“Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка

Секрет важности выбора игрушек для ребенка лежит в самих особенностях детского развития: как известно, детский мозг необычайно пластичен благодаря большему, по сравнению со взрослыми, количеству связей между нейронами. Если мозг взрослого человека способен “отсеивать” неважную информацию, то мозг ребенка, наоборот, настроен поглощать и впитывать все, формируя тем самым огромное количество новых нейронных связей. Те связи, которые остаются более задействованными, укрепляются и сохраняются. Такая способность к организации новых связей и изменению старых называется “нейропластичностью”,  и обычно ослабевает с возрастом.  Таким образом, первые стимулы, окружающие ребенка и первые впечатления лягут в основу его развития.

Какие же характеристики игрушек важны в контексте развития ребенка?

  • Гендерное соответствие?

Как показывают исследования, хотим мы этого или нет, но мы будем склонны предлагать ребенку те игрушки, которые ассоциируются с его полом независимо от интересов ребенка. Так, девочкам чаще предлагают “понянчить” куклу, побыть “мамой” или “дочкой”, чайные сервизы, игрушечные коляски и т.д., а также атрибуты, связанные с уходом за внешностью. Мальчикам же обычно предлагают игрушки, предполагающие больше физической активности либо определенную степень воинственности и агрессивности: танки, солдатики, оружие. [1] Что же в этом плохого, спросите вы?  Согласно выводам Judith Elaine Blakemore, наиболее полезными для развития физических, музыкальных, умственных и артистических способностей ребенка являются как раз те игрушки, которые нельзя отнести к категории “для мальчиков” или “для девочек” [2]. Это такие игрушки, как конструкторы, головоломки, куклы без акцента на “привлекательную внешность” (вроде Барби, Братц и т.д.), фигурки животных. Также полезным будет наличие разнообразия: наличие куклы-младенца поможет развить у мальчика представление о заботе и нежности, которые потом помогут в освоении отцовской роли, а робот или конструктор будут полезны для развития пространственного мышления девочки.

  • Количество

Больше – не значит лучше: согласно заключению Alexia Metz, меньшее количество игрушек (около 4) способствовало более продолжительной и более “качественной” игре малыша: проявлению большей креативности и вариативности игры, проявлению воображения. В ином случае, при наличии большого количества игрушек, ребенок был больше склонен отвлекаться, демонстрировал снижение устойчивости внимания и концентрации. [3]

  • Реалистичность

Этот пункт призван ответить на вопрос, влияет ли репрезентация внешности куклы, которой играет девочка, на ее восприятие себя. Вспомните Барби: длинные ноги, узенькая талия, большая по отношению к телу голова – логично, что в детстве именно такая внешность считается эталоном красоты. Исследования результатов игры девочек от 5 до 8 лет  с куклами Барби показало меньшую удовлетворенность своим телом у младших девочек и стремление к более худым формам, но, тем не менее, этот эффект не проявлялся у более старшей возрастной группы. [4] Другое исследование, в котором участвовали девочки возрастом от 6 до 10 лет показало, что девочки той группы, которой для игры предоставлялись более реалистичные куклы (обладающие средними параметрами), проявили более значительный аппетит чем девочки из других групп (те, что играли куклами с худыми формами либо Lego) [5].

Значит ли это, что нужно совсем отказаться от “традиционных” игрушек или не покупать новых? Конечно, нет. С учетом приведенных фактов напрашивается вывод, что ребенку нужны разные игрушки – и  куклы, и конструктор, и машинки, независимо от пола, позволяющие проявить креативность и воображение в игре.  

 Ссылки:

  1.  
  2.  E. Owen Blakemore, Renee E. Centers Characteristics of Boys’ and Girls’ Toys / Sex Roles, Vol. 53, Nos. 9/10, November 2005  - р. 619-633
  3.  Carly Dauch, Michelle Imwalle, Brooke Ocasio, Alexia E.Metz The influence of the number of toys in the environment on toddlers’ play. / Infant Behavior and Development Volume 50, February 2018, р. 78-87
  4. Dittmar, H., Halliwell, E., & Ive, S. Does Barbie make girls want to be thin? The effect of experimental exposure to images of dolls on the body image of 5- to 8-year-old girls. Developmental Psychology, 42 (2), 283-292.
  5. Doeschka J. Anschutz, Rutger C. M. E. Engels The Effects of Playing with Thin Dolls on Body Image and Food Intake in Young Girls / Sex Roles. 2010 Nov; 63(9-10): 621–630.


Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫ УЯЗВИМЫ, ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Как стать более уверенным в любых отношениях
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Сексуальные страхи. Как стать более раскрепощенной в сексе?
  • Обратная сторона кризиса как ресурс для развития
  • Древо Страха. Страх как стимул для развития.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • О первых мультфильмах для ребенка
  • Колыбельная для внутреннего ребенка
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Младенчество - точка отсчета для мамы и ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь