Хороший клиент, плохой клиент...

Об этом говорить не принято, поскольку все мы ценим свою репутацию корректных дружелюбных специалистов, не так ли? Что ж, рискну. 
Говорят, самыми ужасными посетителями ресторанов являются официанты, потому что они в свободное время норовят проделать с коллегами все то, что вытворяют с ними их самые беспардонные клиенты.

Согласно профессиональной этике, большинство психологов, консультантов или терапевтов работают в атмосфере безоценочного приятия клиента. Во многих направлениях даже не называя его пациентом, поскольку слово "пациент" само по себе оценочное, в буквальном переводе означает "тот, кто терпит", "терпилец". Клиенты этим правилом пользуются вовсю - где же еще? Действительно, где же еще можно побыть собой и никому не соответствовать? И правило это распространяется на все время работы. То есть примерно на терапевтический час. Но и на это время клиент и терапевт заключают устный или письменный договор, четко определяющий правила сотрудничества и подразумевающий наличие стандартной этики. Так, не в клинических условиях от клиента не ожидается, что он сядет на стол и начнет жевать скатерть, даже если это не оговаривалось заранее. Среди обусловленных же правил бывают разные - от удобства места и времени для обеих сторон до специфических, базирующихся на направленности и манере работы и даже на личности самого терапевта, поскольку личность здесь играет не последнюю роль.

В числе основных - разделение ответственности. На словах вроде бы все понятно: ответственность за продуктивность работы несут обе стороны. На деле очень хочется ничего такого не нести, особенно встав перед лицом неприятных вопросов; особенно когда на них нет ответа. Последнее время это уже бич: представители известного аморфного поколения в большинстве своем не хотят даже разговаривать о себе, а сразу требуют, чтобы психолог их просканировал, а затем, под их суровым контролем, изрек какое-то слово, от которого станет хорошо и приятно, проблемы рассосутся вместе со швами на одежде, а жизнь станет одной статичной картинкой из глянца. Вот так вот он выходит на холм, подпрыгивает, вскинув руки, да так и висит в воздухе - счастливый. Или вот так вот она приходит домой, а там гибрид рекламы ресторана и новой линии ювелирных изделий. И она стоит, полусклонясь к причесанному ребенку, сияя белозубой улыбкой над одновременно горящими свечами в лепестках роз от любимого. Вечно. Это уже даже не поиски волшебной таблетки - это Фауст для нищих духом. Спонсор дьявола - рекламное издание "Купи меня немедленно!"

Для имеющего разум и волю и это вполне решаемый вопрос. Мучится же он у стоматолога ради той самой белозубой улыбки. Так что опыт постановки целей и решения задач есть. А у специалистов есть опыт и знания, как создать условия для выхода из глянцевого ступора в целостность личности, для которой одномерные картинки уже не имеют значения, поскольку их место занимают вполне объемные, живые радости и печали, именуемые полнотой жизни. Но это путь.

Заядлым любителям подменять образование эрудицией, отношения - миленькой видимостью, достижения - фотками в соцсети проходить долгий противный путь не хочется. Не хочется и принимать оскорбительную правду, что они сделаны из тех же костей и мяса, что и все остальные, а значит, законы человеческой природы не обманешь и от себя не убежишь. Ложь всегда будет известна своему носителю, делая его перманентно несчастным.

Да они и не хотят на самом деле выдуманного глянца, поскольку подсознательно прекрасно понимают: застывание - смерть. Инстинкт самосохранения заставляет их оттягивать достижение ложной цели. К сожалению, некоторые для этого бега кругами выбирают модное "походить к психологу". К моему, во всяком случае, сожалению, поскольку в своей работе я нацелена на результат. Сьюзен Форвард когда-то сказала, что видит людей, которые десятилетиями ходят к психологам, но единственное, что меняется, - это состояние их банковского счета. Меня это не устраивает.

Возвращаясь к контракту. В течение терапевтического часа мы безусловно принимаем клиента, не ставим оценок и отлично понимаем, что от ошибок любого рода не застрахован никто. Не ставим оценок даже тогда, когда у нас с ножом у горла вымогают "пятерочку" за кротость или, наоборот, провоцируют на срыв, говоря изысканные гадости, накопленные в поколениях. Поведение - опротестовываем. Личность клиента - ни разу. Твоя жизнь - только твоя, условие контракта. В отличие от дьявольского.

Так вот. Условия абсолютного приятия, как мы уже раньше упоминали, распространяются на час. Вы меня понимаете? Час оканчивается - и мы выходим в поле стандартных деловых и межличностных взаимоотношений. И клиент, по каким-то причинам решивший, что перед ним - серое безобидное существо, в свободное время сидящее в шкафу в ожидании призывного свиста, может сильно наколоться.

Оценочное поле вступает в свои права. Хороший специалист не позволяет делать из себя "прислугу за все" и во время работы, а уж вне ее - тем более. Хороший клиент это понимает и более-менее уверенно сохраняет рамки делового этикета: уважает того, кому доверил пройти рядом с собой часть пути, соблюдает сроки, уведомляет о форс-мажорах, нивелирует вздорные позывы своей левой пятки, учитывает истинные порывы души и разума, заботится о взаимном реноме и все такое прочее, принятое в приличном обществе.

Плохой (вот оно, слово так редко упоминаемое в терапии!) зачастую пытается проделать все то, что с ним делают его нелюбимые клиенты, коллеги или члены семьи, а также пустить в ход вполне закономерные порывы, возникшие в процессе осознания собственной агрессии. Стандартные деловые договоренности защищают нас от этого. Но мало что защищает нас от нарушения договоренностей. И здесь я бы очень рекомендовала помнить, что все мы в определенное время являемся чьими-то клиентами. И что терапевт имеет свой круг общения, взгляды, дружеские и деловые связи - как правило, на достаточно высоком уровне.

Ситуация может измениться, и я не думаю, что дурное поведение заставит терапевта зеркально трепать вам нервы. Личные тайны, согласно все тому же контракту, тоже останутся погребенными навек. А вот в сфере служебного общения, покупки услуг и раздачи рекомендаций - сами понимаете...


Просмотров: 1031
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Вот так и едут они в метро: он сидит, она стоит. Поколение с «инстинктом смерти».
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Если все идёт не так, как хочется…
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Прощение, что это такое на самом деле?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Невроз и невротическая личность. Что это означает?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • ПОЧЕМУ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ВСЕ ХОРОШО, ЧТО-ТО НЕХОРОШО С ДЕТЬМИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь