Игра и игрушка

Многие взрослые полагают, что игра это просто развлечение, не имеющее ничего общего с серьёзными занятиями в последующей жизни ребёнка: учёбой, приготовлением уроков, овладением специальностью.

Ответим на очень важный вопрос: зачем нужна игра ребенку?

1.  Развитие человека происходит в его деятельности. Для маленького ребёнка это игра, которая определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка;

2.  В игре формируется творческое воображение. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, малыш строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя;

3. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: "Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!" Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке;

4. Игра - школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Например, ребёнка с раннего возраста приучают к тому, чтобы он ел аккуратно, не крошил за столом. Наши замечания не имеют успеха. Можно «позвать на помощь» игрушку: «Маша, это с тобой Степашка завтракал? Какой он неаккуратный! Посмотри, как накрошил. Ты его, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь на столе - это некрасиво? Как ты думаешь?». Скорее всего, ваше замечание не обидит ребёнка. Более того, у него появится цель - есть красиво и чисто не ради выполнения вашей просьбы, а чтобы не подвести любимую игрушку.

5.      В игре ребенок учится общению друг с другом, повторение социальной практики, доступной пониманию, может решить проблемы и приобрести опыт взаимоотношения людей.

 Поэтому большое значение имеет и то, в какие игрушки играть малышу, потому что через неё он познает окружающий мир, овладевает новыми действиями, стремится решить новые и всё более трудные задачи.

Мир современного ребенка насыщен огромным количеством игрушек, и взрослым зачастую трудно определиться какая игрушка является «полезной», а какая «вредной» для ребенка.


«Полезные игрушки»

Игрушка должна приносить малышу радость и удовольствие, способствовать развитию, отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке. Однако при выборе игрушки пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка и они часто не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Что тогда говорит о «полезности игрушки?


Активизации детской деятельности

Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки, кукла может быть  и ребенком и мамой, может сидеть и стоять, её можно укладывать спать), малыш хочет взять её в руки и начать игру. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения — важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность. В качестве примера можно привести такие известные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее наскучат, чем вызовут желание играть.

Простота и доступность.

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовая собачка на колесах, которая одновременно и машинка, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но — подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать — возить собачку, кормить её или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На такой машине ничего не перевезешь — на неё ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и собакой его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, каталки, кубики, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей игрушки.


Поощрение самостоятельности

Возможность или невозможность самостоятельного действия ребенка зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает котёнок. Но где расположена эта кнопочка? Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию котенка. Но если эта кнопочка помещена так, что необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление котенка, то самостоятельная игра становится невозможной. Тоже касается и огромных львов, мишек и других мягких игрушек. Они могут служить украшением детской комнаты, но играть с ними ребенку сложно.

Таким образом, «полезными» можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к познанию окружающего мира, к самостоятельной и свободной творческой игре, которые обогащают личность, не искажая представления ребенка о мире.

 «Вредные» игрушки.

Наблюдения показывают, что у современных девочек и мальчиков дошкольного возраста изменилось само качество детской игры: она стала однообразной, агрессивной, индивидуалистичной, поэтому взрослым важно знать об игрушках, которые тормозят развитее ребенка, искажают эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера.

Это многочисленные электронные транспортные, музыкальные игрушки. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку – машина поехала, нажал другую – сделала поворот. Маленькому ребенку важно познавать предметы, прослеживать закономерности, понимать процессы. В данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается, значит тормозится и развитие ребенка.

До 5 лет ребенок отождествляет себя с куклой. Такие куклы, как Барби, Синди не позволяют имитировать маму, что искажает у девочек отношение к материнству. Поэтому знакомство с ними лучше отложить до 5-6 лет.

Страшные игрушки, такие, как куклы-монстры, чудовища, уродцы могут напрямую отразиться на формировании характера. Ребенок как бы заражается от игрушки, он перенимает образ куклы и может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Ранние впечатления у малышей остаются надолго, а в возрасте от 2,5 до 5 лет  у детей существует множество своих возрастных страхов, зачем добавлять ему новые?

Искаженному развитию сферы эмоций и чувств малыша способствуют интерактивные куклы (и животные), которые в своём арсенале имеют множество ответных реакций на взаимодействие с ребенком. В процессе игры, на покачивание и поглаживание, такие игрушки могут отвечать то плачем, то недовольными звуками, на долгое невнимание или агрессию отвечать, то обниманием, то радостными репликами.

Часто бывает, что хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. И прежде, чем купить игрушку взрослым нужно подумать «Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша? Чему она может его научить? Присутствует ли в ней какой-либо намек на агрессию или иной отрицательный аспект?» и т.п. Одним словом, выбор игрушки – дело ответственное.

Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей? Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Все игрушки по местам я могу расставить сам!
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Выбираем игрушки
  • Игрушки-инвалиды
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Секс? Детские игрушки!
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь