|
О роли ведущего в создании и сохранении терапевтической среды группы
Ведущий психотерапевтической группы имеет своей целью не только предоставление психотерапевтических услуг каждому пациенту, но и создание терапевтической среды в группе в целом. Поэтому у ведущего две задачи: ему необходимо контролировать и каждого участника по отдельности, и группу как целое.
Потребности группы не всегда могут совпадать с потребностями конкретного участника, хотя в дальнейшей перспективе потребности участников будут полнее удовлетворяться как раз путем создания терапевтической среды в группе и развития группы как средства психотерапии. Развитие группы как целого и превращение её в терапевтический помогающий инструмент - это и есть основная задача, которую ставит перед собой ведущий долгосрочной терапевтической группы. Решив эту задачу, ведущий уходит на второй план, и на этой стадии процесса участники говорят, что посещают групповую терапию не ради персоналии именно этого ведущего, а «ради самой группы».
Большинство психотерапевтов уверено, что применение методов групп-анализа, за которые высказывался Зигмунд Фулкс, приведет к созданию благоприятной терапевтической среды и эффективной психотерапевтической группы. Тем не менее в группе могут происходить и деструктивные процессы, которые на короткий или длительный период способны сделать и группу, и среду в лучшем случае нетерапевтическими, а в худшем — вредоносными и разрушительными как для участников, так и для ведущего.
Руководитель осуществляет в своей группе фасилитацию на разных стадиях — формирования группы, ее консолидации, работы с группой и окончания терапии. Обязанность руководителя сводится к проведению вмешательств, соответствующих конкретной стадии. В краткосрочной закрытой группе психотерапевт способен достаточно четко определить свои задачи. В долгосрочной, медленно развивающейся открытой группе промежуточные стадии растягиваются, в течение них происходят выходы из группы и принятие новых членов. Выход и вход новых участников группы могут вызывать различные последствия: так чаще всего выражается присущая группе в целом тенденция регрессировать к начальным стадиям своего развития, после чего процесс обретения зрелости идет с ускорением. Руководитель выбирает способ своего вмешательства в зависимости от того, что происходит в группе. Наиболее очевидной задачей психотерапевта здесь является фасилитация процесса расставания с уходящими членами. В то же время новым участникам по требуется защита от других членов группы, которые недоброжелательно отнесутся к приходу новичков — как при появлении в «счастливой семье» нового ребенка.
Ведущие групп, работающие в краткосрочном формате нескольких месяцев, таким образом часто не завершают стадию формирования «группы как целого» и таким образом «не собирают дивиденды» от своей работы. По многочисленным практическим наблюдениям, стабильная групповая матрица формируется после 10-20 групповых часов - что соответствует примерно 2-4 месяцам при сеттинге 1,5 часа / 1 раз в неделю. В удачном случае, если группа сформирована из подготовленных высокофункциональных участников, групповая матрица формируется быстрее. Если же стадия отбора кандидатов в группу была пройдена с допущениями, то формирующаяся матрица будет по ходу «выбраковывать» из группы неподходящих членов, и этот процесс затягивается на несколько месяцев. «Расслабиться» и опереться на группу как на терапевтический инструмент ведущий сможет лишь после окончания периода «болтанки» и перехода в рабочий терапевтический режим. В дальнейшем его вмешательства будут требоваться все реже - для коррекции курса.
Итак, роль группового ведущего весьма сложна и ответственна. В этой статье я кратко коснулась основной задачи ведущего долгосрочной терапевтической группы - создании особой терапевтической среды. На моей групповой супервизии для ведущих групп я предлагаю участникам-ведущим групп рассмотреть кейсы и краткосрочной, и долгосрочной работы - тогда групповые ведущие наглядно видят, как сложна эта самая первая стадия формирования группы и сколько пользы получают участники позднее, когда группа «настроена» и работает как инструмент.
--------------
@Гордеева Юлия Анатольевна - к.ф.-м.н., психоаналитик, групп-аналитик, супервизор
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|