Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?

Ешь, что дают!
 
Помню себя в 4-5 лет. Сижу за обеденным столом и до тошноты не хочу есть молоко с противными пенками, или варенный склизкий лук, или странный суп, пахнущий непонятно чем, а вечно занятая мама или воспитательница в детском саду, у которой ещё 15 непосед под присмотром, говорят: «Ешь, что дают! Другого не будет. Нет времени на твои капризы!».
 
А вы, уважаемые читатели, помните как у вас это происходило?
 
У меня и моих товарищей по несчастью разворачивались события по трём возможным сценариям. Первый – глотать ненавистную пищу, подавляя в себе отвращение, выключив все свои чувства. Второй – вообще ничего не есть или напряженно выискивать в тарелке что-нибудь не такое противное на вкус и запах, результат – голод не утолён. Третий – закатить истерику и получить, в конце концов, съедобную пищу или наказание в виде тёмной комнаты, угла и пустой желудок.
 
При любом развитии событий удовлетворения, а тем более удовольствия от самого приёма пищи нет. Во всех трёх случаях есть насилие, негативные переживания и опыт, что потребность удовлетворить крайне сложно или невозможно.
 
Полученный опыт переносится во взрослую жизнь
 
Подобные ситуации происходят у каждого в детстве неоднократно. И они связаны не только с едой. У детей существуют ещё другие потребности: во внимании, любви, поддержке, общении, безопасности, уважении, контакте с окружающими – удовлетворение которых так же может сопровождаться большими трудностями и неприятными переживаниями.
 
Полученный опыт складывается в картину мира и жизненные сценарии, которые благополучно переносятся во взрослую жизнь.
 
Как развиваются сценарии во взрослой жизни, описанные в начале статьи
 
Первый – глотать ненавистную пищу, подавляя в себе отвращение, выключив все свои чувства. Когда таким образом человек поступает много раз, в течение многих лет, то в итоге отключается способность чувствовать опасность/безопасность того, что входит в его жизнь, способность понимать свои желания. Человек перестаёт осознавать собственные потребности, ориентируется на желания и потребности окружающих.
 
Подобный сценарий приводит к тому, что человек регулярно оказывается жертвой обстоятельств. Невыгодные условия работы, зависимые или созависимые отношения, дискомфортное взаимодействие с кем-либо, достижение чужих целей (родителей, супруга, детей, гуру) и т.д. Спутниками такого сценария становятся подавленность, депрессия, апатия, заниженная самооценка, зависимость от окружающих людей, неуверенность, вина и стыд.
 
Второй – вообще ничего не есть или напряженно выискивать в тарелке что-нибудь не такое противное на вкус и запах, результат – голод не утолён. Перенесённый в жизнь второй сценарий приводит к постоянному чувству «голода» – неудовлетворённости от себя и от жизни, сколько бы человек не получал. Его внутренние ожидания от происходящего обычно не совпадают с реальностью: «Я ожидала, что он будет со мной внимательным и заботливым, а он вечно занят на работе и забывает купить свежие пирожные, которые я так люблю». Или: «Я думал, что на работе ко мне отнесутся с должным уважением, учитывая моё образование, а они меня за кофе посылают»
 
Ведущее убеждение при этом сценарии: «То, что идёт из мира – неудобоваримо». В качестве компенсации, начиная с детства, человек много фантазирует об идеальной жизни. Реальность замещается иллюзиями, что приводит к разочарованию при взаимодействии с окружающим миром. В результате – постоянный фон обиды и раздражения, бесконечные претензии к окружающим и себе, сложность в совершении поступков и достижении целей. Для такого человека характерен излишний контроль, критика, недоверие миру.
 
Третий – закатить истерику и получить, в конце концов, съедобную пищу или наказание в виде тёмной комнаты, угла и пустой желудок. При развитии третьего сценария основные убеждения: «Вся жизнь – борьба. За всё нужно бороться. Своё нужно выбивать силой». По сравнению с первыми двумя в этом сценарии есть плюс – человек занимает активную позицию в жизни и совершает шаги навстречу желаемому. Но так как в основе поступков заложено убеждение о враждебности мира, то взаимодействие происходит при помощи агрессии.
 
В итоге жизнь такого человека наполнена напряжением, конфликтами и разрушениями. Нередко складываются ситуации, когда результат несоразмерно меньше по сравнению с затраченными усилиями – остаётся впечатление, что усилия затрачены впустую. Постоянное напряжение, присутствующее в каждый момент жизни, приводит к потере сил и быстрому старению. Для человека с таким сценарием характерна агрессивность, гневливость, конфликтность, нетерпение, неспособность услышать другого, в отношениях возможен деспотизм и властность.
 
Какой сценарий будет преобладать – зависит от врожденного темперамента ребенка, от того, какие взрослые его окружали, и какие методы воспитания использовали.
 
Прошлое – не изменить, можно изменить настоящее
 
Во всех трёх сценариях существуют некие внешние обстоятельства, которые являются препятствием на пути получения желаемого, а главное действующее лицо оказывается в зависимом положении. Иначе говоря, продолжает проигрываться детская ситуация, где есть «голодный» ребёнок и родительская фигура, в функции которой входит удовлетворение потребностей ребёнка, но она по тем или иным причинам не может этого сделать.
 
Каждый человек пожинает плоды того, что было заложено в детстве. Характер, способы взаимодействия с миром и с собой, жизненные сценарии – всё это начинается и развивается в ранние годы жизни. Никому не дано изменить собственное прошлое, а тем более изменить поведение взрослых по отношению к себе в детстве.
 
Зато у каждого есть возможность изменить свой жизненный сценарий в результате действий в настоящем. Для этого необходимо стать самому себе мудрым и заботливым взрослым, который создаст условия, чтобы научиться осознавать свои потребности, отделять своё от чужого и уметь их удовлетворять.
 
С наилучшими пожеланиями, Светлана Поднебесная


Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Дать себе возможность изменить свою жизнь.
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Есть ли у тебя свои желания. Самооценка.
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Сценарии жизни, которые мы выбираем.
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Можно ли изменить Жизнь без волевого усилия?
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Принимай меня таким, какой я есть!
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Сценарии жизни людей
  • Как изменить свой финансовый сценарий
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Есть ли жизнь с Другим
  • Потребности: как отличить свои от чужих
  • Есть ли жизнь после свадьбы?
  • Сценарии жизни
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Какие аспекты поведения взрослого человека закладываются в детстве
  • Сложные ситуации: сценарии, повторяющиеся из раза в раз, которые Вас не устраивают, почему и что делать?
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • «СЦЕНАРИИ» ЖИЗНИ ИЛИ КАК ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ
  • Родовые сценарии твоей жизни, тренинг
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Жизнь в футляре или есть ли смысл выйти из футляра… Поговорим о тревоге.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь