О роли ведущего в создании и сохранении терапевтической среды группы

Ведущий психотерапевтической группы имеет сво­ей целью не только предоставление психотерапевтических услуг каждому пациенту, но и создание терапевтической сре­ды в группе в целом. Поэтому у ведущего две  задачи: ему необходимо контролиро­вать и каждого участника по отдельности, и группу как целое.
Потребности группы не всегда могут совпадать с потребнос­тями конкретного участника, хотя в дальнейшей перспективе потребности участников будут полнее удовлетворяться как раз путем создания терапевтической среды в группе и развития группы как средства психотерапии. Развитие  группы как целого и превращение её в терапевтический помогающий инструмент  - это и есть основная задача, которую ставит перед собой ведущий долгосрочной терапевтической группы. Решив эту задачу, ведущий уходит на второй план, и на этой стадии процесса участники говорят, что посещают групповую терапию не ради персоналии именно этого ведущего, а «ради самой группы».
Большинство психотера­певтов уверено, что применение методов групп-анализа, за которые высказы­вался Зигмунд Фулкс, приведет к созданию благоприятной терапев­тической среды и эффективной психотерапевтической груп­пы. Тем не менее в группе могут происходить и деструктивные процессы, которые на короткий или длительный период спо­собны сделать и группу, и среду в лучшем случае нетерапев­тическими, а в худшем — вредоносными и разрушительными как для участников, так и для ведущего.
Руководитель осуществляет в своей группе фасилитацию на разных стадиях — формирования группы, ее консолидации, работы с группой и окончания терапии. Обязанность руково­дителя сводится к проведению вмешательств, соответству­ющих конкретной стадии. В краткосрочной закрытой группе психотерапевт способен достаточно четко определить свои за­дачи. В долгосрочной, медленно развивающейся открытой груп­пе промежуточные стадии растягиваются, в течение них про­исходят выходы из группы и принятие новых членов. Выход и вход новых участников группы могут вызывать различные последствия: так чаще всего выражается присущая группе в целом тенденция регрессировать к начальным стадиям своего развития, после чего процесс обретения зрелости идет с ускорением. Руководитель выбирает способ своего вмешательства в зависимости от того, что происходит в группе. Наиболее очевидной задачей психо­терапевта здесь является фасилитация процесса расставания с уходящими членами. В то же время новым участникам по­ требуется защита от других членов группы, которые недобро­желательно отнесутся к приходу новичков — как при появле­нии в «счастливой семье» нового ребенка.
Ведущие групп, работающие в краткосрочном формате нескольких месяцев, таким образом часто не завершают стадию формирования «группы как целого» и таким образом «не собирают дивиденды» от своей работы. По многочисленным практическим наблюдениям, стабильная групповая  матрица формируется после 10-20 групповых  часов  - что соответствует примерно 2-4 месяцам при сеттинге 1,5 часа / 1 раз в неделю. В удачном случае, если группа сформирована из подготовленных высокофункциональных участников, групповая матрица формируется быстрее. Если же стадия отбора кандидатов в группу была пройдена с допущениями, то формирующаяся  матрица будет по ходу «выбраковывать» из группы неподходящих членов, и этот процесс затягивается на несколько месяцев. «Расслабиться» и опереться на группу как на терапевтический инструмент ведущий сможет лишь после окончания периода «болтанки» и перехода в рабочий терапевтический режим. В дальнейшем его вмешательства будут требоваться все реже - для коррекции курса.
Итак, роль группового ведущего весьма сложна и ответственна. В этой статье я кратко коснулась основной задачи ведущего долгосрочной терапевтической группы - создании особой терапевтической среды. На моей групповой супервизии для ведущих групп я предлагаю участникам-ведущим групп рассмотреть кейсы и краткосрочной, и долгосрочной работы - тогда групповые ведущие наглядно видят, как сложна эта самая первая стадия формирования группы и сколько пользы получают участники позднее, когда группа «настроена» и работает как инструмент.
 
--------------
@Гордеева Юлия Анатольевна - к.ф.-м.н., психоаналитик, групп-аналитик, супервизор
 


Просмотров: 349
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Примеры возможных конфронтаций психолога с клиентами, исходя из радикалов
  • Эрик Берн: Быть красивой — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения
  • Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?
  • "Таблетка для счастья". Полезные тренинги, семинары и группы, и не очень - как отличить?
  • Всегда вне группы
  • Что такое психотерапевтические группы и зачем они нужны
  • ШИЗОИДНЫЙ УЧАСТНИК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • МОЛЧАЩИЙ УЧАСТНИК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Эннеаграмма как инструмент ведущего HR-специалиста
  • Рекомендации для работы на группе
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Стадии развития. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)
  • Техника работы с зависимостью. Как элемент долгосрочной терапии аддикций.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • НАРЦИССИСТ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • 11 августа Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров. 20 позиций которые вкладываются мужчинами в определение «эта женщина – в постели полное бревно»
  • Групповая терапия, как инструмент совершенствования личности.
  • ОТВЕРГАЮЩИЙ ПОМОЩЬ НЫТИК В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
  • возрастные стадии. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)
  • Как противосоять влиянию "групп смерти"
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Переживание как процесс формирования реальности
  • КАК ПЕРЕЖИТЬ РАССТАВАНИЕ? СТАДИИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДИТ КАЖДЫЙ И СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • Скрыть Как ставить цели, которые будут выполняться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь