|
СНОВИДЕНИЯ И КИНОВИДЕНИЯКино действует во многом в соответствии с теми же принципами, что и работа сновидений. Язык сновидений наполнен образами, которые обладают скрытыми значениями. Только некоторая часть кино воздействует на зрителя в форме повествования, большую часть влияния оказывают зрительный образ и звук. В то время, как слова понимаются осознано, образы и звуки имеют большой объем содержания, говорящего с нами только на языке бессознательного. Слова – самое далеко ушедшее от вещей-как-они-есть человеческое изобретение. В отличие от живописи, в акте созерцания которой существует возможность пристально рассмотреть детали и проанализировать их влияние, образы в кино, так же как и образы сновидений, представлены коротко, и мы не в состоянии остановить кино и сосредоточиться на конкретном образе. Скорость, с которой мы раскрываем образы, позволяет большей части того, что мы видим, восприниматься только на бессознательном уровне. Невозможно сфокусироваться на всем визуальном потоке, появляющемся на экране одновременно. Особенно, если мы смотрим картину талантливого режиссера. Мы всегда вынуждены неглижировать некоторую часть того, что видим, чтобы сфокусироваться на какой-то другой части. Но то, что мы не способны видеть сознательно, мы все-таки видим бессознательно. Это процесс, который у каждого происходит без сознательной обработки. Именно так происходит бессознательный аспект образной работы кино. Таким образом, передаваемое через кино значение часто настолько же скрыто, как и значение, переданное сновидением. Отсюда иногда люди говорят: «Вроде бы ничего такого в этом фильме нет, но я весь день после его просмотра какой-то не такой». И кино, и сновидения осуществляют свою психическую работу, прибегая к зашифрованному языку бессознательного. Еще один аспект, который сближает работу кино и работу сна — регрессия. Некоторая степень регрессии присутствует при просмотре кино, особенно в темном кинотеатре. Все то, что зритель может видеть и слышать, контролируется фильмом. Зритель в некоторой степени теряет ощущение своего реального (физического и психического) присутствия в зале. Большинство людей позволяют себе «отложить недоверие» или войти в состояние, подобное к состоянию дневных грез. Эго слабеет и открывается больший доступ к бессознательному. Можно сказать, зритель занят работой «киновидения». По всей видимости, именно это имел ввиду Педро Альмодовар, сказавший на Каннском кинофестивале этого года:
Дополнительно к этому нужно сказать, что роль зрителя предполагает некоторую долю пассивности, зритель принимает то, что ему показывают, и в такой пассивной позиции скрыто дополнительное удовольствие. Статус выдумки бесконечных убийств, катастроф, сексуальных преступлений, который часто включается в кинофильм, усиливает удовольствие, гарантируя, что созерцание никогда не превратиться в действие. Так же как и в сновидениях, в кино существует возможность овладеть универсальными конфликтами и травматическими комплексами. Во все времена люди искали в искусстве возможность разрешения проблем. В этом смысле экран – подходящий контейнер для проекции личных бессознательных тревог и влечений. Во время изучения кинофильма происходит изучение себя самого. Наиболее успешные фильмы обычно соприкасаются с подавленными желаниями и страхами зрителя, мы видим в кинофильмах отражения проблем идентичности, горевания, со страхом уничтожения и нарциссическими страхами. В терапевтическом процессе анализ сновидений или кинофильма – привычный процесс, который редко идет не как по маслу, причиной чему является риторическая слабость. Сновидение и киновидение связаны с такой мощной силой бессознательного, что сознание просто не способно выразить в словах сновидческий или киновидческий опыт. В этих случаях наиболее эффективным является использование любых других средств и модальных входов дешифровки сообщений бессознательного: рисунки, лепка, танец, работа с телом и пр. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|