Понятие «зоны комфорта» в терапии психосоматических клиентов

В современном интернет сообществе о «зоне комфорта» сказано многое, а может даже и слишком. Мы немного пошутили-посмеялись, пожурили-разобрались, но осадок остался, и поэтому с клиентами условились называть ее «зоной привычки». Поскольку тезис этот для психотерапии психосоматических клиентов очень важный, но за непониманием сути процесса, к сожалению, обесцененный. Ведь вводя это понятие, никто не предполагал, что определение «зоны комфорта» может быть сведено к словарному значению «бытовых удобств» (как говоря о «методе наводнения», никто не планировал затопить клиента). Не означало в психологии это и то, что человек в «зоне комфорта» не испытывает никакого негатива (дискомфорта), а если решится таки ее покинуть – никто не обещал ему всевозможные блага и прочее (именно поэтому не всегда и не везде из нее нужно выходить)). Психологи опирались все же больше на исследования тех времен, когда наука имела более доказательную базу и получала информацию путем проведения неэтичных и неэкологичных экспериментов на животных и даже людях. В этой заметке я попробую описать два ключевых вопроса - что на самом деле представляет из себя понятие «зоны комфорта» в психологии и какое значение оно имеет в психотерапии психосоматических расстройств и заболеваний.
Что представляет из себя «зона комфорта» в психотерапевтическом значении
Многие из вас наверняка слышали о серии экспериментов с детенышами обезьянок и их суррогатными матерями, в которых была объяснена роль привязанности и заботы, значения модели воспитания, взаимодействия с другими представителями вида и пр.. Но именно важность предсказуемости стимула, дала нам ответы на понимание сути процессов происходящих в зависимых связях - понимание того, почему часто человек предпочитает сохранять негативное и даже опасное «статус кво».
Не вдаваясь в подробности организации и планов исследований, суть описываемого эксперимента была сведена к тому, что детенышей обезьян поочередно помещали в разные клетки. В первой было чучело «матери» из проволочного каркаса, которое давало молоко, но при завершении «трапезы» било детеныша током. Во второй, чучело было обернуто махровым полотенцем*, и также кормило, но током било не всегда. Спустя время детенышам давали возможность выбрать себе «маму», и на удивление они предпочитали ту «холодную», которая регулярно била током. Изучив особенности поведения малышей, было выявлено, что несмотря на то, что удар был обязателен, они научались с ним «совладать», имея возможность отсрочить или пропустить принятие пищи, мобилизовать ресурс («морально подготовится», что в свою очередь помогало снизить влияние фактора стресса), а иногда даже избежать его не доедая молоко. Чучело же второй «мамы», несмотря на большее сходство с настоящей обезьяной, вело себя непредсказуемо и было неизвестно когда и при каких обстоятельствах детеныш получит удар. С ней малыши начинали вести себя «нервно» и неадекватно.
Таким образом, в психотерапии понятие «зоны комфорта» предполагает под собой именно ту зону предсказуемости, когда человек несмотря на то, что вокруг происходит нечто плохое, научается с этой проблемой совладать, избегая, отсрочивая и мобилизуя защитные функции организма для противостояния стресс фактору. Человек, как существо разумное, прекрасно понимает, что каким бы красочным не представлялось альтернативное положение, утопии не существует, все равно будет случаться что-то негативное, но неизвестно где, когда и как (тревога зашкаливает). В существующем же положении все понятно, и что самое главное, наработаны действенные механизмы «совладания» (отсрочивания, избегания, нивелирования и пр.). Именно это заставляет клиента выбирать хоть и не очень приятное, но в то же время предсказуемое (удобное=комфортное) статус кво. Такое положение является одной из причин по которой: дети из дисфункциональных семей предпочитают жить с асоциальными родителями-садистами, вместо того, чтобы переселиться в детский дом; жены алкоголиков и тиранов предпочитают такое сожительство разводу; работник терпит нечеловеческие условия труда за мизерную зарплату, вместо увольнения, и безусловно психосоматический клиент выстраивает схему ритуалов вокруг своей проблемы, продолжая болеть и пр.. Не потому что им комфортно=приятно, а потому что их комфорт=предсказуемость и (!) возможность влиять на исход ситуации.
Собственно выход из «зоны комфорта» символизирует осознание того, что мир это не клетка из которой невозможно уйти, а социум, это не механические куклы, с которыми невозможно договориться и научиться взаимодействовать эффективно. А самое главное осознание того, что наша жизнь гораздо более многогранна и вариативна, чем заранее заготовленный неэтичный и неэкологичный экспериментальный план, и мы сами являемся авторами своих экспериментов (проб и выводов), какими бы они ни были.
Другими словами, психотерапевтический элемент «выхода из зоны комфорта» заключается в расширении кругозора, получении объективной информации, овладении навыками эффективного взаимодействия и достижении необходимого для каждого конкретного индивидуума результата, наработке конструктивных моделей поведения и т.д.. В связи же с тем, что стресс фактор является неизбежным (и главное не обязательно негативным) явлением нашего существования, одной из основных терапевтических задач мы отмечаем навыки превенции, распознания, противостояния и/или нивелирования последствий стресса. При установлении доверительных отношений психотерапевт становится опорой, гарантом безопасности перехода из зоны актуального развития в зону ближайшего.
Значение понятия «зоны комфорта» в психотерапии психосоматических расстройств и заболеваний
В психотерапии психосоматических нарушений** можно выделить два основных значения понятия «зоны комфорта» (зоны привычки).
Первое дает нам ответы на вопросы о вероятных причинах того или иного психосоматического расстройства (н-р, отсутствия виденья перспектив при депрессии; создания защитных ритуалов при ОКР; фиксированности на травматическом событии при фобиях) или психосоматического заболевания (выбор конкретной модели поведения при том или ином заболевании жкт, ссс и пр.; сублимация неизрасходованной энергии в связи с ограничением зоны развития). Тогда, разбирая образ жизни клиента и его индивидуальную модель взаимодействия с окружением, мы: понимаем, почему и где конкретно он «застрял»; каков его механизм подавления тревоги; какую ситуацию он удерживает (терпит), сублимируя негативные переживания в телесный симптом и что нужно предпринять, чтобы он мог двигаться дальше.
В психотерапии психосоматических расстройств и заболеваний, выбирая выход из зоны привычного сосуществования (зоны комфорта), мы всегда оговариваем, что в конкретных сферах жизнь пациента уже не будет такой, как прежде. Поскольку нет смысла возвращаться к сценариям и установкам, моделям поведения и привычкам, к образу жизни, которые довели клиента до двери психотерапевта. И лишь в случае, когда клиент готов к таким изменениям психотерапия может быть эффективной. Да, она будет длительной, поскольку:
- пациент привыкший контролировать ситуацию с трудом доверяется другим людям (а пребывание в зоне комфорта и гиперконтроль это неразрывные части целого);
- также он постоянно старается вернуть себя прежнего (более молодого, успешного и беззаботного, живущего в другом временном континууме, в социальных схемах прошлого);
- он будет экспериментировать и искать иные модели, не каждая из которых окажется подходящей, что подрывает доверительные отношения в процессе психотерапии;
- у него будут срывы возврата к прежним, малоэффективным и деструктивным, но предсказуемым сценариям и пр..
Отчасти зона эта комфортна и потому, что не надо так сильно напрягаться. И большинство «не напрягается», пока проблема не вырастает до масштабов сублимации через тело, когда человек уже просто не может ее игнорировать. Тем не менее при устойчивом стремлении вернуть и сохранить здоровье, у него все получится. Каким именно будет новый образ жизни – зависит от самого клиента, его истории и его «вводных» (включая конституциональную предрасположенность – здоровую психосоматику), однако без существенных изменений истинно психосоматические патологии остаются «неизлечимыми».
Если же желание и настойчивость заканчиваются тем быстрее, чем больше клиент получает информации и опыта работы с психотерапевтом, речь заходит о втором значении «зоны комфорта» в процессе психотерапии – «вторичной выгоде». Когда то самое пресловутое значение «удобства» в термине «зоны комфорта» предполагает также и то, что существующая проблема или ситуация помогает человеку получать различные блага, которые он не знает как (или не хочет) получить иначе. Это могут быть как психологические бонусы от социального окружения (сочувствие, поддержка, внимание, разделение ответственности) так и вполне материальные (физическая помощь и даже финансовая).
Нередко бывает так, что в результате диагностики и психологического анализа, перед клиентом открываются т.н. «функции симптома». Он понимает, в чем помогает ему существующее расстройство или заболевание. Однако «положив на весы» цену, которую он платит за симптом и усилия, которые необходимо приложить, чтобы достигнуть того, что дает заболевание конструктивным путем, клиент выбирает оставить свое расстройство при себе. Образно говоря, продолжает оставаться в «зоне комфорта» (привычки), где все ритуалы отработаны до деталей и не требуют особых вложений, в том числе материальных и физических: «да, неудобно, но пусть лучше так». Тогда человек становится зависимым от своего заболевания, а люди, его окружающие – созависимыми, что в свою очередь может вызывать психосоматические нарушения и у них.
____
* о «моделях» чучела и их значении можно узнать больше в экспериментах Г.Харлоу.
** при написании статьи, обращаю внимание читателя на то, что вопреки распространенному мнению популярной психологии, в научной не каждое заболевание является психосоматическим и не каждое соматическое заболевание рассматривается через призму психогении.
Автор: Анастасия Лобазова, психолог-психотерапевт, специалист по психосоматике.


Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • Пять причин выйти из зоны комфорта
  • Опасность выхода из зоны комфорта и стоит ли ее покидать.
  • Выйти из зоны комфорта
  • Личные границы, зоны комфорта и конфликты
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как выходить на выступление – то, что все мы знаем на свидании, но забываем при выступлении
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • ЗОНЫ ЖИЗНИ ИЛИ УЗНИКИ СОЗНАНИЯ
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Жила-была «Зона комфорта», большая и сильная…..
  • Забейте вы уже на эту зону комфорта
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда человек делает то, что он хочет…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь