|
Сновидения и кино: В плену у негативного Анимуса – «Марта» (1974) и все, все, всеКогда женщина хочет быть слишком хорошей и отрицает свою Тень, она становится одержимой – попадает под власть теневого негативного Анимуса. Она становится пленницей, чьей жизнью распоряжаются другие – берут замуж, ведут, водят, используют, поощряют за хорошее поведение и наказывают за плохое. Исторически еще совсем недавно тема Анимуса не могла бы возникнуть в культурном поле и хоть как-то отрефлексирована.
Анимус, который должен был открывать путь к духовной жизни женщины, проецировался на мужчин, которые управляли женщинами, контролировали их «дикость» и монополизировали развитие духа через церковь, архитектуру, литературу, музыку, художественное творчество. В средние века за связь со своей мужской частью женщин просто сжигали, выбирая самых молодых, красивых и независимых. В поздние времена, когда церковные нравы смягчились контроль над маскулинной частью и духовной жизнью женщин взяли на себя светские власти. Психика во всей своей красоте и полноте разворачивается лишь в культуре и в духовной жизни. Но эти сферы были закрыты для женщин. Женщины не допускались ни к образованию, ни к творчеству, ни к духовной жизни. У Анимуса оставались только две легитимные возможности – проявляться в проекциях на мужчин (отца, брата, мужа, сына) или пухнуть, превращаться во внутреннего тирана в психике женщин, подчиняя ее сознание, мышление и ростки индивидуального духа. Даже если говорить только о мужчинах, то и здесь, как выразился К. Г. Юнг,
При этом для мужчин такая потенциальная возможность существовала всегда и мы можем привести большое количество исторических персонажей, которые шли этим путем. Женщин среди них почти нет при том, что феминный потенциал огромен. Для его реализации нужен, как говорил Юнг, священный и оплодотворяющий психику брак феминной части с Анимусом. Именно в нем раскрывается полнота женской духовности. Мы же имеем социально одобренные варианты насилия негативного Анимуса над женским Я – бесконечные примеры от т.н. нормативного подчинения патриархальным устоям до одержимости женщин духами и демонами. Анимус – маскулинная женская часть не является дьяволом, но дьявол вселяется в него, превращая Анимус в зло, а женщину или в полностью подчиненное существо или в ведьму, которую надо уничтожить. Как говорил К.Юнг в «Семинарах о Ницше», для развития сознания нам нужно придумать и создать дьявола, даже если его нет. Иначе зло не будет персонифицировано, останется в коллективном бессознательном и будет взламывать нашу жизнь войнами и катастрофами. Именно это происходит в индивидуальной женской психике, которая не осознает присутствия в ней Анимуса. Последний, либо проецируется во вне на деспотичных мужчин или начинает действовать разрушительно на женскую психику изнутри, превращая ее жизнь в рутинное подчинение мужским устоям. Неосознаваемый и ставший негативным Анимус оставляет ей лишь роли заботливой матери, капризной или послушной зависимой дочери, мужской обслуги, работниц средней руки или сексуальных объектов вместо того, чтобы быть осознанным как важнейшая часть своей женской психики и проводник к духовному развитию. Наш последний декабрьский Киноклуб был посвящен данной теме и задан двумя сновидениями (разрешение на публикацию получено):
Сон № 1 Я нашла подработку в типографии в наборном цехе. Радуюсь, набираю какой-то текст из литер в своем верстатке и несу на корректуру. Чувствовала волнение от возвращения туда, где возможно была счастлива.И тут появляются люди. М. - мой учитель-практик, моя вторая мама: «Ну, здравствуй », - она сидела за своим столом с большой раскрытой книгой по заработной плате, с карандашом в руке и улыбалась. С. - технолог, учила самостоятельно принимать решение, властная, подавляющая, практичная и хорошая. Я открываю дверь к ней в кабинет и вижу ее за вычиткой текстов и расценкой заказов. Как обычно, она не подняла голову, только махнула рукой: не мешай. П. - первый мой директор, бывший военный, волевой, решительный, правильно говорящий, властный, интересный. Своей уверенной походкой завладел мной и повел показывать, что у них здесь и как. Я пыталась обЪяснить, что я у них на время. Но он вел через печатный цех. Н. - печатница на плоскопечатных листовых машинах, спокойная, уравновешенная, логичная, дисциплинированная, тихая, стояла за печатной машиной и подавала листы бумаги. Рядом стояли одиночные кровати. Мне это показалось странным: люди не ходят домой? Что поменялось в их жизни? Наборный цех. Девочки все молодые, я их не знаю, только А. - маленькая, вечно испачканная в краске, с накрашенными губами, улыбчивая и громкая, смешливая, делающая ошибки в наборе, выбирающая выгодные заказы, спорщица, из того времени: «Ба, кто к нам, почему к нам?». Я показала верстатку (подработка) , мы откатали оттиск и я стала под общий гул разбирать литеры по местам кассы. Волновалась. Литеры попадались не всегда свинцовые, но и пластиковые - откуда? - путала ячейки кассы. Чувствовала волнение и желание остаться с ними. П. повел меня в линотипный цех. Здесь стояло два линотипа и около каждого кровати. Л. - наборщица, молодая, мы были ровесники, медленная, растягивающая слова, чувственная. Я сама пошла к ней: «Как хорошо, что у тебя тихо. Почему везде кровати? Вы здесь живете?»- Она улыбалась: «Да,теперь так…». П. повел меня к брошюровочному участку по узкому коридору. - «А это наша гордость».Он показал на ответвленный коридор , достаточно емкий в котором стояли два больших рояля, они были непропорциональные, широкие, необычные и закрытые, гладкие и черные. Рядом стояли цветы , динамики и крутящиеся стульчики . ОООО, я почувствовала восторг и желание остаться здесь. Кто-то спросил: «Ты надолго?». Я ответила, что в отпуске, а там посмотрю. И такое детское желание остаться еще. Вдруг заиграла классическая музыка. Из динамиков, но сами рояли были закрыты. Я удивленно посмотрела на директора. Он : «Приходится изворачиваться: никто не умеет на них играть». И мы пошли дальше. После сновидения: Проснулась с щемящим чувством «хочу вернуться». Легкое раздражение вколыхнуло тревогу, что ничего там не поменялось, кроме кроватей и роялей. Зачем я хочу туда вернуться? Кровати, застеленные металлические односпальные с панцирной сеткой. Покрыты одеялом . Чувствую грусть и неуместность их в типографии. Тяжело, глубоко и тяжело, и хочется вернуться и не нужно, ностальгия, рутина, постоянство, маразм, работать, ни на что не отвлекаясь. Ничего не поменялось с нашего времени. Люди более добрые и располагающие. Ностальгия. Образцово-показательный женский концлагерь, прошлое, роботизированный труд, нет семьи, детей, дома. Кровати – быть не должно, беспокоят, военное положение, пионерский лагерь. Чувств нет. Свинцовые и пластиковые литеры, которые собирают женщины - тиражирование чужих мыслей и слов. Женщины в сновидении: Грустно и угрюмо, из последних сил, очень дружно, жить по максимуму в неблагоприятных условиях, сок, молоко дают, весело, Мужчина: Мне это нравится, успокаивает. Волнуюсь, что готова сюда вернуться. Политрук. Теплота. Единственный. Защита. Не слышит. Все женщины находятся в его владении и все здесь это его владения, всем удобно. Забота – кроватки, детские горшочки у кроваток. Мужчины строят женщин по росту. Обида. Возмущение. Деваться некуда. Чувство агрессии к нему. Смех. Сон № 2 с интервалом в один месяц
Компания женщин забронировала баню за городом в частном доме. Выезжаем в темное время. Посадка в большой дорогой черный автомобиль. Два мужчины. Один - водитель, другой - охранник (не знаю кого охраняет). Оба высокие, сильные, обученные борьбе. В черной кожаной одежде. Коротко пострижены. Водитель сел за руль. Второй — в салон. Нас шесть женщин и странная девушка. Белесая — светлые жидкие волосы до плеч, худенькая фигурка, острые плечики, светлые глаза. Белая кожа. И кашель. Да, она подкашливала и тем самым вносила паузы в разговоры и веселое ожидание. Кашель раздражал всех, не меня одну. И когда Девушка закашлялась в очередной раз, Второй, который сидел в салоне постукал ей по спине. Потом посильнее. А потом посадил к себе на колени, взял за горло и сжал его. Девушка закрыла глаза и прекратила кашлять. Я вижу все это и чувствую, как пальцы мужчины смыкаются все больше и больше. И вдруг понимаю, что он убил Девушку. И тут все обратили внимание, когда он отпустил ее на кресло. И никто ничего не сказал, не закричал. Как будто и не было её. Я ощутила страх, парализующий холодом мой живот и ноги. Мои глаза с ненавистью смотрели на толстую шею мужчины, он обернулся. Я отвела взгляд. Дальше мы под дождем переносили свои сумки в дом, куда привез нас автомобиль. Баня была настоящая, жаркая и влажная. В доме было много комнат и кухня. Мы что-то готовили, пили, ели, парились, разговаривали, смеялись. И только я чувствовала, что за нами наблюдают. Что я говорю и делаю. Заканчивалось все сбором вещей: своего не забыть. Мужчины осмотрели дом. Один снова сел в машину за руль, а другой стоял и помогал нам разместиться по местам а автомобиле. Он долго наблюдал за мной. «Что-то ищешь?». Мои глаза выразили вопрос: «Где она?». «Тебе это не надо знать» - тоже молча. Лицо у него было жестким и решительным. Мне было страшно. Я была раздражена раздираемыми душу чувствами стыда и вины. Дождь намочил платье, его куртку, наш автомобиль. Было также темно. Как будто и дня не было. После пробуждения стыд и вина за молчаливый сговор в преступлении. Я свидетель. Сон отбросил в детство. Напряжение. Страх, что произойдет еще что-то более страшное. Я не должна была быть в том месте и с этими людьми. На групповые ассоциации уже не остается времени и мы переходим к просмотру коллективного сновидения - фильм «Марта». Реж. Рейнер Фассбиндер, 1974.
Не будучи специалистом в киноискусстве скажу лишь, что для меня этот фильм оказался привлекательным в своей простоте, очевидности образов и символики. Своеобразный букварь, в котором понятно, что и кто. Вот он малопотентный папа, из-за которого дочери трудно подниматься по лестнице становления, вот незрелая мать, вот немой дикий и красивый природный Анимус в лице ливийца, негативный садистический Анимус в лице мужа Марты. И сама Марта – внешне женщина-подросток, психологически - ребенок двух-трех лет развития, растерянная, подчиняющаяся, послушная, испуганная. И концовка фильма, когда она уже обездвиженная в инвалидной коляске. Не задушенная как в представленном сновидении, но лишенная жизни. И муж, отдающий в последних кадрах медсестре деньги, как в магазине оплачивают покупку куклы. В субъектном ключе все персонажи фильма про психику главной героини. Ее неразвитое Я в возрасте маленького ребенка и аспекты ее Анимуса. Обесценивающий отец, как не случившаяся основа ее самостоятельности; ливиец, как природная, грубая и пугающая сила инстинктов, с которыми героиня в силу психологического возраста не готова встретиться; муж как воплощение ее негативного подчиняющего Анимуса, который полностью подчиняет психику героини; и молодой человек сослуживец как единственная, но погибшая надежда на развитие женской идентичности в контакте с разумным аспектом Анимуса. Фильму более 40 лет. За это время снято огромное количество первосортных и посредственных, более сложных и изощренных фильмов по данной теме. Но этот привлекателен своей наивностью и прозрачностью. При этом в нем заданы все основные фигуры и векторы более современных, но вторичных фильмов. Что еще можно посмотреть, кроме «Марты» Фассбингера по теме взаимоотношения женского Я с Анимусом, где Анимус представлен в своем подавляющем негативном аспекте? Это фильмы, посвященные мазохистической составляющей в женской психике. К.Г. Юнг как-то сказал про одну из своих знакомых женщин:
Мы тоже будем пытаться исследовать эту тему и два ближайших Киноклуба посвятим знакомству с темой Анимуса. Возможно, будут и статьи. Чертова дюжина лучших фильмов, в которых можно познакомится с негативным Анимусом в психике женщины: «Дневная красавица, Реж. Луис Бунюэль, 1967. «Ночной портье, Реж. Лилиана Кавани, 1973. «Последнее танго в Париже». Реж. Бернардо Бертоллучи, 1972. «Постепенное скольжение в удовольствие». Реж. Ален Роб-Грийе, 1973. «История “О”». Реж. Жюст Жэкин, 1975. «Жестокий романс». Реж. Эльдар Рязанов, 1984. «9 1/2 недель» Реж. Эдриан Лайн, 1985. «Синий бархат» Реж. Дэвид Линч, 1986. «Горькая луна». Реж. Роман Полански, 1992. «Романс Х». Реж. Катрин Брейя, 1999. «Пианистка» Реж. Михаэль Ханеке, 2001. «Нимфоманка: Часть 2». Реж. Ларс фон Триер , 2013. «Дневная красавица» Реж. Хироси Ниситани, 2017. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|