|
Сценарии жизни
Еще одна возможность взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. И сделать выводы, которые позволять Вам её (жизнь) улучшить. Клод Стайнер предложил Теорию сценариев. Прежде всего мы уверены в том, что люди рождаются душевно здоровыми, и в том, что, когда у них возникают эмоциональные проблемы, их все равно следует считать нормальными. Мы верим, что эти проблемы можно понять и разрешить, проанализировав взаимодействие человека с другими людьми и поняв, какие именно подавляющие запреты и предписания были наложены на человека в детстве и поддерживались в течение его жизни. Транзактный анализ сценариев не является теорией, понятной только психотерапевтам. Он дает объяснения на языке здравого смысла, понятные человеку, который в них нуждается, а именно человеку с эмоциональными затруднениями. Сценарный анализ — это теория решений, а не теория нарушений. Она основана на вере в то, что в детстве и Раннем подростковом возрасте люди составляют жизненные планы, которые делают предсказуемыми дальнейшие события их жизни. Когда в основе жизни какого-то человека лежит такое решение, говорят, что у него есть жизненный сценарий. Человеческая жизнь содержит ряд возможностей. Она может быть свободной. Если она развивается в соответствии со сценарием, сценарий может быть трагическим (драматическим) или банальным (мелодраматическим). Как трагический, так и банальный сценарий может быть «хорошим» или «плохим». Банальная форма сценария неявно ограничивает автономию человека. Люди чаще следуют банальным сценариям, чем драматическим. По банальным сценариям часто живут представители так называемых «меньшинств»; эти сценарии основаны на менее суровых родительских запретах и предписаниях, чем трагические сценарии. Поло-ролевые сценарии — это банальные сценарии («Женщина за спиной мужчины», «Большой и сильный папочка») «Один из основных концептов транзактного анализа сводится к следующему: с людьми все в порядке. Эту мысль можно сформулировать и иначе: люди в силу своей природы способны жить в гармонии с собой, друг с другом и со своей средой. Выражаясь проще, мы рождаемся с жизненной силой, которая предрасполагает нас к тому, чтобы быть здоровыми, и счастливыми. Этот потенциал реализуется у каждого человека в соответствии с теми материальными условиями, в которых он появляется на свет и оказывается во время своего дальнейшего существования». (с) Клод Стайнер Кризисных ситуаций не должно возникнуть, если не будет «токсичных» факторов вокруг нас. Исключения конечно есть, но это действительно исключительные случаи - наследственные нарушения, случаи биполярных расстройств настроения и шизофрении. «… наследственные компоненты незначительны по сравнению с ненаследственными, средовыми причинами, которые порождают эти нарушения.» Эти «токсичные» условия среды влияют на возможности людей раскрыть свой потенциал. «…Если наш потенциал к тому, чтобы вести удовлетворительную жизнь, оказывается недоступным и не реализуется, мы оказываемся в состоянии отчуждения или бессилия. Отчуждение может влиять на силу наших чувств, мыслительные способности и само физическое существование.» Сценарий «БЕЗ ЛЮБВИ» ( в оригинале – «Отсутствие любви») «Отсутствие любви — это отчуждение человека от своих чувств или от любви и от способности сотрудничать и жить в гармонии с другими людьми.» Однажды Клод узнает историю одного угандийского племени - ИК (Колин Трамбулл (Trumbull) в книге Mountain People («Люди с гор») описывает как лес - среду проживания – вырубили и сделали туристическим местом), которое прожив два поколения в «цивилизовнном» окружении превратилось из некогда дружного, любящего детей народ в группу эгоистичных, жестоких индивидов, никому не доверяющих и не оказывающих помощи. Взяв за основу эту реальную историю он пишет «Сказка о пушистиках». Современные Социальные нормы прививаются людям с раннего детства. Они предписывают, чтобы люди хвалили и не выражали поддержку окружающим, не просили и не принимали похвалы и поддержки, которые они хотели бы получить, не отвергали нежеланные похвалы и излишнюю поддержку и не умели поддержать самих себя. Это касается отношений между молодыми и пожилыми людьми, между мужчинами, женщинами, родителями и детьми, братьями и сестрами, членами семьи и т.д. Это приводит к тому, что мы чувствуем себя нелюбимыми и не способными к любви. Нам трудно доверять своему партнеру, трудно выражать свои эмоции и чувства, трудно говорить приятные слова и принимать благодарность от других. Мы печальны, изолированны и депрессивны. Мы перестаем любить людей и оказываемся не способны действовать во благо других. Мы усваиваем, что нельзя позволить кому-то стать нам близким, что нельзя полностью доверять другим людям, и становимся не способны справиться с нормальными перепадами в своих отношениях. Короче говоря, мы утрачиваем способность к любви и к сопутствующим ей радостям и треволнениям. Крайней формой проявления данного сценария является тяжелая депрессия, вызванная чувством, что «меня никто не любит » или «а за что вообще меня любить» или даже самоубийство. Как это происходит? Родители не проявляют каких-то жестов симпатии и тёплых эмоций по отношению друг к другу, и к тому же мало ласки и поглаживаний дают своему ребёнку. Родительские Запреты «Не допускай близости» «Не доверяй» Выход из сценария В качестве терапии данного сценария К. Штайнер предлагает отменить экономию поглаживаний и вести себя более естественно. К. Штайнер указывает: «для того чтобы эта отмена совершилась, человек должен переступить через родительские запреты, которые мешают ему свободно обращаться с поглаживаниями: просить о поглаживаниях, отвергать поглаживания, которые ему не нравятся, и давать поглаживания самому себе» . Сценарий «БЕЗ РАДОСТИ» ( в оригинале «Отсутствие радости») В этом случае мы не дружим со своим телом. Не умеем ощущать его. «Нам говорят, что наш разум или дух отделен от нашего тела и что наше тело является, в некотором отношении, менее значимым из этих двух элементов. Нам говорят, что те, кто живёт за счёт своих умственных способностей, заслуживают большего уважения. Некоторых из нас учат тому, что плотские удовольствия опасны и, возможно, даже порочны. Мы привыкаем к отрицанию своего телесного опыта, который включает эмоции, как позитивные, так и негативные. Нам предлагают употреблять ненатуральную пищу, лишённую питательной ценности, и игнорировать ее вредные побочные эффекты. Нас призывают игнорировать то, как воспринимает болезни наш собственный организм, и избавляться от них с помощью лекарств, многие из которых только на время устраняют симптомы дисфункции. Как следствие, наше тело, являющееся сосудом, матрицей нашей жизненной силы и бодрости, становится нам чужим и обращается против нас посредством болезней, непреодолимых страхов, привыкания к опасным продуктам и лекарствам, а также необъяснимой и, по-видимому, извращенной потребности в сексе, насилии, азартных играх, наркотиках, боли, которую мы не можем контролировать, и т.д.» Наша жизнь концентрируется исключительно «в голове», а чувствовать своё тело и его потребности мы сильно разучились. Многие люди утрачивают связь со своим телом и приучают себя игнорировать его послания. Я не имею в виду базовые потребности, такие как еда, сон и т.д. Ощущений тела гораздо больше и они очень разнообразны. Голова не даёт удовольствий, это ощущения и их переживает тело. Жить только головой, значит жить без радости. При применении стимуляторов Краски становятся ярче, человек обретает потерянную уверенность, а мир снова кажется прекрасным и удивительным. Но эта связь восстанавливается на небольшое время, а разные вещества имеют побочные эффекты (головная боль, плохое самочувствие на следующий день). Организм честно показывает нам, что он думает по поводу таких стимулов. Но мы привыкли стойко игнорировать его послания, пока не начнёт отказывать какой-нибудь жизненный орган. Некоторые люди как будто отказываются признавать тело частью себя и даже считают его обузой. Как это происходит? Причиной такого сценария могут стать эмоциональное или физическое насилие, мучения, голод или насильственная смерть любимого человека. Это может повлечь за собой фобические расстройства, при которых человеку не удаётся справиться с тревогой. Мы думаем, что нездоровы, не способны управлять своим телом, бессильны перед своими желаниями и эмоциями. Мы теряем надежду и совершаем медленное или внезапное самоубийство. Закладывается сценарий еще и изза того, что Дети любят бегать и прыгать, скакать и бороться, визжать, кричать, громко смеяться, протестовать и плакать, Эмоциональное самовыражение приятно, но родителям трудно вынести такие энергичные проявления чувств, и родители ограничивают эмоциональное самовыражение ребенка и, следовательно, его удовольствие. Детей приучают жить в неудобстве: им не дают возможности выбрать то, что им приятно, и поэтому им приходится делать то, чего требуют от них другие. Поэтому дети постоянно находятся в состоянии от умеренного до острого дискомфорта: они носят неудобную одежду, им приходится сидеть неподвижно, переживать страх или эмоциональную боль, не имея разрешения выразить неудовольствие. Крайней формой проявления данного сценария является алкоголизм, наркомания или неестественная тяга к лекарственным препаратам. Наши зрение и слух заключены в твёрдую скорлупу рациональности, которая отнимает у них до 90 % их чувствительной способности. Молодёжь использует психоделические средства и рок-музыку, чтобы взломать эту скорлупу. Когда музыка звучит достаточно громко, ее чувствуешь всем телом, так же как это было, когда ты слушал колыбельные своей матери. А ЛСД и прочие наркотики на время возвращают зрению его прежнюю способность видеть ярко и отчётливо. Родительские Запреты «Не чувствуй, что ты чувствуешь» «Не будь счастливым» Выход из сценария Чтобы преодолеть разрыв с собственным телом К. Штайнер предлагал достичь ощущения центрированности, т.е. более глубоко чувствовать как радость, так и боль. Для этого предполагалось применять телеснооринетированные психотерапевтические практики, в первую очередь, связанные с дыханием. Сценарий «БЕЗ РАЗУМА» ( в оригинале «Отсутствие здравомыслия») Мы все имеем возможность развивать свои умственные способности, позволяющие нам понимать явления и факты окружающего мира, прогнозировать исход событий и разрешать проблемы. Эта способность в значительной степени развивается у одних людей и становится недоступной другим, не способным мыслить упорядоченным образом. Сценарий «без разума» по К. Штайнеру формируется в случае, когда родители путём игнорирования его мнения фактически учат ребенка не использовать свою взрослую часть, не мыслить самостоятельно. Систематическая ложь и обесценивание, которые характеризуют гнетущую среду приводят к полному расстройству мыслительной способности "Сознание некоторых людей наводняют хаотичные идеи, не поддающиеся контролю. Другие не могут удержать мысли в своем сознании достаточно долго для того, чтобы прийти к логическим заключениям. Сценарий заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания. От этого нарушается связь головы и тела (чувств и разума), мы отдаляемся от своего внутреннего центра. Игнорирование чувств ведет к расколу личности. Ведь когда человек перестает замечать какие-то из своих чувств, они не перестают существовать! Чувства продолжают влиять на наше состояние и поведение. Не выраженные стыд, гнев, печаль или страх копятся и находят свое выражение окольным путем. Иногда они проявляются в болезненных телесных симптомах (то, что обычно называют психосоматическими расстройствами), тревожности, бессоннице или в каких-то особенностях поведения." Как это происходит? Основной посыл «Не думай» Например, Игнорирование логики: «Папа, почему ты ругаешь маму, ведь ты сам не сделал…..(что-то)» - «Поговори мне! Умник нашёлся!». Вместо того, чтобы объяснить свою позицию честно, не побоясь выглядеть перед ребенком уязвимым и иногда признать свою неправоту. Родительские Запреты «Не добивайся цели» «Не будь значимым» «Не думай» Выход из сценария Поскольку основа сценария «без разума» это игнорирование, то соответственно, для преодоления подобного сценария необходимо исключить подобное явление из взаимоотношений со своим ближайшим окружением. К. Штайнер отметил, «чтобы научиться справляться с игнорированием, важно не только уметь объяснять свои чувства и мысли, но и бороться против силовых игр, так как игнорирующая сторона часто подкрепляет игнорирование силовыми играми… Главное – оставаться во взрослом эго-состоянии и отказаться от любого дальнейшего сотрудничества с игнорирующей стороной до тех пор, пока она не объяснит своё поведение». Здесь предполагается наличие сильного взрослого состояния, однако сам сценарий «без разума» блокирует его проявление. Иными словами, человек, имеющий собственное мнение и готовый в рамках разумного отстаивать свою точку зрения, не может обладать сценарием «без разума». Короче Необходимо восстанавливать способности самостоятельно делать выбор и брать ответственность за свои решения Сценарий «БЕЗ ДЕНЕГ» Для постсоветского пространства актуален сценарий, который по аналогии с К. Стайнером можно было бы назвать «без денег». Проанализируем довольно банальную семейную историю, когда в 30-х годах часть родственников репрессировали, у части отобрали имущество, после этого их дети стали жить по принципу «пускай мы бедные, зато спим спокойно», несмотря на наличие образования и потенциальных возможностей карьерного роста. В определенный исторический период данная программа была реализована в целях выживания, затем стала применяться на автопилоте, и была передана детям, которые передали ее своим детям и т.д. В настоящее время она стала носить скорее деструктивный характер. (Исправников С.А.) РЕЗЮМЕ Все выше перечисленные сценарии – негативные. Все они подразумевают отчуждения от мира, в той или иной степени своей интенсивности. Противоположностью отчуждения Стайнер считал «влияние в мире». Или я бы сказал «Позитивное взаимодействие с миром». А именно - Обретение человеком психических и телесных сил, способность любить. Он (влияние в мире) включает, в равной мере, контакт, осознание и действие. ВЛИЯНИЕ В МИРЕ = КОНТАКТ + ОСОЗНАНИЕ + ДЕЙСТВИЕ Контакт Отношения сотрудничества требуют запрещения каких бы то ни было силовых действий: чтобы люди не лгали, ничего не утаивали друг от друга и отвечали за себя и свои поступки, когда они заботятся о других. Осознание Это накопление информации в эго-состоянии Взрослый о мире и его функционировании. «Осознание человека усиливается за счет конструктивной информационной обратной связи от других людей. В этом процессе люди делятся с нами взглядами, касающимися нашего поведения и того, как оно влияет на других. Люди могут также советовать, как нам изменить и скорректировать свое поведение с пользой для всех. Обмен конструктивной обратной связью является существенным аспектом терапии, причем его заметно облегчает готовность к самокритике, к принятию на себя ответственности, к признанию и использованию мнений других людей.» Действие Действие — это процесс, посредством которого реализуется наше осознание того, что должно быть изменено. Однако объективное влияние в мире отличается от субъективного ощущения своей силы и не может проистекать только из осознания или контакта. Осознание и контакт должны быть преобразованы в некоторую форму действия — такую как прекращение пьянства, смена круга общения, улучшение режима питания, выполнение упражнений, релаксация и т.д., — которая изменяет фактические условия в жизни человека. Действие предполагает риск, а когда человек рискует, ему может понадобиться защита от страхов и реальных опасностей, порой следующих за этим действием. Надежная защита в форме фактического союза с целью физической и моральной поддержки необходима при эффективном действии и является существенным аспектом контакта. Терапевт будет настаивать на действии и обеспечит надежную защиту. Начните меняться и не бойтесь просить помощи. Звоните, пишите!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|