|
ШИЗОИДНЫЙ УЧАСТНИК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
В психотерапевтической группе участники шизоидного типа сразу обращают на себя внимание своей заблокированностью, изолированностью и отстраненностью. Они часто обращаются к групповой психотерапии из-за смутного чувства, что им чего-то не хватает: они не могут чувствовать, не могут любить, не могут играть, не могут плакать. Такие люди – зрители по отношению к самим себе; они не живут в своем собственном теле, не испытывают своих собственных переживаний. Шизоидный индивид страдает от дефицита эмоциональных и рефлексивных способностей. На каждой встрече психотерапевтической группы такой индивид получает доказательства того, что его эмоциональный опыт по природе и интенсивности значительно отличается от эмоционального опыта других участников. Иногда такое расхождение в эмоциональных проявлениях озадачивает участника, и он делает вывод, что другие участники излишне эмоциональны, притворщики, придают слишком много внимания мелочам или просто обладают слишком возбудимым темпераментом. Но рано или поздно шизоидные участники группы начинают задумываться о себе. И. Ялом описывает шизоидного участника группы, который в ответ на упреки остальных участников, что он не проявил ни грамма эмпатии по отношению к двум ее очень расстроенным членам, ответил: «Значит им плохо. Есть множество людей во всем мире, которым в эту минуту плохо. Если я буду расстраиваться и-за каждого, то это превратиться в работу на весь день». Группа учится расшифровать то, что переживает шизоидный участник, по его жестам и поведению. По большому счету, такие участники говорят о себе в том же духе, что и другие участники, и присоединяются к группе в ее исследовании, например, замечая: «Я сжал кулаки, вероятно, я испытываю злость». В некотором смысле они испытывают те же трудности, что и лица с алекситимическими особенностями, которые не в состоянии определить, что они чувствуют, а вместо описания собственных чувств могут подменять их соматическими эквивалентами. Часто в ответ на вопросы, которые адресуют ведущие или другие участники группы такому ее члену: «Что Вы чувствуете» или «Что с Вами сейчас происходит», можно услышать: «Мне холодно» или «У меня болит голова». Такой участник группы всегда обращает на себя внимание. Сначала участники с любопытством поглядывают на молчаливого и ни во что не вмешивающегося человека, который обычно очень аккуратно относится к посещению групповых занятий. После участники бывают озадачены и задаются вопросом: «Что он тут делает?». После этого появляется недоверие, особенно когда другие участники более-менее перешагнули рубеж недоверчивости и тревог, связанный с самораскрытием перед другими людьми, такой неучаствующий участник начинает напрягать и раздражать. Приходит момент, когда участники больше не готовы деликатно терпеть отстраненного члена группы. Все чаще и чаще они обращаются к нему с вопросом: «Что ты чувствуешь по этому поводу?». В зависимости от своих собственных личностных особенностей участники могут быть условно разделены на два лагеря, одни из них активно пытаются помочь шизоидному участнику стать чувствующим и участвующим членом группы, другие обвиняют такого участника в бесчувственности и жестокости, обычно реагируют яростно и даже предлагают ему покинуть раз и навсегда группу. Но, в конце концов, все устают, в свои права вступает разочарование. Время от времени могут снова возникать вспышки активности по отношению к такому участнику. Психотерапевту же не стоит присоединяться к поиску быстрых изменений. Шизоидный участник группы не меняется под влиянием какого-то драматического события. Изменения могут наступать лишь благодаря длительному, неустанному, кропотливому труду, который состоит из бесчисленного количества крохотных шажков почти неощутимого прогресса. Шизоидные участники группы, прежде всего, нуждаются в новом интериоризованном опыте мира межличностных отношений, а это требует времени, настойчивости и терпения. Конечно, у ведущего группы может возникать соблазн применить какую-нибудь активизирующую технику, чтобы ускорить процесс изменений, но в таком случае существует риск снизить потенциал группы и сделать ее более зависимой от ведущего. Работая с таким участником группы, ведущему следует фокусироваться на «здесь и сейчас»; побуждать участника с шизоидными особенностями дифференцировать для себя участников, на самом деле он не относится и не реагирует на всех участников абсолютно одинаково; помогать углублять чувства, которые они называют незначительными и не заслуживающими внимания. Например, шизоидный участник может согласиться, что слегка раздражен, в таком случае ему можно предложить посмотреть на это раздражение сквозь лупу: «Посмотрите на свое раздражение сквозь лупу, опишите в точности каково оно». Существенным является поощрение шизоидного участника к наблюдению за собственным телом. Чаще всего такие люди, имея сложности в том, чтобы что-то почувствовать и назвать, рефлексировать чувство, отдают себе отчет в соматических и вегетативных компонентах эмоций: потоотделение, комок в горле, покраснение лица, тяжесть в желудке и пр. Имея терпение, группа может постепенно научиться помогать шизоидному участнику переводить телесные ощущения на язык чувств и эмоций. Пожалуй, самым важным для ведущих, в группе которых присутствует шизоидный участник, оставить мечты о скорых и эффектных изменениях такого человека. Спешка, призывы к такому участнику быть активнее, человечнее, могут привести лишь к тому, что он не выдержит и просто бросит группу. Однако терпеливое и деликатное отношение к такому участнику группы практически всегда приводит к тому, что он обязательно извлекает из групповой формы психотерапии значительную пользу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|