  • Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей.
  • Защищать ребенка от повреждений.
  • Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями.
  • Говорить по два «да» на каждое «нет».
  • Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в «ку-ку» и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.).
  • Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно.
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: «Тебе нравится смотреться в зеркало». Вместо этого называть поведение ребенка: «Юля смотрит в зеркало».
  • Повторять звуки, которые издает ребенок
  • Много говорить ребенку
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру
  • Заботиться о собственных потребностях.

Типичное поведение ребенка
Полезное поведение родителей
Вредное поведение родителей

  • Не обеспечивать защиту ребенка.
  • Ограничивать подвижность ребенка.
  • Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще.
  • Ругать или наказывать.
  • Ожидать, что ребенок не будет трогать «ценные» вещи.
  • Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок.
  • Игнорировать ребенка.

Что делать?

Необходимо делать все то, что подходит для детей от 0 до 6 месяцев, а также:

  • взять с собой в магазин за продуктами
  • позволить помочь с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее
  • дать нажать кнопку запуска стиральной машины
  • копаться в саду с мамой
  • рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками
  • рисовать красками у друг друга на лице , есть спец. наборы для этого, гуашью лучше не надо  или помадой раскрасьте друг друга в клоунов
  • строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов
  • делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи
  • беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней
  • игра "зеркало" - родитель начинает играть в отражение своего ребенка - копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции - увидеть мир глазами ребенка
  • надевать одну и ту же вещь на двоих - например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих
  • позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу
  • катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть)
  • танцевать вместе
  • вместе изучать себя и друг друга в зеркале
  • рассматривать вместе картинки, книги, улицу
  • рисовать самим, чтобы малыш смотрел
  • разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.

  • Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
  • Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
  • Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь знать, что ты знаешь
  • Ты можешь интересоваться всем
  • Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растёшь и учишься
  • Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен
РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ        

ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ

ВЗРОСЛОМУ

тебе не нужно хитрить (быть находчивым,   остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы   получить поддержку

Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно!

Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни - я тебя   люблю какая бы ни была оценка.

Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе   позаботились; я могу тебе помочь!

можно действовать(пробовать, проявлять   инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то   же время

Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим   большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу!

Я знаю, что это страшно пойти помогать в   больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу.

Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я   помогу тебе с работой по дому.

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ

Утверждения

Признание за сделанное хорошо начинается с шести месяцев и поощряет людей всех возрастов делать хорошо

  • Отличная работа
  • Мне нравится как ты это сделал
  • Много лучше, продолжай так же
  • Мне нравится твоя прическа
  • Спасибо, что забрал бумаги
  • Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник...)
  • Ты отличный плотник
  • О, ты быстро читаешь! Впечатляюще!
  • Изумительный рисунок!
  • Я удивлен твоим прогрессом
  • Ты самый быстрый бегун из тех, кого я знаю
  • Ты играешь отличную музыку
  • Отлично спланировано!
  • Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник...)
  • Мне нравится как ты владеешь голосом
  • Ты превосходно думаешь
  • Ты определенно умен
  • Спасибо за подарок
  • Мне нравится, как ты слушаешь
  • Я слышал, что ты сделал отличную работу. Поздравляю!
  • То, что ты сказал, очень интересно
  • Я ценю твою поддержку
  • Ты хороший товарищ
  • Ты навел меня на мысль
  • Ты знаешь как справляться с трудностями
  • Спасибо за терпение
  • Я горжусь как ты это сделал
  • Отличные результаты!

Послания о неправильных действиях должны даваться с 18 месяцев и поощрять людей всех возрастов делать лучше. Эти послания продолжаются всю жизнь.

"Ты важный человек - вот как ты можешь стать лучше!"

Послания о сделанном плохо часто звучат как обвинения. Примеры:

  • Ты не зарабатываешь достаточно денег...
  • Ты слишком много тратишь...
  • Не суй свой нос в мои дела...
  • Неуклюжий!
  • Ты забыл закрыть дверь...
  • Ты снова опоздал...
  • Ты выглядишь небрежно...
  • Ты испачкал пол...
  • Ты забыл мой день рождения...

ЗДЕСЬ НЕТ САМОУВАЖЕНИЯ!

Послания о сделанном плохо могут способствовать самоуважению, если они уважают другого, показывают, что Вы достаточно о нем заботитесь, чтобы устанавливать границы, и призываете одерживать победы. Послания о том, что поведение должно быть изменено, даются с любовью: Не делай это...потому что ты важен. Или они даются уважительно: Не делай это...потому что это может повредить тебе или другому; ты можешь это сделать лучше. Или они даются так, что определяется, кто испытывает чувства: Не делай это...потому что мне это не нравится; делай вместо этого... Тон голоса должен быть уважительный или любящий, а не саркастический. Примеры:

  • Когда ты забыл мой день рождения, я расстроился. Подаришь ли ты мне подарок на день рождения?
  • Не завали математику - ты не сможешь пересдавать летом, потому что мы поедем в путешествие. Учи каждый вечер по часу и сдай!
  • Когда ты перебиваешь, я путаюсь. Дай мне это сделать по-своему.
  • Это третья тарелка, которую ты разбил на этой неделе - ты наверное быстро растёшь.
  • Меня раздражает, что ты опоздал. Ты важный член группы. Хочешь ли ты, чтобы мы перенесли время встречи на более позднее?
  • Не одевай эти штаны в школу; они грязные. Одень чистые.
  • Не приноси грязь на пол. Я только что вымыл пол и я сержусь, когда ты приносишь грязь. Вытри ее.

Запишите способы, которыми Вы выражаете признание членам своей семьи.

Что из перечисленного Вы делаете хорошо, а что хотелось бы улучшить?

Сформулируйте самостоятельно поддерживающие послания для существования.

Вызвало ли затруднения вспомнить когда Вы их использовали последний раз?

 По материалам тренингов Владимира Гусковского.



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • возрастные стадии. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Маркетинг в отношениях или Я лучше знаю что тебе нравится.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Мой ребенок раздражает меня. Что делать?
  • «Я влюблен в тебя, но я ухожу от тебя» Когда влюбленность не все, что вам нужно.
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь