Выбираем игрушки

Мир современного ребенка насыщен огромным количеством игрушек, и взрослым зачастую трудно определиться какая игрушка является «полезной» для ребенка. «Полезными» можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к познанию окружающего мира, к самостоятельной и свободной творческой игре. 

Это игрушки, которые можно условно разделить:

  • Игрушки, формирующие навыки предметной деятельности. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
  • Игрушки для творчества
  • Игрушки для развития движений ребенка
  • Игрушки, которые развивают социально-личностную сферу ребенка



Формирование навыков предметной деятельности.

Все окружающие предметы (уже в младенческом возрасте!) зовут малыша к исследованиям. Внимание, речь и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познаёт окружающий мир органами чувств, поэтому нужны игрушки:

1)     В спокойной  цветовой гамме, но для самых маленьких (от 0 до 3 лет) уместны яркие игрушки;

2)     Различные по звуку: колокольчики, погремушки, свистульки барабанчики, а так же шуршащие бумаги, целлофановые мешочки и еще множество других предметов дают малышу опыт познания окружающего мира.

3)     Всё что связано с ощущениями, т.е. различные предметы на ощупь, разные по структуре - пластмассовые и деревянные, тряпичные и резиновые, шершавые и гладкие. А так же разные по размеру, форме и назначению, это могут быть кубики,  пирамидки, коробки форм, различные мячики, совочки, ведерки, сачки для вылавливания игрушек и многое другое (как кора дерева, орехи, ракушки, шнурки и прочее) всё то, что поможет малышу открыть новые качества предметов, найти новые способы действия, совершить открытия. Здесь таится начало познавательного интереса, а так же формируется целеустремленность и настойчивость.

4)     Для развития речи самых маленьких, полезно чтение народных сказок (начинайте сначала с самых простых), рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.


Игрушки для творчества

Мозаики, материалы для лепки (тесто – для детей до 3-4 лет, а глина и  пластилин для детей постарше) и рисования (мелки, краска, карандаши и прочее), аппликации и конструирования должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов. Как раз здесь можно использовать различные материалы такие как каштаны и желуди, семечки и крупа, нитки и вата, а так же множество других предметов.

Игрушки для развития движений ребенка

Здесь нужны мячи разных размеров, лошадки-качалки, каталки, качели, горки, лесенки, кегли, скамеечки для ходьбы, обручи, скакалки, самокаты, велосипеды.

Развитие социально-личностной сферы.

Для этого незаменима кукла. Желательно, чтобы была хоть одна кукла похожая на самого ребенка и куклы-дети разного пола (10-15 см). Кукле требуется кроватка, кухонная утварь, мебель и одежда. Нужны пальчиковые куклы, куклы для театра, животные, солдатики. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Разнообразные атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.

Нужно помнить, что игрушка должна быть для ребенка «источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни».


Что необходимо учитывать при выборе игрушек?

Безопасность и гигиеничность

  • Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее:
  • Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
  • Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей. Игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка.
  • Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями не подходят для ребенка до 3-х лет.
  • Безопасный звук. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные. Громкие звуки способны повредить слух или просто-напросто испугать ребенка.
  • Гигиеничность. Игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий. Особенно важно это для детей до 3 лет.

Соответствует ли игрушка возрасту

В процессе игры (это основная деятельность) ребенок развивается и для каждого возраста существует такой вид деятельности, при помощи которой ребенок переходит на новую ступень развития. Для детей от 1 до 3-х лет такой деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходим максимум игрушек для формирования навыков предметной деятельности и минимум для формирования социально-личностной сферы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, и здесь должно быть максимум игрушек для формирования социально-личностной сферы и творчества. Игрушки для развития движений ребенка должны присутствовать всегда.

Если игрушка не соответствует возрасту и потребностям малыша, то ребенок не сможет использовать игрушку по ее прямому назначению, теряет к ней интерес, и следовательно не решаются задачи развития. Например, сложные технические игрушки или хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной. К тому же движущиеся цветные дорожки и фигурки, так хочется обследовать и познать из чего состоит и как устроено, поэтому не удивительно почему двухлетний ребенок сломал такую сложную технику.

Эстетические и культурные требования.

Будет ли игрушка способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус? Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Психологические и нравственные требования.

Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно, - настольные и спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.

 

И помните:

1.      Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Во время включения в игру новой или старой, но позабытой игрушки родители должны спросить: знает ли ребенок, как она называется, показать как и где с нею можно играть: на полу, на столе, в ванной, на улице. Затем игрушка, которая заинтересовала малыша передается в его свободное пользование.

2.    Для правильного развития ребенка игры надо усложнять постепенно, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности.

3.     Игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. Большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно. Часть игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

4.      Самая восхитительная, сказочная игрушка не заменит ребенку общения с вами.



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Игрушки-инвалиды
  • Секс? Детские игрушки!
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Все игрушки по местам я могу расставить сам!
  • Злость и как с ней быть (техники для самоанализа и техники для психологов).
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка.
  • Колыбельная для внутреннего ребенка
  • О первых мультфильмах для ребенка
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • Младенчество - точка отсчета для мамы и ребенка
  • 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • Почему для женщины важна любовь, а для семейной системы обмен?
  • Симптом. Для чего, для кого, зачем?
  • Страсть — для тинейджеров и иностранцев. Для реалистов - зрелость.
  • 6 простих вправ для розвитку креативності для дорослих
  • Профориентация: для кого и для чего?
  • Древо Страха. Страх как стимул для развития.
  • Обратная сторона кризиса как ресурс для развития
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • Сказка о Духе или (Логотерапия для детей)
  • Для чего нам нужны эмоции и как их использовать себе во благо?
  • Конфликт - есть топливо для развития
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь